Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность принципов оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности
1.2. Система принципов оперативно-розыскной деятельности
2. Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности
2.2. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина
Значение системы принципов оперативно-розыскной деятельности велико и выражается в следующем:
позволяет выработать единый подход для всех правоохранительных органов по использованию разрешенных законом сил и средств, методов в укреплении общественного порядка;
определяет единые подходы к разработке основных положений теории оперативно-розыскной деятельности, намечая, тем самым, перспективные пути ее развития;
позволяет наметить наиболее эффективные меры по совершенствованию деятельности оперативных органов;
постоянно совершенствует правовую основу оперативно-розыскной деятельности;
обеспечивает преемственность и исключает внесение в нормативные акты противоправных, противоречащих федеральному законодательству положений;
позволяет найти оптимальное сочетание эффективности оперативно-розыскных мер и максимального соблюдения в процессе их проведения прав и свобод граждан [11].
Однако следует отметить, что относительно системы принципов оперативно-розыскной деятельности в юридической науке единства не достигнуто. Причиной этому выступают критерии, положенные авторами в основу ее формирования. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия:
во-первых, широта распространения того или иного принципа;
во-вторых, непосредственное указание в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» на те или иные принципы оперативно-розыскной деятельности;
в-третьих, содержание и характер принципов оперативно-розыскной деятельности [6].
Это носит негативный характер, поскольку выработка системы принципов оперативно-розыскной деятельности играет важную роль не только в развитии теории, но и совершенствовании ее практического использования в оперативно-розыскной деятельности.
Система принципов должна пониматься не как классификация, а как взаимосвязь, взаимообусловленность равнозначных ключевых положений в пределах оперативно-розыскного права. Всякая попытка оспорить правовую равноценность оперативно-розыскных начал, установить среди них внутрисистемную иерархию, верховенство одних над другими заведомо обречена на неудачу. Каждый из принципов занимает в ней свое место и одновременно находится во взаимосвязи с иными руководящими началами оперативно-розыскной деятельности. В своем единстве они призваны обеспечить оптимальное осуществление оперативно-розыскного процесса в интересах разрешения целей и задач оперативно-розыскной деятельности [12].
В юридической литературе различными авторами указывается и анализируется значительное количество принципов оперативно-розыскной деятельности. Такое их многообразие вполне оправданно, поскольку позволяет учесть разноплановость оперативно-розыскной деятельности и специфику оперативно-розыскных мероприятий, а соблюдение определенных правил безусловно способствует повышению эффективности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Анализ различных подходов к построению системы принципов оперативно-розыскной деятельности позволяет провести классификацию принципов по различным основаниям:
по направленности (широте распространения) деление проводят на общеправовые и специальные (отраслевые) принципы. Первые присущи всем видам правоохранительной деятельности, функционированию государства в целом, всем сферам общественной деятельности человека, например, законность, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенства. Вторые отражают специфику оперативно-розыскной деятельности и присущи всем ее направлениям и категориям, например, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств [2 с.29, 5 с. 25]. При этом ряд авторов по этому критерию деление проводят на:
общенаучные принципы, присущие всем сферам деятельности человека (гласность; подконтрольность и поднадзорность; комплексный подход к использованию сил и средств при решении основных задач; прогнозирование; научный подход к анализу и выработке решений);
общеправовые принципы, закрепленные Конституцией Российской Федерации (законность, демократизм, всесторонность и другие) [11].
Горяинов К.К. по названному критерию выделяет три группы принципов оперативно-розыскной деятельности:
принципы, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль);
характерные для деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности);
принципы, характерные только для сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования) [6];
по содержанию и характеру проводят деление принципов оперативно-розыскной деятельности на:
правовые принципы – это руководящие начала для всей правоохранительной системы: законность, соблюдение прав и свобод, уважение достоинства личности, равенство граждан перед законом;
организационные принципы – это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной практикой. К их числу относят: оперативность, конспирация, научность, плановость, сочетание гласных и негласных методов, другие;
морально-этические принципы – основа, на которой базируется правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности, для её успешного осуществления в границах нравственности. Это принципы профессиональной этики [12];
по степени конкретизации различают принципы оперативно-розыскной деятельности, выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем [6];
по источнику закрепления различают:
принципы оперативно-розыскной деятельности, непосредственно указанные в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
опосредованные принципы оперативно-розыскной деятельности, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства: иных законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. Это два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность или наступательность; всесторонность, полнота и объективность; применение конфидентов) [2].
по субъекту и объекту оперативно-розыскной деятельности, т.е. по степени распространения на различные категории лиц, участвующих в правоотношениях при применении оперативно-розыскной деятельности [12].
Несмотря на многообразие в юридической литературе подходов к классификации и систематизации принципов оперативно-розыскной деятельности в своей совокупности они должны:
во-первых, отражать социальный и правовой характер оперативно-розыскной деятельности;
во-вторых, способствовать познанию ее сущности и совершенствованию ее правового регулирования;
в-третьих, подчеркивать самостоятельный и специфический характер оперативно-розыскной деятельности;
в-четвертых, отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности.
Более того в силу закрепление и отражение принципов оперативно-розыскной деятельности в действующих нормативных актах они должны выступать гарантом соблюдение прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и служить базой при выявлении основных направлений совершенствования оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств [15].
На этом основании можно сделать вывод о том, что имеют место две подсистемы, каждая из которых включает элементы, обладающие специфическими функциональными качествами, в связи с чем систему принципов оперативно-розыскной деятельности составляют конституционные принципы и отраслевые (специальные) принципы оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскной наукой не дано определения понятия «конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности». Исходя из сложившейся практики, данный термин можно определить следующим образом:
конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности – это закрепленные в Конституции Российской Федерации руководящие идеи, основополагающие начала осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях эффективной борьбы с преступностью.
Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности, с одной стороны, указывают на их верховенство перед отраслевыми принципами, а с другой, подтверждают общность оперативно-розыскной деятельности с иными видами правоохранительной деятельности, направленной на максимальное обеспечение прав и свобод граждан при четких гарантиях соблюдения законности [8].
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности относит только два принципа: принцип законности и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В юридической литературе к их числу в силу легального закрепления в Конституции Российской Федерации также отнесены принцип гуманизма и принцип равенства всех перед законом.
Отраслевые или специальные принципы оперативно-розыскной деятельности – это основополагающие начала оперативно-розыскной деятельности, реализуемые только в оперативно-розыскной сфере, закрепленные в отраслевых актах российского законодательства и не имеющие конституционно-правовой регламентации.
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу отраслевых принципов оперативно-розыскной деятельности отнесены принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств [15 ст.3].
Принцип конспирации является важнейшим отраслевым принципом оперативно-розыскной деятельности, поскольку ни одно оперативно-розыскное мероприятие не может быть проведено без соблюдения правил скрытности от других лиц.
В буквальном смысле конспирация (conspiratio) в переводе с латинского означает заговор [17].
В учебной литературе единой дефиниции не выработано.
Одни авторы рассматривают конспирацию как сохранение в тайне сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления оперативно-розыскной деятельности [20].
Другие в качестве предъявляемой законодателем системы требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об оперативно-розыскной деятельности, выход из владения оперативно-розыскным органом, который может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам [3].
В рамках реализации данного принципа при осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются приемы и методы, обеспечивающие скрытность совершаемых действий и сохранность в тайне результатов конфиденциального сотрудничества, зашифровку целей и задач оперативно-розыскных мероприятий, субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности [9].
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств взаимосвязан с принципом конспирации и означает, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий конспиративные (негласные) приемы и методы применяются во взаимодействии с гласными, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся либо для окружающих, приемами и методами оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскной наукой к числу отраслевых (специальных) принципов оперативно-розыскной деятельности отнесены такие принципы, как:
оперативность, т.е. своевременность осуществления оперативно-розыскной деятельности, в частности это касается выявления причин и условий совершения преступлений, проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий, установления лиц совершающих или только намеревающихся совершить преступление и другое [10];
плановость, т.е. планирование оперативно-розыскной деятельности посредством подготовки планов работы либо на определенный период (месяц, полугодие, год и т.д.), либо по конкретному вопросу, происшествию (специальный план действий);
научность, т.е. построение оперативно-розыскной деятельности в соответствии с достижениями оперативно-розыскной науки путем внедрения наиболее эффективных и результативных приемов, методов и средств борьбы с преступностью [6];