Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Основные понятия жизнестойкости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Понятие «жизнестойкость» было введено Сальваторе Мадди и Сьюзен Кобейза. Оно является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению. Чтобы лучше понять, что такое жизнестойкость, можно привести пример из поведенческой терапии. Существует специальный психотерапевтический прием – клиент должен на один день представить, что все его проблемы решены, что он живет как успешный и состоятельный человек. После этого он действительно начинает вести себя по-другому – становится более уверенным в себе, мужественным и решительным.

Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.

Сальваторе Мадди замечает, что жизнестойкие убеждения не должны расходиться с реальным положением дел, как в случае с оптимистическими убеждениями. Ситуацию, когда тяжелобольной человек надеется на чудесное выздоровление, нельзя называть жизнестойкостью, ведь это не соответствует действительности. Однако если больной верит, что его усилия могут помочь в выздоровлении, что он должен многое сделать, многое успеть, то это уже является жизнестойкостью. Жизнестойкие убеждения по Сальваторе Мадди соответствуют условной конструкции – «если я…, то я могу…». К примеру, если я проявляю активность, то с большей вероятностью смогу найти в жизни что-то стоящее. Жизнестойкость личности дает возможность признать стресс, а не отрицать его. С ее помощью человек способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу. Не всегда мы можем повлиять на ход событий, но жизнестойкость положительно сказывается на саморазвитии.

Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.


Предметом исследования выступают психологические аспекты процесса совладания с профессиональными трудностями.

Объектом исследования выступают бухгалтеры средних лет, столкнувшиеся в своей практике с профессиональными трудностями. Выбор профессии бухгалтера обусловлен следующими соображениями. Профессиональные трудности бухгалтера имеют свои особенности, что обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, в том числе ее психологической составляющей. Они же нередко затрудняют процесс преодоления профессиональных кризисов и переход на новую стадию профессионального развития.

Методики исследования:

- «Удовлетворенность работой» (Розанова);

- «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин);

- «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эдлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой);

- «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой);

- Стандартизированное интервью «Компоненты ответственности» (Л.И. Дементий).

-«Т-критерий Вилкоксона» для выявления интенсивности сдвигов.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть теоретические аспекты жизнестойкости как психологической категории;

- определить задачи и гипотезы психологического исследования;

- подробно раскрыть методический инструментарий исследования;

- проанализировать результаты исследования;

- сформулировать выводы исследования.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе мы дадим определение феномену «жизнестойкость», раскроем взгляды ученых на сущность этого понятия; опишем процесс формирования жизнестойкости и определим факторы, которые влияют на этот процесс.

Во второй главе мы проведем исследование, - объектом исследования выступают бухгалтера средних лет, столкнувшиеся в своей практической деятельности с профессиональными трудностями. Затем проанализируем результаты.

Практическая значимость работы – данная работа использоваться работающими специалистами любой сферы для развития жизнестойкости с целью преодоления профессиональных трудностей.

В данной работе мы использовали следующие источники:

Возрастная психология : учебник / под ред. А. К. Белоусовой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012;

Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006;


Кубрак Е. А. Психология здорового образа жизни // Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / под ред. В. И. Струкова. – Пенза: АНОО «Приволжский дом знаний», 2007;

Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова – М.: Смысл, 2016;

Мадди С. Теория личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002;

Одинцова М. А. Психология жизнестойкости : учеб. Пособие / М. А. Одинцова. – М.: ФЛИНТА : Наука. 2015;

Минутко В. Л. Справочник психотерапевта – СПб: Питер, 2002;

Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл. 2002;

Психология труда : учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012;

Руденко А. М. Психологический практикум / А. М. Руденко – Ростов н/Д.: Феникс, 2010;

Рудестам К. Е. Групповая психотерапия. Психокоррекционные методы: теория и практика / К. Е. Рудестам – Прогресс, 2012;

Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999;

Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004;

Сергеева В. В. Техника психологической терапии: учеб. пособие / В. В. Сергеева – Павлодар ПГУ им С. Торайтырова, 2016;

Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006;

Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь – Ростов н/Д.: Феникс, 2010;

Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2004. №6.

Данные источники литературы были выбраны, поскольку они являются научными и на сегодняшний день наиболее актуальными.

Глава 1. Теоретические аспекты жизнестойкости

1.1 Основные понятия жизнестойкости

Стремительные изменения, произошедшие за последние годы в общественно-политической, социально-экономической, научно-технической жизни общества, рост экологических и техногенных катастроф оказывают прямое влияние на адаптационные механизмы личности, особенности психического напряжения, эмоциональных состояний.

В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности.[1]


В результате, все больше людей оказываются в трудных материальных и жилищно-бытовых условиях проживания, многие нуждаются в серьезной медицинской помощи, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, некоторые оказываются в местах лишения свободы. Возникающая патогенная ситуация в семье обуславливает психотравмирующее переживание всех ее членов, особенно глубоко переживают дети. Длительное негативно окрашенное эмоциональное состояние приводит к возникновению психической травмы, которая имеет тяжелые последствия для развития личности.

В современном мире остро стоит проблема профессионального стресса. Эта проблема заявила о себе в XX веке. Это было вызвано тем, что на производстве часто возникали (и возникают в современный период) ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализовываться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще подавить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т. п.[2]

Также остро стоит проблема низкой оплаты труда. В результате этого человек чувствует себя ущемленным, у него появляется чувство обиды, это создает базу для стресса, фрустрации и глубочайшего внутреннего кризиса работника.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.[3]

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

- информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации и быстрой переменой информационных параметров;

- эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;


- коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказывать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия.[4]

У многих работающих людей существует проблема профессионального истощения. Профессиональное истощение чаще всего возникает у тех специалистов, которые общаются с большим количеством людей – подчиненными, коллегами, клиентами, вышестоящим руководством. Сталкиваясь в ситуациях общения с негативными эмоциональными переживаниями или реакциями, человек непроизвольно вовлекается в эти переживания и начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Если у него нет умения дистанцироваться (преднамеренно беспристрастно относится к проблемам другого), то со временем и наступает истощение от общения.[5]

В настоящее время понятие профессионального истощения еще более расширилось. Оно стало рассматриваться как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с профессиональными межличностными отношениями.

Эмоциональное истощение, синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от коллег.

Истощение и опустошение не дают воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, - все окрашивается в мрачные, темные тона. [6]

Профессиональный кризис – это психическая травма. Привычный мир человека рушится, становится непредсказуемым. Человек перестает контролировать свою жизнь и свою деятельность в этой жизни.[7]

Существуют несколько аспектов личности, на которые влияет психическая травма. Если эти аспекты достаточно развиты, то человеку проще справиться с травмой, если же нет, то кризис профессиональный может перерасти в кризис личности, который в дальнейшем приведет к различным патологиям. К наиболее значимым аспектам относят:

- способности личности, позволяющие поддерживать в себе чувство стабильности и целостности в разных жизненных ситуациях, а именно – переживать, переносить и анализировать сильные воздействия; сохранять ощущение жизненной силы, позитивного настроя, уверенности в том, что достоин большего;