Файл: Ценностно-мотивационная сфера личности как объект психологического исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В настоящее время, в рамках современного психологического знания, особую значимость приобретает изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы личности, как одной из основных сфер, опосредующих деятельность личности.

На особенности становления и развития личности человека обращали внимание многие ученые. Процесс формирования личности – это сложный и многогранный процесс. На формирование личности оказывают влияние и социальное окружение, особенности их межличностных отношений, система мотиваций и ценностных ориентаций.

Как известно, система ценностных ориентаций помогает определить содержательную сторону направленности личности и выступает в качестве основы ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основы мировоззрения и ядра мотивации жизненной активности, основы жизненной концепции и «философии жизни».

Личность человека представляет собой динамическую систему, которая находится в процессе непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления все большее значение играют внутренние движущие силы, которые позволяют человеку все более самостоятельно определять задачи и направление своего развития.

В данном контексте, особую значимость приобретают особенности ценностно-мотивационной сферы подросткового возраста, поскольку именно мотивы определяют поступки и обуславливают поведенческие паттерны его личности. Вместе с тем, ценностные ориентации личности формируются и окончательно осознаются в период подросткового возраста.

Значимость настоящей темы обусловлена тем, что понимание специфики ценностно-мотивационной сферы личности подростков во многом может способствовать эффективным формам коррекционного взаимодействия с детьми подросткового возраста.

Цель исследования: изучить особенности ценностно-мотивационной сферы личности как объекта психологического исследования.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику категории «личность» в психологии.

1. Охарактеризовать специфику ценностно-мотивационной сферы личности в психологии.

3. Рассмотреть специфику ценностно-мотивационной сферы личности в подростковом возрасте.

4. Изучить особенности ценностно-мотивационной сферы личности в подростковом возрасте.

5. Сформировать рекомендации по развитию ценностно-мотивационной сферы личности подростка


Объект исследования: личность.

Предмет исследования: особенности ценностно-мотивационной сферы личности.

Изучением особенностей ценностно-мотивационной сферы личности занимались такие авторы, как: Л. И. Божович, С. С. Бубнова, Л. Г. Десфонтейнес и прочие.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психологической литературы по обозначенной проблеме, систематизация научной информации по заданной тематике;

2. Эмпирические: опрос, структуризация полученных результатов исследования.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1. Характеристика категории «личность» в психологии

В настоящее время проблема личности является одной из центральных в психологии. Она выступает как анализ психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей людей, наличия и характера межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях и др.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [5]

Таким образом, личность объективно включена в систему общественных отношений. Эти отношения влияют на формирование личности не прямо, но система общественных отношений является одним из важнейших факторов, определяющих социальный статус каждой конкретной личности и её развитие.

Схожей с категорией личности, является понимание субъектности индивида. Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) – индивид или группа, как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом [6]

Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Также, в связке с данным понятием выделяют категорию «индивидуальность».


Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность – это качество, присущее индивиду, вследствие чего, представляется уместным дать определение категории «индивид». Так, индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens», человек как субъект деятельности [2].

Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Таким образом, в настоящем разделе были рассмотрены основные понятия по теме, которые являются определяющими в системе понимания личности человека. Все представленные категории имеют схожие трактовки, однако при этом они являются различными, что следует разграничивать.

В настоящее время принято выделять большое количество различных трактовок к пониманию категории «личность», при этом, в контексте отечественной психологии, в качестве основных принято выделять подходы к пониманию структуры личности К.К. Платонова, А. Г. Ковалева, С. Л. Рубинштейна, и А.В. Петровского. Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур) [7].

А. Г. Ковалев рассматривал личность через призму активностей (импульсивной, т. е. малоосознанной до 3-х лет; творческой деятельности и возрастающей познавательной и практической роли), где «активность – не только проявление жизни и человеческой личности, но и условие ее развития.

Он считал, что отражением всеобщего закона является положение о том, что организм, функционируя, живет и развивается...».


В структурные образования личности по Ковалеву входят такие элементы:

1) потребности как внутренний источник активности (активность личности);

2) интересы как стимулы активности личности;

3) чувства и их стимулирующая роль в активности личности;

4) мировоззрения и идеалы личности; типы высшей нервной деятельности и темперамент;

5) характер и способности [1].

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с деятельностными требованиями. Для Ковалева личность представлялась как синтез вышеназванных структур, которые образуют целостный духовный облик личности.

По Ковалеву, понятие о личности как о сознательном индивиде, занимающем определенное положение в обществе и выполняющем определенную общественную функцию предполагает, функциональную активность через интересы, идеалы, потребности.

По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры: отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности; способности как человеческие возможности и потенциал; характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей [2]

Согласно позиции А. В. Петровского, в структуру личности человека входят три образующие подсистемы: индивидуальность личности, представленность в системе межличностных отношений, представленность в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений [3].

Таким образом, в отечественной психологии представленность структуры личности является широкой, различные авторы понимают ее по-своему, в связи с чем в настоящее время наблюдается большое количество различных трактовок данной категории.

1.2. Ценностно-мотивационная сфера личности в психологии

Ценностно-мотивационная сфера личности в психологии представлена двумя большими сферами: ценностной и мотивационной. В связи с чем, представляется уместным описать особенности данных категорий.

Необходимо отметить, что в различных подходах мотивация трактуется по-разному, каждый исследователь предлагает собственное определение данному понятию. Развитие представлений о сущности процесса мотивации проходило на основании следующих подходов:


- Традиционный подход. В данном подходе, мотивация понималась как система применения поощрений и наказаний в качестве метода стимулирования индивида к определенной активности.

- Подход социально-психологической мотивации. В основе данного подхода находятся две концепции, первая из которых постулирует неосознаваемую сущность побудительных процессов мотивации.

Согласно данной концепции, поведение человека не всегда является рациональным. Вторая концепция основывается на социальном контексте возникновения побудительных мотивов [19].

Согласно теоретической концепции потребностей и мотивации и возбуждения нервного аппарата эмоций - это тесно связанные между собой, самостоятельные звенья адаптивного поведения, которые имеют разные представительства в головном мозге.

В организме человека объективно существуют потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация - это осознание этой потребности, которая приводит до формирования цели активности [12].

В определении социальных потребностей и мотивов поведения человека принято выделять три основные:

- мотивы достижения - стремление достичь наилучшего решения сложных проблем;

- мотивы афилиации- потребность в налаживании хороших отношений с окружением;

- мотивы власти - стремление влиять на поведение других людей [13].

В каждом конкретном случае мотив может быть выражен в большей или меньшей степени. Каждый человек отличается своеобразным сочетанием этих мотивов. Существуют оптимальные соотношения для той или другой деятельности, однако высокая мотивация достижения у большинства случаев является желаемой и даже необходимой [11].

Мотивации в живых организмах проявляются на разных уровнях жизнедеятельности и направленные на удовлетворение основных потребностей. Он различает:

- индивидуальные мотивации, направленные в поддержку гомеостаза - голод, жажда, избежание боли, стремления к температурному оптимуму и тому подобное;

- групповые мотивации - беспокойство о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержка свойственной виду структуры содружества;

- познавательные - исследовательское поведение, игровая деятельность и тому подобное [16].

Мотивация – это одна из фундаментальных проблем психологии, как отечественной, так и зарубежной. Ее значение для разработки психологии в современном мире связана с анализом происхождения активности личности, тех сил, которые побуждают человека на действия, деятельность, определенное поведение.