Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Основные понятия жизнестойкости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- способности личности, позволяющие реализовывать свои потребности и поддерживать взаимоотношения с другими людьми, а именно – сила воли и инициативность, стремление к личностному росту, осознание собственных потребностей, способность видеть перспективы;

- способности личности, позволяющие осознавать свои психологические потребности, а именно – развитое чувство защищенности; ощущение собственной ценности и умение ценить других; быть уверенным в себе и реализовывать свои потребности; признавать право другого человека иметь собственное мнение и свободу реализовывать свои потребности.[8]

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации.[9] Выбор жизнестойких стратегий, жизнестойкого стиля преодоления говорит о смелости, мужестве, стимулирует человека, способствует постоянному самообновлению, экзистенциальному развитию, расширению своих представлений о мире и лучшему пониманию своих взаимоотношений с ним, т. е. стимулирует способность к жизненному творчеству.[10]

Феномен жизнестойкости включает в себя компоненты: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность (commitment) – это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Человек независимо от обстоятельств должен помнить, что жизнь стоит того, чтобы жить. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Контроль (control) – это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т. д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Принятие риска (challenge) – вера в то, что стрессы и перемены – это естественная часть жизни, что любая ситуация – это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.

До сих пор не существует единого видения сущности понятия жизнестойкости. Данный феномен зачастую сливается со схожими терминами, такими как «жизнеспособность» (Б.Г. Ананьев), «жизнетворчество» (Д.А. Леонтьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «трансценденция» (С.Л. Рубинштейн), «зрелость» (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Опорт) и др[11].


Понятие «жизнеспособность», введенное в психологию еще Б.Г. Ананьевым, означает исходный компонент общей трудоспособности человека, влияющий на конкретные особенности его работоспособности, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость установки на реализацию отставленной далеко во времени цели.

Близким термину жизнеспособность является понятие «жизнетворчество», впервые обозначенное в качестве научной категории в работах Д. А. Леонтьева.

Д. А. Леонтьев сделал попытку выделить жизнетворчество как самостоятельную разновидность практической работы психолога. Он объясняет это тем, что психотерапия неоднородна и не всегда оправдывает себя, направляя фокус внимания человека лишь на его внутренний мир. Жизнетворчество работает в направлении расширения мира. Важно понимание, что мир не заканчивается «форточкой своей квартиры», он гораздо просторнее.

Таким образом, жизнестойкость – это понятие, сливающееся с такими терминами, как жизнеспособность, жизнетворчество, мужество творить, укорененность в бытии, зрелость. В общих чертах оно отражает стремление человека выжить, не деградируя в тех или иных условиях жизнедеятельности, стать индивидуальностью, сформировать конструктивные смысложизненные установки, реализовать себя и свои способности, при этом преобразуя окружающий мир, делая его лучше. Жизнестойкость – это творческая реализация своего личностного потенциала, устойчивость не к требованиям той или иной жизненной ситуации, а к возможностям, которые она предоставляет для реализации собственных целей, смыслов, предназначений человека, это мужество жить и творить жизнь. Психологию жизнестойкости можно назвать особой искусной наукой – наукой устойчивого развития личности.

Жизнестойкиий человек – это человек, у которого доминируют психологические потребности (цели, нравственные установки, высшие ценности, смыслы), он активно строит образ будущего, у него сформирована хорошая основа в виде культурных символовов, это отважный, верный самому себе человек, опирающийся в первую очередь на свои собственные силы и всегда готовый прийти на помощь другим в трудные моменты жизни[12].

В конце 1960 – х гг. Джулиан Роттер предложил концепцию локусов контроля[13]. Роттер полагал, что люди делятся на тех, кто уверен, что по преимуществу сам контролирует собственную жизнь, и на тех, кто убежден в обратном. У первой категории людей развит внутренний локус контроля, а у второй, соответственно внешний.


В ходе исследований выяснилось, что люди в зависимости от ощущаемой ими способности контролировать жизненные обстоятельства значительно различаются в своих подходах и отношениях к миру.

Люди с внешним локусом контроля отличаются социальной пассивностью и, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, не пытаются переломить ситуацию в свою пользу. Иную жизненную установку демонстрируют люди с внутренним локусом контроля. Они, по мнению Роттера, отличаются лучшим физическим и психическим здоровьем, у них выше уровень самооценки, оптимизма, развитость социальных навыков и их дела обстоят гораздо лучше[14]. Таким образом можно утверждать, что люди с внутренним локусом контроля (уверенные в том, что они сами контролируют свою жизнь) являются гораздо более жизнестойкими людьми.

Понятие жизнестойкости достаточно точно описал С. Мадди.  

Жизнестойкость представляет собой систему убежде­ний о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, при­нятие риска[15].

         Компонент вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность». 

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.


Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

1.2 Формирование жизнестойкости

Жизнестойкая и жизнетворческая личность – это личность, открытая возможностям в мире. Жизнетворческая личность в ситуациях невозможности быстро перестраивается, она динамична, она готова к

самоизменениям в том направлении, «которое будет максимально способствовать самореализации личности в данной жизненной ситуации.[16]

Одним из периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Развитие в подростковом возрасте проходит под знаком взросления ребенка, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости.[17]

В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир, формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.

Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того, как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные жизненные задачи, но и в целом благополучие личности в старшем возрасте.[18]

Однако, недостаток необходимых знаний, отсутствие целостной модели собственного жизненного пути могут привести к трудностям  адаптации в стрессовых ситуациях.

Именно поэтому в подростковом возрасте так актуален вопрос социальной поддержки формирования жизнестойкости личности  и ее психологических ресурсов. Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и крепить жизненную позицию.


Понятие «жизнестойкости» является родственной категорией понятия «зрелости». Понятие «зрелость» в отечественной психологии рассматривается не только как период взрослости, но и как поуровневое, ступенчатое восхождение к вершине жизненного акме. Акме – это соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности и творчестве.[19]

Г. Олпорт делает анализ основных критериев зрелости, отраженных в теории А. Маслоу: 1) эффективное восприятие мира и комфортные отношения с ним; 2) принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле; 3) спонтанность как необремененность условностями, как возможность улавливания «пиковых переживаний» живой жизни; 4) сосредоточенность на проблеме, а не на себе, упорство при работе над поставленными задачами; 5) отстраненность как потребность в уединении и самодостаточности; 6) независимость от культуры и окружения; 7) постоянная свежесть оценок; 8) безграничные горизонты (интерес к миру и к жизни); 9) социальное чувство (идентификация, симпатия и привязанность к другим); 10) глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения (альтруизм); 11) демократический характер (уважение к любому человеку, толерантность); 12) нравственная убежденность; 13) невраждебное чувство юмора (философский юмор); 14) креативность.[20]

Суммируя разные исследования, Г. Олпорт останавливается на следующих критериях зрелости:

Расширение чувства Я (приобретение идентичности, опыта);

Теплота в отношениях с другими (сострадание, «расширение собственного переживания жизни», терпимость);

Мудрость, самообъективизация (понимание, самопонимание и юмор);

Эмоциональная безопасность (принятие себя);

Фрустрационная толерантность (самоконтроль);

Реалистичное восприятие, умения, цели и задачи (способность погружаться в свою работу, сосредоточенность на проблеме, ответственность).[21]

В гештальтпсихологии зрелостью называют состояние оптимального здоровья[22]. Для достижения зрелости человек должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе[23]. Незрелый индивид склонен манипулировать окружением для удовлетворения своих потребностей и желаний. Зрелость наступает тогда, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций, сопровождающихся фрустацией, страхами, тревогой, когда он способен пойти на риск.[24]