Файл: Ценностно-мотивационная сфера личности как объект психологического исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого, одним из ключевых моментов подросткового возраста является формирование самооценки и самосознания, формирования «Я» подростка. Пубертатный кризис наиболее остро проявляется усиление отдельных черт характера, в виде акцентуаций.

Пубертатный период включает в себя подростковый комплекс, который содержит беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, импульсивность, негативизм, конфликтность

Необходимо отметить, именно мотивация и ценности являются побуждающей силой деятельности личности. В то же время, на мотивационную сферу деятельности подростка значительное влияние оказывают его ценностные ориентации [15].

Значимым в контексте рассмотрения специфики мотивационной сферы подросткового возраста является понимание его ведущего вида деятельности, а именно – общения.

Общение и процесс коммуникации в значительной мере обуславливает необходимость в принятии решений и активации определенных поведенческих паттернов. Однако, ценностная сфера личности подросткового возраста является недостаточно сформированной, вследствие чего, мотивы деятельности также могут являться неустойчивыми.

Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих [21].

Необходимо отметить, что в качестве факторов, обуславливающих мотивацию деятельности детей подросткового возраста, выступает большое количество различных компонентов, среди которых можно выделить внешние и внутренние.

Внешние компоненты представлены социальной средой подростка, особенностями его семейного окружения, мотивов поведения его ровесников и друзей.

Социальные институты, в которых состоят подростки закладывают в них определенную базу установок и приоритетов, которые впоследствии оказывают влияние на формирование потребностей, а, следовательно, и мотивов [12].

Поскольку деятельность подростка во многом ориентирована на одобрение сверстников, то формирующий потенциал мотивации его деятельности во многом зависит от социального статуса друзей, стиля общения и место в групповой иерархии, а также общего стиля жизнедеятельности, увлечений и стилей взаимодействия.

Вместе с тем, значительное влияние на мотивацию деятельности подростков оказывает специфика семейных отношений и стиля воспитания. Так, авторитарные родители могут игнорировать интерсы и склонности детей, подавлять их деятельность, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения мотивации к избеганию близких контактов и искаженной системе личностных установок.


Также, благоприятная семейная обстановка во многом может способствовать мотивации подростка к достижению высоких результатов деятяельности, совместно с мотивацией на достижения успеха в интересующей его области.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста [3].

Помимо этого, следует отметить и личностный компонент формирования мотивации к деятельности у подростка, поскольку личностные особенности, стремления и желания подростка являются стимулирующим звеном, обуславливающим его деятельность.

Следует отметить, что значительный вклад в развитие мотивационного компонента деятельности подростка является его профессиональное самоопределение, которое тесно связано с выбором желаемого стиля жизни, постановку необходимых целей, что, впоследствии обуславливает стремления и организует деятельность подростка [13].

В данном контексте особую значимость приобретают увлечения подростка, совместно с желанием взрослости и сепарации от родителей. Именно стремление к независимости организует активность подростка, совместно с формированием его мотивации к деятельности.

Таким образом, в целом следует отметить, что подростковый период является благоприятным периодом для формирования ценностно-мотивационной сферы личности, так как с одной стороны деятельность подростка все еще организуется взрослыми, однако с другой – у него начинает активно формироваться система ценностных установок и собственных желаний и ориентиров.

Выводы по главе 1

Личность – это совокупность индивидуальных качеств человека, которая представляет собой ее психологическую характеристику.

Данный паттерн обуславливается социумом и отражен в системе общественных отношений и связей. Именно личностные качества человека детерминируют его поведение и поступки, а зачастую также формируют и образ мыслей, что свидетельствует о значимости данной категории.

Ценностно-мотивационная сфера личности является значимым компонентом, обуславливающим деятельность человека. В общем смысле, мотивация является побудительной силой организма, которая направлена на стимулирование личности к осуществлению определенной деятельности.

Мотивационное поведение подросткового возраста имеет определенную специфику, которая обуславливается перестройкой в системе ценностных ориентаций личности подростка, совместно с мировоззрением, которое составляет ядро мотивации.


Ценности - это общепризнанные весомые стандарты, то есть разделенные обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, ведущих к этим целям.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

2.1. Особенности организации исследования

В проведенном нами исследовании приняло участие 60 учеников 8 класса – 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых от 14 до 15 лет. Исследование проводилось в одной из общеобразовательных школ города.

Для изучения особенностей мотивов, и ценностей подростков нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной.

Выбор данной методики обусловлен тем, что мотивация поведения подростков обуславливается их ценностями, которые актуализируются и выступают побудителями в организации их деятельности.

Данная методика состоит в виде тестового материала, состоящего из двух блоков опросника по 40 вопросов в каждом. Задачей респондентов является предоставить ответ на вопрос в виде вариантов «Да», либо «Нет».

Диагностика проходила в несколько этапов, после прохождения тестирования, полученные результаты подвергались обработке и интерпретации.

2.2. Анализ полученных результатов исследования

Для изучения особенностей ценностно-мотивационной сефры поведения подростков нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-ценностной сфере. Результаты, полученные в группе подростков, представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты изучения ценностей и мотивов поведения подростков

Мотив

%

Ориентация на процесс

11

Ориентация на результат

20

Ориентация на альтруизм

7

Ориентация на эгоизм

16

Ориентация на труд

27

Ориентация на свободу

10

Ориентация на власть

7

Ориентация на деньги

2


Представленные результаты могут отражать как мотивацию деятельности подростков, так и их ценностные ориентации.

Так, из представленной таблицы видно, что для 11% опрошенных ведущим мотивом является ориентация на процесс, для 20% - ориентация на результат.

Ориентация на процесс. При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы.

Однако в случае, если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс - например, игрой в театре.

Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат. Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему - суете, помехам, неудачам. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном - например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво.

Обращает внимание, что 7% подростков в качестве мотива отметили ориентацию на альтруизм. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация. Традиционно эта установка считается ценной и человек, обладающий ею - заслуживающим всяческого уважения.

Также нами установлено, что 16% опрошенных подростка ориентированы на эгоизм.

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде - просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку.

Нами выявлено, что 27% опрошенных подростков ориентируются на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея свободного времени. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия.


В отличие от установки на процесс, здесь человеку важно чувствовать, что он не просто "занят", а именно "работает". При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем окружающими или обществом. Для 10% опрошенных подростков ведущим мотивом является ориентация на свободу.

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него - главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги». Ориентацию на власть выделили в качестве ведущего мотива 7% подростков. Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество. Ориентацию на деньги в качестве ведущего мотива отметили 2% подростков.

Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у него их нет, он думает, в основном, о том, как их достать, а когда они есть - как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо.

Полученные результаты также отражены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Результаты изучения ценностно-мотивационной сферы подростков

2.3. Рекомендации по развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростка

Несмотря на то, что ценностно-мотивационная сфера личности не поддается коррекции, в качестве рекомендаций по развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростков можно выделить грамотною организацию психолого-педагогической среды учащихся, совместно с подбором психологического инструментария для реализации групповой работы, так как подростки преимущественно склонны отождествлять себя со сверстниками и работа в тренинговой группе может быть для них более эффективной.

Под понятием «психологический тренинг» понимают область практической психологии, ориентированную на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.