Файл: Ценностно-мотивационная сфера личности как объект психологического исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отечественной психологии мотивацию рассматривают как многоуровневый сложный регулятор жизнедеятельности человека - его деятельности, поведения. Наивысшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой [5].

Мотивационная система человека имеет намного более сложное и многогранное строение, чем просто ряд определенных мотивационных констант.

Все это позволяет, с одной стороны, определить мотивацию как неоднородную, многоуровневую систему побуждений, которая состоит из потребностей, мотивов, интересов, стремлений, эмоций, идеалов, установок, нормы, ценности и так далее, а с другой стороны - говорить о деятельности как полимотивируемом явлении и о доминирующем мотиве в ее структуре [13].

Мотивация, которую понимают, как источник активности и одновременно как систему побуждений любой деятельности, исследуется в самых разнообразных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному.

Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особенную сферу, которая включает в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их переплетении и взаимодействии.

Самым полным можно назвать определение мотива, которое предложено одним из ведущих ученых Л.И. Божович. Согласно Л.И.Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [4].

Такое определение мотива ликвидирует большое количество противоречий в определении данного понятии, где сочетают динамическая, энергетическая и содержательная стороны.

При этом подчеркнем, что понятие «мотив» определяет понятие «мотивация», которое является тем сложным механизмом соотношения личностью внутренних и внешних факторов поведения, который определяет направление, возникновение, а также методы осуществления определенных форм деятельности [6].

Через закрепление одних признаков, отбрасывания других происходит процесс формирования индивидуального опыта образования мотивации (в узком плане) и осуществления деяния (в широком плане) индивида. Содержание данного опыта всегда конкретно, свойственно отдельному индивиду, а потому имеет существенные признаки неповторимого «Я» человека.

Опыт мотивирования становится основой для формирования более сложных личностных образований - опыта создания ценностей, значений, смыслов своего поведения, деяния, жизни.


В свою очередь, важной особенностью личности является система его ценностей, как область, организующая деятельность индивида.

Одной из особенностей человека является способность придавать вещам и явлениям действительности ценностную окраску, осуществлять их определенную оценку и действовать в соответствии с ними [8].

В таком случае, ценности и оценки становятся факторами человеческих действий, определяют их содержание и направленность. Поэтому они должны рассматриваться в контексте взаимодействия человека со своим общественным окружением.

Ценностями называется вся совокупность знаков, символов и явлений, которыми индивид или группа руководствуются в своем поведении. Мы акцентируем внимание преимущественно на социальных ценностях: статусе, престиже, авторитете, власти, популярности и т. д. Кроме этого, еще существуют ценности культуры [3].

Ценностные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Ценностные ориентации отделяют значимое, существенное для определенного человека от несущественного. Наличие жизненных ценностей в сознании человека зависит как от возрастного этапа, на котором находится индивид, новообразований этого периода, так и уровня развития общества в целом.

Формирование ценностных ориентаций способствует процессу развития личности в целом. Как один из элементов структуры личности, они играют решающую роль в регуляции поведения, формировании мировоззрения, убеждений, выборе жизненного пути, особенно на этапе становления профессионально трудовой деятельности в юношеском возрасте. Именно благодаря ценностям личность чувствует себя целостно в окружающем его мире. Поскольку ценностные ориентации находятся в основе выбора жизненных ценностей человека, то их знание помогает выяснить причины его поступков и действий [17].

Ценностные ориентации определяют направленность субъекта на реализацию определенных отношений, которые соответствуют данной ценностности, направленность на определенную деятельность, содержание представления о своем «Я», соответствует направленности, выделение в сознании определенного предметно - деятельностного содержания и его ведущую роль в формировании самосознания личности.

Ценностные ориентации личности выполняют функции регуляции поведения и определения ее цели, связывают в единое целое личность и социальную среду.

На каждой стадии развития личности выбор преобладающего механизма формирования ценностной системы определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов.


Внутренние факторы и факторы внешней социальной среды определяют особенности развития системы ценностных ориентаций, взаимодействуя между собой при осуществлении той или иной деятельности [10].

Ценностью, с одной стороны, считаются нормы и принципы, которые являются идеалом общественной жизнедеятельности и разделяются всеми членами общества или их большинством.

С другой - ценностью могут считаться желаемые и значимые для отдельной личности нормы, принципы и цели.

Современные исследователи, несмотря на многогранность понятий «ценности» и «ценностные ориентации», делают попытки логического обоснования их содержательной сущности и динамики развития.

В частности, ценности можно определить, как абстрактный и объективированный феномен внутренней жизни, зато ценностные ориентации - это процессуальный феномен, ближе к действию, акту, чем к какому-то стабильному состоянию [5].

Под таким углом зрения ценностные ориентации можно рассматривать как субъективный образ культурных ценностей, то есть специфически усвоенную ценность в соответствии с индивидуальным опытом личности.

Кроме этого, как отмечает исследователь, ценностные ориентации играют роль своеобразного опосредованного звена между ценностями как возможными ориентирами общего абстрактного характера и конкретикой жизненных целей, стоящих в качестве механизмов регуляции социального поведения [1].

Следовательно, становление и функционирование ценностных ориентаций личности на базе системы ценностей, производимой обществом, дает возможность рассматривать ценностные ориентации как результат отражения в сознании имеющихся в обществе ценностных отношений, что обусловливает переоценку общечеловеческих ценностей, которые составляют основу жизнедеятельности человека.

Будучи центральным личностным образованием, ценностные ориентации, связанные с формированием направленности личности, выражают внутреннюю сторону отношение субъекта к действительности и определяют специфику мотивации поведения личности и существенно влияют на все аспекты ее деятельности [3].

Система ценностных ориентаций является важным регулятором поведения человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

Таким образом, на основании приведенной информации, можно сделать вывод о том, что ценностно-мотивационная сфера личности является значимым фактором, обуславливающим систему мировоззрения и деятельности индивида.


1.3. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности в подростковом возрасте

Изучение ценностно-мотивационной сферы личности представляется уместным реализовывать в период подросткового возраста, поскольку данный возрастной этап характеризуется особенностями развития и активного становления данной сферы.

Подростковым возрастом принято считать период от 11-12 до 14-15 лет. Этот возраст является более сложным этапом развития ребенка, нежели чем все остальные, несмотря на то, что на любом этапе развития есть свои трудности. Данный период достаточно короткий, но подросток проходит огромный путь в собственном развитии, обретая чувство личности через внешние спады и восхождения, внутренние конфликты с другими и самим собой. Подростковый возраст протекает бурно и остро, будто все кризисы сливаются в один [18].

Также, пубертатный период характеризуется наличием так называемого подросткового комплекса, который включает в себя такие психологические феномены, как:

- беспокойство;

- тревога;

- склонность к резким колебаниям настроения;

- импульсивность;

- негативизм;

- конфликтность [11].

Если обратиться к описанию социально-психологических трудностей у подростков, то важно учитывать социально-психологические особенности подросткового периода в целом.

Как уже отмечалось, подростковый возраст есть время бурного развития, в процессе которого перестраивается организм ребенка. В данный период очень часто ребенок имеет не желаемое чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

На формирование мировоззрения и идеалов подростка оказывает влияние окружающего его социальная среда. Одним из ключевых моментов подросткового возраста является формирование самооценки и самосознания, формирования «Я» подростка.

В процессе становления «Я» у ребенка возникает желание проанализировать свои отношения с окружающей действительностью, что, как правило, обуславливает смену интересов, жесткую критику себя самого и других людей. Ребенок переоценивает свои отношения с семьей и близкими людьми [14].

Он испытывает выраженное стремление к обретению себя как личности, что в свою очередь вызывает потребность в том, чтобы отгородиться от родителей, которые в прошлом постоянно оказывали на него влияние. Стремление подростка в том, чтобы быть самостоятельным, просматривается во всем: в учебной деятельности, труде, выборе друзей, а также в том, как подросток распределяет свое время.


В целом в основе подросткового общения лежит переплетение двух базовых социальных потребностей личности – потребности в обособлении и потребности в принадлежности какой-либо общности или группе [20].

Реализация потребности в обособлении у подростка, как правило, принимает вид уклонения от контроля взрослых.

Однако такое может быть характерно и во взаимоотношениях со сверстниками. Все это реализуется на фоне усиления у подростков потребности, как в социальной, так и в пространственной автономии, неприкосновенности личного пространства.

В подростковом возрасте растет количество разнообразных противоречий в психическом развитии:

- между стремлением к самоутверждению и неуверенностью в себе;

- между сенситивностью, сочувствием к окружающим и грубостью, жестокостью;

- между чувствительностью к оценке окружающими другими своей внешности, сил, способностей и излишней самоуверенностью, негативным отношением к мнению взрослых;

- между застенчивостью и наглостью;

- между жаждой признания и бравированием независимостью и т.д. [21].

Вышеуказанные противоречия в психологических характеристиках часто обуславливают социальную дезадаптацию подростков, которая может приводить к личностной деформации асоциального типа, имеющей следующие признаки [9]:

- отсутствует интерес к познавательной деятельности. Подросток в таком состоянии может производить впечатление умственно отсталого, несмотря на то, что ребенок сохраняет социальную ориентировку и способность учитывать внешние обстоятельства и применять в свою пользу;

- отсутствует эмпатия, подросток не способен испытывать глубокие эмоциональные переживания и строить стабильные отношения с людьми;

- подросток стремится получать простые удовольствия, не прилагая никаких усилий воли, никакого труда;

- подросток с пренебрежением относится к общечеловеческим ценностям, легко усваивает навыки асоциального поведения с признаками социально-правового нигилизма;

- у подростка присутствует выраженный эгоцентризм, он постоянно стремится оправдать свое поведение и обвинить окружающих во всех неприятностях и бедах; у подростка полностью отсутствует чувство вины за совершенные поступки;

- подросток очень подвержен влиянию групповых криминальных норм [9].

Таким образом, в подростковом возрасте происходит перестройка всей психики ребенка, формируются присущие данному возрасту психические новообразования. При этом на формирование мировоззрения и идеалов подростка оказывает влияние окружающего его социальная среда.