Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе все большее теоретическую и практическую значимость приобретает обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, противодействие преступности. В связи с этим, одной из стратегических задач, стоящих перед нашим обществом и государством, выступает борьба с преступностью, где исключительную роль играет оперативно-розыскная деятельность, которая носит разведывательно-поисковый характер и выступает основополагающим источником оперативно-розыскной информации.

Как вид правоохранительной деятельности государства оперативно-розыскная деятельность направлена на защиту жизни, здоровья человека, обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрану собственности, поддержание правопорядка и безопасности общества и государства от преступных посягательств. Эта деятельность базируется на праве, определяющем ее цели, содержание, пределы и обеспечивающем практическое достижение наиболее эффективных результатов в борьбе с преступностью.

Сущность оперативно-розыскной деятельности составляет использование специальных средств и методов, цели и система оперативных аппаратов, которые могут меняться в связи с изменением общественных отношений и достижениями современной науки. Но в ее основе лежат принципы, отражающие сущность и исходные начала оперативно-розыскной деятельности.

В связи с этим особое значение для этой деятельности имеет закрепление на конституционном уровне таких основополагающих идей и отправных правил ее осуществления, как законность, гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека, равенство всех перед законом. Без их практической реализации оперативно-розыскную деятельность вряд ли можно признать правомерной и допустимой.

О значимости и актуальности конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности свидетельствуют и многочисленные публикации различных авторов, таких как: А.Л. Аганесян, В.Ю. Алферов, З.Г. Брциева, Р.И. Гадельшин, К.К. Горяйнов, А.И. Гришин, Е.С. Дубоносов, С.Н. Жаров, Т.И. Железняк, С.И. Захарцев, Н.И. Ильин, В.А. Ильичёв, Е.Е. Каймульдинов, В.Д. Лахин, B.C. Овчинский, Г.К. Синилов, А.М. Хлус, И.Д. Шатохин, А.Ю. Шумилов и других.

Объектом исследования по теме «Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности» выступают объективно существующие и функционирующие основные начала осуществления оперативно-розыскной деятельности. Предметом исследования выступают теоретические подходы к определению понятия, сущности и системы принципов оперативно-розыскной деятельности в целом и конституционных принципов в частности, их законодательное закрепление на современном этапе.


Целью курсовой работы является проведение комплексного анализа конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности как исходных, объективно обусловленных и основополагающих начал, лежащих в основе оперативно-розыскной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. раскрыть понятие и сущность принципов оперативно-розыскной деятельности;
  2. провести классификацию принципов оперативно-розыскной деятельности по различным основаниям;
  3. определить систему конституционных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  4. охарактеризовать отдельные конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.

1. Понятие и сущность принципов оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [15 ст.1].

Оперативно-розыскная деятельность играет исключительную роль и занимает особое место не только в борьбе с преступностью, но и в целом в уголовной юстиции. В отличие от других видов правоохранительной деятельности оперативно-розыскная деятельность обладает самостоятельностью и своеобразием, раскрывающимся через ее признаки:

во-первых, оперативно-розыскная деятельность носит государственно-правовой характер;

во-вторых, оперативно-розыскная деятельность обособлена от других видов государственной деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных ее осуществлять;

в третьих, оперативно-розыскная деятельность осуществляется характерными только данному виду деятельности средствами и методами, а именно через оперативно-розыскные мероприятия [1];

в-четвертых, оперативно-розыскная деятельность нацелена на противодействие преступности и обеспечение национальной безопасности [5 с.15].

Как вид правоохранительной деятельности оперативно-розыскная деятельность основывается на соответствующих принципах, имеющих важное значение как для теории оперативно-розыскной деятельности, так и для практической деятельности правоохранительных органов.


Следует отметить, что в юридической науке институт правовых принципов является одним из важнейших и достаточно устоявшимся.

В буквальном смысле под принципом принято понимать основу, начало общественного явления или процесса в любой сфере деятельности. При этом толковый словарь раскрывает содержание данного термина в трех аспектах:

1. это основное, исходное положение какой-либо науки, учения, теории, мировоззрения;

2. руководящая идея, основное правило деятельности;

3. внутреннее убеждение человека, определяющее его нормы поведения и деятельности [16,17].

В наиболее обобщенном виде под принципом понимается руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности [10,18].

Любое наука, теория, деятельность, имеет ряд руководящих идей, определяющих всю систему теоретических знаний и выработанных на их основе практических навыков. При этом такие идеи, начала вырабатываются не хаотично, а на основе комплексного подхода путем выявления и максимального учета:

закономерностей общественных процессов. Применительно к оперативно-розыскной деятельности это основные тенденции в состоянии преступности, а также закономерности совершенствования системы государственных мер по ее сдерживанию;

правовой основы решения общенациональных задач развития политической, социальной и экономической сферы государства и общества;

методологии решения конкретных задач борьбы с преступностью, а также общепризнанных, апробированных и узаконенных единых правил использования оперативно-розыскных сил и средств в борьбе с преступностью [11].

В свою очередь под правовыми принципами принято понимать основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства [2 с.27].

В правовой доктрине принципы рассматриваются как основа построения и функционирования того либо иного явления государственно-правовой действительности, выражающая его сущность, назначение и характерные черты.

Исходя из этого смыслового значения, большинство авторов и формулируют свои определения принципов оперативно-розыскной деятельности, используя в качестве родовых такие понятия, как «основные правила, требования, предъявляемые к данному роду деятельности», «руководящие идеи», «основные начала», «исходные положения», т.е. по существу синонимичные понятия. Это свидетельствует в целом о наличии единого подхода к определению принципов оперативно-розыскной деятельности [19].


В то же время в юридической науке отсутствует единство взглядов на природу принципов оперативно-розыскной деятельности.

Так, одни авторы исходят из правовой природы принципов оперативно-розыскной деятельности, отмечая, с одной стороны, их обусловленность требованиями законов и подзаконных актов, а, с другой стороны, их нормативное закрепление в законодательстве и ведомственном правовом регулировании [6].

Другие авторы утверждают, что принципы оперативно-розыскной деятельности существуют вне зависимости от того, нашли ли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет [20].

При этом ряд авторов к принципам оперативно-розыскной деятельности стали относить не только «руководящие идеи», закрепленные в правовых нормах, но и «нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов» и даже элементы российской духовности [7].

По мнению Шатохина И.Д., такое расширительное понимание природы принципов оперативно-розыскной деятельности способствует размыванию понятия принципов как «руководящих идей» и «основополагающих начал», поскольку само понятие «нравственные представления общества» относительно сущности оперативно-розыскной деятельности носит весьма абстрактный характер, а в бытующем общественном мнении методы оперативно-розыскной деятельности, как правило, признаются безнравственными. Положения, не имеющие нормативного закрепления, не могут называться принципами. А поскольку оперативно-розыскная деятельность носит правовой характер, сущностным признаком принципов оперативно-розыскной деятельности является их закрепление в нормах права [19].

Признание за принципами оперативно-розыскной деятельности нормативного характера выступает в юридической науке доминирующей точкой зрения. Этому свидетельствуют дефиниции различных авторов.

Например, Каймульдинов Е.Е. определяет принципы оперативно-розыскной деятельности как основополагающие начала, руководящие идеи, выраженные в нормах законодательных актов, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели, задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности и организации работы оперативных аппаратов [12].

В свою очередь Горяинов К.К. принципы оперативно-розыскной деятельности рассматривает как руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и определяющие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества [6].


По мнению Р.И. Гадельшина, принципы оперативно-розыскной деятельности представляют собой вытекающие из природы правовой системы российского государства теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, определяющие построение институтов оперативно-розыскного законодательства и направляющие эту деятельность на достижение целей и задач, поставленных государством перед оперативными подразделениями [5].

Таким образом, принципы оперативно-розыскной деятельности занимают особое положение, поскольку неотделимы от действующих юридических норм, существуют и функционируют в целостном единстве с ними, при этом, имея самостоятельное значение, нацелены на обеспечение цивилизованного решения задач оперативно-розыскной деятельности и на борьбу с преступностью.

Они представляют собой основополагающие регулятивные элементы, способные направлять развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом и оперативно-розыскной деятельности в частности, что имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Это обусловлено тем, что при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия законных и обоснованных решений.

Принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление оперативно-розыскной деятельности.

1.2. Система принципов оперативно-розыскной деятельности

Важнейшим свойством института принципов оперативно-розыскной деятельности является их система, непосредственно определяющая основное содержание и особенности оперативно-розыскной деятельности.

Под системой принято понимать целостную совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов [16].

В свою очередь под системой принципов оперативно-розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно-розыскных возможностей [2 с. 29].