Файл: Формирование интересов в подростковом возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Противоречия могут быть следующими:

·между имеющимися знаниями и стремлением узнать новое;

·между ограниченными возможностями общения на уроке и стремлением к более широкому общению как в среде сверстников, так и за её пределами;

·между наличием у ребёнка тенденции к утверждению своей позиции и ограниченными возможностями её полной реализации в рамках обязательного учебного процесса.

Словом, в основе приёмов привлечения ученика к книге должен лежать, с одной стороны, возникающий, а с другой - удовлетворяемый интерес. Этого можно достигнуть путём преднамеренного создания перед детьми противоречий, проблемных ситуаций.

Интерес к чтению книги может вызвать работа с её названием. При этом учитель не объясняет смысл названия, а предлагает это сделать самим детям. Дети, естественно, высказывают свои предположения. Но убедиться в сущности названия можно только прочитав произведение. [19]

2. Особенности формирования и развития интересов в подростковом возрасте

2.1 Роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходит важная перестройка учебной деятельности школьника. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростка заметно усиливается сознательное отношение к учения, связанное с положительным отношением к настоящим, глубоких знаний.

В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора формируются и развиваются интересы подростков, и, прежде всего интересы познавательного характера. Заметно развиваются общественно-политические интересы. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, настоящей страсти, которая буквально захватывает подростков, нередко со вредом для всех других занятий.

Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут приводить и к нестойкости их интересов. [20]


Характер, который изменился, и формы учебной деятельности, любознательность ума, что выросшая, требуют от подростка высшей и более организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитически-синтетическому восприятию предметов и явлений, восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.

Довольно существенным образом изменяются в подростковом возрасте память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста - усиление произвольной стороны этих функций.

В подростковом возрасте нарастает общая тенденция относительно формирования умения организовывать и контролировать свои психические функции, руководить ими. Память и внимание постепенно становятся организованными, регулированными и управляемыми процессами. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминание. Механическое запоминание все больше уступает местом логическому, осмысленному.

Характеризуя внимание подростка, нужно вспомнить противоречие в развитии его внимания, с одной стороны, - в подростковом возрасте формируется стойкое произвольное внимание, из другой - большое количество впечатлений, переживаний, бушующая активность и импульсивность подростка часто приводят к нестойкости внимания, его быстрого отвлечения.

В подростковом возрасте существенным образом изменяется умственная деятельность. Содержание предметов, которые изучаются, и логика построения учебных курсов требуют нового характера усвоения знаний, сопротивления на самостоятельное мышление, способности абстрагировать и обобщать, сравнивать, размышлять, строить заключения, доказывать. Основная особенность умственной деятельности подростка - нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлениям в пользу абстрактного мышления. [22]

В подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения подростками основ наук начинают формироваться и ярко оказываться способности детей к определенному виду деятельности. Это связано с тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, стойкие интересы, формируется сознательное и активное отношения к тому, что окружает, развивается самостоятельное, творческое мышление. [23]


2.2 Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте

Основным содержанием подросткового возраста является самоопределение, и прежде всего профессиональное. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему: восприятие, оценка настоящего у них происходит с точки зрения будущего. [24, c.165]

Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов (например, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограниченны, и т.п.). К тому же мир профессий, как и все остальное, в этом возрасте часто кажется черно-белым: в "хорошей" профессии все хорошо, в "плохой" - все плохо. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у подростков встречаются не так уж часто. [25]

Основой для адекватного профессионального выбора подростка является формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности. Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы - положительное отношение к определённой области труда, стремление к познанию и деятельности. Интересы различаются по содержанию, широте, длительности и глубине. Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют устойчивость профессионального выбора. [26]

Г.И. Щукина, рассматривая ступени развития познавательных интересов, выделяет такие составляющие, как любопытство, любознательность, теоретический интерес. Профессиональный интерес подростков как познавательный включает три основных компонента: эмоции, интеллектуальный, волевой.

Компонент эмоций у подростков связан, прежде всего, с положительным отношением к профессии, к людям данной профессии. Он выражается в переживаниях, "охватывает" успех деятельности, как у самого индивида, так и у других, перспективы работы, что является условием зарождения интереса. Эмоции возникают также в процессе освоения профессии, непосредственно в трудовой деятельности в виде переживания радости достижения успеха. Данные эмоции являются признаком интереса к профессии и способствуют его упрочнению. [27]


Интеллектуальный компонент играет значительную роль в понимании подростка значения и смысла профессиональной деятельности, что выступает как предпосылка интереса. Успешное решение умственной части задачи при выполнении работы способствует становлению и закреплению профессионального интереса.

Волевой компонент играет большую роль во внутренней мобилизации подростков для преодоления трудностей при освоении профессии.

Все три компонента взаимосвязаны, но, тем не менее, могут иметь место доминирование одного из них в определенный момент времени.

Особенность взаимосвязи эмоций и интеллектуального компонентов заключается в том, что первый подготавливает положительное отношение подростка к избранной профессии. Интеллектуальный компонент усиливает положительное отношение учащегося к профессии, раскрывая значение и смысл ее. Роль волевого компонента очень велика. Волевой компонент интереса проявляется тогда, когда подросток после первых неудач продолжает деятельность или отказывается от нее. От уровня развития воли зависит, будет ли в дальнейшем развиваться интерес к профессии или нет. Так проявляется взаимосвязь эмоционального и волевого компонентов в развитии профессионального интереса подростка. [28]

Для воспитания профессионального интереса можно усилить акцент на одном из компонентов, например на эмоциях. Однако наиболее эффективное воспитание профессионального интереса протекает при взаимосвязи всех компонентов. Чем сильнее интерес к процессу деятельности и результату, тем успешнее подросток преодолевает встретившиеся трудности. В этих условиях у него быстрее формируются волевые качества. Но существует и обратная связь: для проявления активного интереса нужен определенный уровень волевого развития.

С.Л. Рубинштейн писал: "Интерес порождает склонность или переходит в нее" [8]. Он предполагал и возможность противоречия между склонностью и соответствующим интересом. Одни отмечают, что интерес предшествует развитию склонности, другие указывают, что склонность способствует развитию соответствующего интереса. [29]

Анализ исследований, посвященных развитию интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменяемостью, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, являются преимущественно познавательными. На втором этапе в 14-15 лет отмечается тендер к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16-17 лет усиливается интеграция процессов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально - психологическими свойствами. На четвертом этапе - этапе начальной профессионализации - происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии [1; 4].


Как правило, с возрастом интересы ребенка из аморфных, неопределенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Но это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же на столько многообразны, что трудно отделить главные, стержневые от побочных, временных. Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязанно. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная [2].

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю историю, стану-ка я историком!"), далее с точки зрения его способностей ("У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?") и, наконец, с точки зрения его системы ценностей ("Я хочу помогать больным, стану врачом"). Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности.