Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ законодательной формулировки исследуемого принципа позволяет говорить о его сложной структуре, состоящей из нескольких взаимосвязанных категорий и терминов: уважение и соблюдение; права и свободы; человек и гражданин.

Так, под уважением прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности понимается такое обращение властных субъектов этой деятельности к иным участникам оперативно-розыскных отношений, которое основано на практическом признании достоинства их личности как абсолютной конституционной ценности, исключающем любые попытки умаления этого права. Другими словами, сущность уважения прав как неотъемлемого компонента рассматриваемого принципа состоит в осознанном признании сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, достоинства личности как абсолютной конституционной ценности, исключающей любые умаления этого права, и в соблюдении стандартов поведения, предусматривающих почтительное и вежливое обращение с гражданами.

В свою очередь соблюдение прав в сфере оперативно-розыскной деятельности рассматривается как требование к субъектам этой деятельности решать поставленные задачи путем разрешенных законом действий, допускающих лишь обоснованное и соразмерное защищаемым ценностям ограничение прав личности, а также обязанность следования установленному порядку такого ограничения. Соблюдение прав в сфере оперативно-розыскной деятельности состоит не только в воздержании от запрещенных законом действий, но и в недопущении произвольного, необоснованного и несоразмерного ограничения прав личности в процессе решения задач оперативно-розыскной деятельности [19].

Используя одновременно в названии принципа понятия «права» и «свободы» законодатель применительно к оперативно-розыскной деятельности не вкладывает дополнительную смысловую нагрузку, поскольку принципиальных различий между ними нет, а по своей юридической природе и системе гарантий они идентичны. Свобода личности предполагает естественное притязание человека на определенную автономию, независимость, возможность действовать по своему усмотрению, тогда как право определяет конкретные возможности человека [18].

Что же касается понятий «человек» и «гражданин», то в конституционном праве они рассматриваются как самостоятельные категории. При этом под правами человека понимают такие права, которые принадлежат каждому независимо от его гражданской принадлежности, а под правами гражданина понимаются права лица, состоящего с государством в отношениях гражданства. И поскольку права гражданина относятся к сфере политических и социальных прав, они не имеют какого-либо юридического значения для оперативно-розыскной деятельности. В связи с чем в юридической литературе не редки высказывания и предложения различных авторов об исключении термина «гражданин» из названия принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наряду с понятием человека можно использовать понятие личности, поскольку права человека и личности являются совпадающими по содержанию и объему понятиями и употребляются как синонимические [9].


Таким образом, под принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности следует понимать основанное на конституционных требованиях и закрепленное в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» основополагающее правило, которым обязаны руководствоваться все субъекты оперативно-розыскной деятельности, заключающееся:

во-первых, в признании достоинства личности;

во-вторых, в безусловном соблюдении прав и законных интересов личности;

в-третьих, в недопустимости их необоснованного и несоразмерного ограничения в установленных законом случаях.

Что же касается механизма реализации принципа уважения и соблюдения прав личности в оперативно-розыскной деятельности, то он включает в себя систему правовых норм, устанавливающих основные гарантии прав граждан, попавших в сферу оперативно-розыскной деятельности, а также акты их толкования уполномоченными субъектами, являющиеся неотъемлемой частью самих норм [19]. Другими словами, рассматриваемый принцип реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности носит приоритетный характер по отношению к отраслевым принципам, органически связан с принципом законности и распространяется на любые отношения в оперативно-розыскной сфере. Он в одинаковой степени требует уважения и соблюдения любых прав личности, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией, а также отраслевых (специальных) прав, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» для участников оперативно-розыскных отношений.

2.3. Принцип гуманизма

В системе принципов оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма занимает особое место, так как отражает морально-этический аспект деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, указывает на необходимость сочетания профессионализма и чуткого, внимательного отношения к людям [14].

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принцип равенства, справедливости, человечности отношений между людьми [17].


В буквальном смысле с точки зрения нравственности гуманизм означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства.

С научной точки зрения гуманизм рассматривается как совокупность взглядов, признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение его достоинства [12].

Применительно к оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма принцип гуманизма относится к числу общеправовых принципов, и хотя прямое указание на него в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отсутствует, данный принцип вытекает из сути оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности. Он органически связан с указанными в Федеральном законе принципами: принципом законности и принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Так, связь с законностью проявляется в том, что оперативно-розыскная деятельность:

во-первых, направлена на борьбу с преступностью, проникнута заботой о благе правопослушных граждан и восстановлении нарушенных прав лиц, потерпевших от преступлений;

во-вторых, обязывает проявлять человечность в отношении граждан, совершивших противоправные деяния, не допускает произвола, мести и расправы [14].

Принцип гуманизма конкретизирован во многих статьях Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и проявляется в приоритетности мер, принимаемых оперативно-розыскным аппаратом, по предупреждению преступности и защите лиц от преступных посягательств [20].

Если представить систему принципов оперативно-розыскной деятельности в виде пирамиды, то в ее основу должен быть положен принцип законности, так как он является базовым для всех других. Место на вершине пирамиды должен занимать принцип гуманизма, который является необходимой составной частью всех, перечисленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» принципов. Если законность в любом оперативно-розыскном мероприятии выступает в виде внешних обязательных рамок, за грани которых выход запрещен, то гуманизм является внутренним содержанием каждого поступка оперативного работника [14].

Законность и гуманизм, как две грани одного явления, не противоречат, а дополняют друг друга и не могут существовать отдельно. Государство, создавая систему защиты прав и свобод человека и гражданина, устанавливает юридические процедуры такой защиты, ограничивая действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, рамками закона и не допуская произвола.


В свою очередь связь принципа гуманизма с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина проявляется:

в создании механизма защиты прав граждан от произвольного вмешательства в частную жизнь и посягательств на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, честь и репутацию;

в установлении права лица, виновность которого в совершении преступления не доказана, истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации [19].

Гуманизм органически вытекает из принципа уважения прав и свобод человека и гражданина. Более того, принцип гуманизма в оперативно-розыскной деятельности является конкретизацией конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанность государства сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина [13 ст. 2].

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается проводить оперативно-розыскные мероприятия, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Это обусловлено в первую очередь тем, что в соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться без применения насилия и пыток.

Оперативно-розыскная деятельность в целом, каждое оперативно-розыскное мероприятие в частности, должны иметь профилактическую направленность и проводится в целях удержания лиц, намеревающихся совершить преступление, от преступного умысла. Тем самым можно исключить причинение вреда потенциальным жертвам, а носителей личностных общественно опасных установок удержать от скатывания на путь преступлений [10]. При этом принцип гуманизма в своей взаимосвязи с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет распространение как на защищаемых в оперативно-розыскной деятельности лиц, так и на всех изучаемых лиц.

Принцип гуманизма лежит в основе указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отраслевых принципов: сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности и конспирации.

Так, оперативный сотрудник при выборе того или иного метода независимо от ситуации и возможностей правоприменителя должен руководствоваться принципом гуманизма. Более того, проведение оперативно-розыскных мероприятий в режиме конспирации накладывает на них особые обязанности, поскольку сотрудник постоянно находится под контролем вышестоящих должностных лиц, что обусловливает реальное претворение в жизнь принципа справедливости в отношении лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе. Об этом свидетельствует оперативно-розыскная практика, выработавшая ряд требований, предъявляемых к оперативным работникам, которые работая с конфидентами должны обладать следующими качествами:


способностью установить хорошие отношения с окружающими, сдержанность, умелое ведение беседы;

достойное поведение при раскрытии различного рода противоправных деяний, исключение несдержанности и грубости, мотивов мести при задержании и доставлении подозреваемых граждан;

способность распознать личную мотивацию конфидента при осуществлении сотрудничества, а также дать объективную оценку полученной информации [14].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что реализация принципа гуманизма в оперативно-розыскной деятельности имеет своей целью уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предупреждение преступности, а также защиту правоохраняемых интересов от преступных посягательств когда применение иных мер является невозможным или затруднительным.

Таким образом, принцип гуманизма, отражающий морально-этический аспект деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, хоть и не указан Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве принципа оперативно-розыскной деятельности, но имеет приоритетное значение в ее осуществлении, поскольку пронизывает все аспекты и все отношения, складывающиеся в оперативно-розыскной сфере.

2.4. Принцип равенства всех перед законом

Принцип равенства имеет универсальное значение во всех сферах жизнедеятельности и выражает специфику правового способа регулирования общественных отношений.

Принцип равенства, получивший закрепление в Конституции Российской Федерации, предполагает равенство всех перед законом и судом, т.е. отсутствие какой бы то ни было дискриминации. При этом равенство гарантировано государством всем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [13 ст.19].

Реализация требований принципа равенства всех перед законом и судом обеспечивает единый подход в осуществлении регулятивной функции и направлена на признание, соблюдение, охрану и защиту прав, свобод и законных интересов личности независимо от каких-либо природных (естественных) или общественных (социальных) признаков.

Принцип равенства находит закрепление и в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым оперативно-розыскные мероприятия проводятся независимо от гражданства, национальности, пола, места проживания, социального, служебного и имущественного положения, политических и религиозных взглядов, принадлежности к общественным объединениям [15 ст. 8]. Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом.