Файл: Ценностно-мотивационная сфера личности как объект психологического исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общей целью психологического тренинга выступает повышение компетентности в сфере общения.

В качестве дополнительных задач в рамках психологического тренинга могут формироваться, либо, напротив, сниматься определенные установки и т.д.

В зависимости от приоритета задач, на которые направлен психологический тренинг, он может приобретать различные формы:

  1. Психологический тренинг, направленный на приобретение и развитие специальных навыков (например, на умение вести деловую беседу или различать межличностные конфликты и т.д.).
  2. Психологический тренинг, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения (например, на коррекцию формирования установок, необходимых для успешного общения и т.д.).

В настоящее время существует большое количество классификаций психологических тренингов, согласно различности их предмета.

Так, по стилю, целям и темам, выделяют: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, психотерапевтические тренинги, тренинг различных состояний, тренинг-исследование, тренинг-трансформация.

Для развития ценностно-мотивационной сферы подростка представляется уместным использовать тренинг разивтия коммуникационных навыков, а также развития грамотных ценностных установок.

Структура проведения психологического тренинга является стандартизированной и выглядит следующим образом:

  1. Приветствие;
  2. Упражнения разминки;
  3. Рефлексия предыдущего занятия (если тренинг не первый)
  4. Вводный блок в тему актуальной встречи (основное содержание);
  5. Проведение тренинговых упражнений, необходимых для реализации поставленной цели тренинга;
  6. Подведение итогов упражнений, рефлексия;
  7. Формулирование домашнего задания, либо краткий экскурс в следующее занятие;
  8. Процедура прощания.

Необходимо отметить, что процедуры приветствия и прощания являются определенными «рамками» занятия, так называемой границей, благодаря которой происходит его разделение от предыдущих и последующих жизненных дел.

Конкретные рекомендации проведения психологического тренинга с подростками необходимо реализовывать исходя из индивидуальных особенностей его участников.

Таким образом, в настоящем разделе были рассмотрены особенности развития развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростка средствами психологического тренинга.

Выводы 2

Для изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-ценностной сфере. Для 11% опрошенных ведущими ценностями и мотивами является ориентация на процесс, для 20% - ориентация на результат. Обращает внимание, что 7% подростков в качестве мотива отметили ориентацию на альтруизм.


Также нами установлено, что 16% опрошенных подростка ориентированы на эгоизм. Нами выявлено, что 27% опрошенных подростков ориентируются на труд. Для 10% опрошенных подростков ведущим мотивом является ориентация на свободу. Ориентацию на власть выделили в качестве ведущего мотива 7% подростков. Ориентацию на деньги в качестве ведущего мотива отметили 2% подростков.

Не смотря на то, что в настоящее ценностно-мотивационная сфера личности в наименьшей стремени подвержена корректировке, для развития необходимых ценностей у детей подросткового возраста необходимо использовать средства групповой тренинговой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в психологии ключевым научным понятием является личность, однако различные авторы данную категорию понимают по-своему, исходя из чего существует большое количество определений данной области.

В общем смысле, личность можно определить в качестве совокупности индивидуальных характеристик личности, представляющих отражение все ее психологических свойств. Данные свойства проявляют себя во взаимодействии личности с социумом и формируются в системе межличностных отношений.

Именно личностные качества человека детерминируют его поведение и поступки, а зачастую также формируют и образ мыслей, что свидетельствует о значимости данной категории.

В общем смысле, мотивация представляет собой структуру, обуславливающую деятельность, поведение и активность личности, которая выступает в качестве побудительной силы личности. Ценности человека – это система его установок относительно определенных субъективно значимых для него явлений.

Социальные ценности имеют ряд специфических особенностей формирования и развития. Понимание социальных ценностей личности может быть использовано в системе управления персоналом в контексте повышения мотивации к труду.

Ценностно-мотивационные компоненты личности во многом опосредуют деятельность индивида. В период подросткового возраста данная сфера начинает активное формирование и становление, исходя из чего, значимым является исследование ее специфики.

Ценностно-мотивационная сфера человека представлена совокупностью мотивационной и ценностных психических областей. В общем смысле, мотивация представляет собой структуру, обуславливающую деятельность, поведение и активность личности, которая выступает в качестве побудительной силы личности.


Ценностно-мотивационная сфера подростков имеет определенную специфику. Так, в ходе проведения эмпирического исследования было выявлено, что большая часть подростков в системе мотивации и ценностей, как побудительных паттернов, использует ориентацию на труд, в то время, как наименьшей побуждающей силой выступает ориентация на деньги, т.е. приобретение определенной выгоды и монетизации собственной деятельности.

Данные показатели можно объяснить тем фактом, что в период подросткового детства особую значимость приобретает успешная учебная деятельность, которая во многом сигнализирует об успехах индивида, в то время как лишь небольшая часть подростков стремится зарабатывать, а преимущественно использует ресурсы семьи и родителей.

Для развития грамотных ценностных установок детей подросткового возраста представляется уместным использовать средства групповой тренинговой работы.

Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 2008. С. 19-45.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 2017. 299 с.
  3. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 2004. Т. 5. № 5. С. 63-70.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М., 2017. 464 с.
  5. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 2001. № 6. С. 6-10.
  6. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 2009. № 5. С. 38-44.
  7. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 2003. Т. 14. № 5. С. 99-105.
  8. Власова Т. В. Особенности ценностных ориентации лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (возрастной аспект): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 16 с.
  9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2006. 536 с.
  10. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 161-165.
  11. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2008. С. 256-269.
  12. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 2009. С. 102-109.
  13. Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 27 с.
  14. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 2008. С. 4-11.
  15. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. 2006. № 5. С. 15-26.
  16. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психол. журн. 2003. Т. 14. № 1. С. 150-155.
  17. Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психол. журн. 2004. Т. 14. № 4. С. 94-102.
  18. Морогин В. Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2016. 45 с.
  19. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 2017. С. 35-38.
  20. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 2007. 361 с.
  21. Наумова И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 2017. 199 с.