Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Основные понятия жизнестойкости).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты жизнестойкости
1.1 Основные понятия жизнестойкости
1.2 Формирование жизнестойкости
Глава 2. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
Различия интернальности в области здоровья, выявленные между группами бухгалтеров(t = 2.3; p<0.05), свидетельствуют об ожидании помощи и некотором бездействие респондентов группы Н, в случае болезни.
Для респондентов группы Н, характерен заниженный уровень интернальности в области межличностных отношений (t = 2.3; p<0.05). Данный факт свидетельствует о том, что они не склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими людьми.
Таким образом, бухгалтера, не преодолевшие кризис профессионального становления, более экстернальны, нежели респонденты группы «А».
С учетом полученных данных была разработана и апробирована программа развития психологической жизнестойкости и мотивации достижения в форме коррекционно-развивающего тренинга, в ходе которого они смогли получить не только теоретические знания, но и освоить навыки и опробовать новые способы и модели поведения, с использованием таких методов, как групповые дискуссии, психогимнастика, арт - терапия, деловые и ролевые игры[43].
На тренинговых занятиях юноши и девушки обучались конструктивным способам поведения и преодоления стрессовой ситуации, развивали коммуникативные навыки, способности к самоанализу, навыки целеполагания и построения жизненной перспективы. В ходе реализации программы была отмечена позитивная динамика поведенческих и эмоциональных реакций испытуемых: они активно взаимодействовали друг с другом, оказывали поддержку и помощь при необходимости. На протяжении тренинговой работы люди становились увереннее в своих действиях, мнениях, активно аргументировали и отстаивали свою позицию. Эффективность программы определена с помощью сравнения результатов диагностических методик, анализа апробирования программы и расчета Т - критерия Вилкоксона.
Следующим шагом настоящего исследования, было изучение профессиональной ответственности бухгалтеров, с разной степенью преодоления кризиса профессионального становления. Полученные данные были подвергнуты статистическому сравнительному анализу, позволяющему с высоким уровнем значимости констатировать следующие различия в изучаемых группах (p<0.01).
Высокий уровень профессиональной ответственности бухгалтеров группы «А» (21,9), характеризуется выраженностью когнитивного (7,6) и поведенческого компонента (8,9), и средним уровнем эмоционального компонента (5,4). Респонденты этой группы рассматривают ответственность как способность самостоятельно планировать и осуществлять деятельность при учете внешних требований. Они осознают значимость собственной деятельности для других. Бухгалтера рассматриваемой группы качественно и своевременно выполняют свою профессиональную деятельность, перед началом осуществления которой, стреляться четко ее спрогнозировать. Кроме того, им свойственно доведение деятельности до логического завершения качественно и в срок. В случае возникновения трудностей стремятся сразу же самостоятельно с ними справиться в рамках соей компетенции. Практически всегда выполняют свои обещания, однако в случае их не выполнения переживает недолго. Новые обязанности принимает только в том случае, если видят в них смысл для себя.
В группе «Н», бухгалтера имеют преимущественно средний уровень ответственности (10,7). Изучение трех ее компонентов, в данной группе показало низкие значения выраженности когнитивного компонента (1,8). респонденты выполняют свою профессиональную деятельность согласно внешней необходимости. Готовы отвечать только за совершенное. Осознают важность своевременного (во избежание административной, дисциплинарной и других видом юридической ответственности) выполнения ответственной деятельности.
На среднем уровне у них выражены эмоциональный (4,8) и поведенческий компоненты (4,1). Бухгалтера данной группы к возможным трудностям ответственной деятельности относятся спокойно. Деятельность, требующую добросовестного отношения осуществляют, потому что считают, «этого все равно не избежать». В случае возникновения трудностей ищут поддержки у руководителя, коллег и т. д.
Таким образом, бухгалтера успешно преодолевшие кризис профессионального становления в своей работе относятся к собственным действиям как к свободным и самостоятельным, им свойственно сильное чувство личной причастности к событиям. В свою очередь, бухгалтера входящие в группы «Н», видят себя подчиненными внешнему управлению.
Заключение
Понятие «жизнестойкость» включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. В определяющей степени жизнестойкость связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться.
Жизнестойкость несет в себе функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, но кроме того может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей.
Результаты проведенного в данной работе исследования выступают демонстрацией позитивной связи жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными профессиональными трудностями. В рамках данного исследования детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры бухгалтеров среднего возраста 33-35 лет. Целью исследования выступало выявление личностных ресурсов бухгалтеров, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Для достижения цели в выборку исследования вошли 8 бухгалтеров, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 бухгалтеров, на момент исследования не занимающихся бухгалтерской практикой. Бухгалтера, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры. В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли бухгалтера, испытывающие все выше перечисленные виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из бухгалтерской профессии, средний стаж работы в которой составил 2–5 лет.
На первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования. Второй этап исследования был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций бухгалтерами исследуемых групп. В рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах бухгалтеров обеих групп.
В результате сравнительного анализа между группами бухгалтеров имеющими разную степень преодоления кризиса профессионального становления, было выявлено, следующее:
-бухгалтера успешно преодолевшие профессиональный кризис ориентированы на решение возникших трудностей, им присущ адаптированный способ решения проблем, что проявляется в сохранении самообладания, установки на собственные ценности, проблемном анализе ситуации, сохранении оптимистического настроя по поводу разрешения ситуации. Наряду с этим у них более высокий уровень жизнестойкости, и контроля за происходящими событиями в их жизни. Бухгалтерам данной категории также присущ высокий уровень профессиональной ответственности и внутренний локус контроля, в частности в сфере успеха, неудач, межличностных отношений и здоровья.
Бухгалтера не преодолевшие кризис профессионального становления, выбирают избегание и эмоциональное переживание, в качестве предпочтительных стратегий. Способ разрешения трудных ситуаций у них смешанный, от относительно адаптивного (эмоциональная разрядка, пассивная кооперация и отвлечение) до неадаптивного (растерянность, игнорирование, активное избегание). Низкий уровень жизнестойкости, сопряжен с внешним локусом контроля. У них слабо выражен уровень профессиональной ответственности.
Понятие жизнестойкости включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. В определяющей степени жизнестойкость связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться.
Жизнестойкость несет в себе функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, но кроме того может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей.
Результаты проведенного в данной работе исследования выступают демонстрацией позитивной связи жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными профессиональными трудностями. В рамках данного исследования детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры бухгалтеров среднего возраста 33-35 лет. Целью исследования выступало выявление личностных ресурсов бухгалтеров, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Список использованных источников
-
- Возрастная психология : учебник / под ред. А. К. Белоусовой. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 591 с.
- Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Кубрак Е. А. Психология здорового образа жизни в контексте смысложизненных ориентаций / Е. А. Кубрак // Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / под ред. В. И. Струкова. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. – С. 77.
- Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова – М.: Смысл, 2016. – 63 с.
- Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
- Минутко В. Л. Справочник психотерапевта (2-е изд.). – СПб: Питер, 2002. – 448 с.
- Одинцова М. А. Психология жизнестойкости : учеб. пособие / М. А. Одинцова. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – 296 с.
- Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл. 2002
- Психология труда : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – 6-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
- Руденко А. М. Психологический практикум / А. М. Руденко. – изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 492 с.
- Рудестам К. Е. Групповая психотерапия. Психокоррекционные методы: теория и практика / К. Е. Рудестам – Прогресс, 2012.
- Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.
- Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.
- Сергеева В. В. Техники психологической терапии: учеб. пособие / В. В. Сергеева – Павлодар ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – 165 с.
- Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
- Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь – изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 452 с.
- Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2004. -№6 – с. 18 - 33
Приложения
Опросник
Данный опросник должен находиться на рабочем столе каждого специалиста и использоваться периодически, по мере необходимости для профилактики профессионального истощения.
Факторы, влияющие на возникновение профессионального кризиса:
Особенности работы
Насколько я свободен в выборе и могу управлять ситуацией на работе?
Делаю ля я работу:
А) которая мне нравится;
Б) которая мне подходит;
В) в которой я чувствую себя компетентным;
Г) соответствует ли моя работа моим ценностям и убеждениям?
Особенности клиентов
С каким контингентом я работаю?
Сколько клиентов я принимаю?
А) Каждый день?
Б) Каждую неделю?
Сбалансирована ли моя нагрузка с точки зрения количества работы и разнообразия проблематики, предъявляемой клиентам?
Есть ли клиенты, с которыми мне наиболее приятно работать?
С какими клиентами мне трудно работать? Почему?
Другие факторы, связанные с клиентами, влияющие на меня, мое настроение и достижения.
Особенности ситуации на работе
Достаточно ли у меня организованной поддержки?
Поддерживают ли меня коллеги (внутри организации и вне ее)?
Другие факторы, связанные с ситуацией на работе.
Особенности, которые мне помогают
Достаточно ли у меня подготовки, соответствующей моей работе?
Какие стрессы я переживаю сейчас в жизни и что меня поддерживает?
Что в моей жизни привело меня к тому, чем я сейчас занимаюсь?
Как я обычно справляюсь со стрессом?
Каковы основные особенности моего эмоционального реагирования? Что меня больше всего задевает?
Я соответствую своей работе?
Мне нравится моя работа?
Особенности социально-культурного контекста
Как влияют на меня социально-экономические перемены, касающиеся работы (сокращение финансирования определенных программ, изменения управленческой структуры)?
Каково отношение в обществе к той работе, которой занимается моя организация и я лично?
Как относится общество к той категории населения, с которой я работаю?
Уровень дистресса
Инструкция: Прочитайте каждый абзац отдельно и просто подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас, и оставайтесь открытыми происходящему с вами.
Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели? Когда вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы отмечаете у себя? Как вы себя чувствуете по дороге на работу? По дороге домой? Придя домой? Через час после возвращения домой? Когда ложитесь спать? Вам снится работа? Если да, то каковы темы и образы этих снов?