Файл: Сходство и отличие морали и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В своей повседневной жизни и деятельности люди руководствуются множеством различных норм и правил, выработанных временем. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Особое положение среди этих норм занимают правовые нормы.

Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных и технических ориентиров.

Наиболее значимым является соотношение правовых и моральных норм, так как именно моральные нормы сильнее всего воздействуют на право, помогая ему развиваться и соответствовать историческому периоду. Иногда моральные нормы являются более действенными, чем правовые, которые подкреплены государственным принуждением. Это также должно быть принято во внимание при конструировании правовых норм. Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы очевидна.

Целью курсовой работы выступает изучение сущности правовых и моральных норм, а также их взаимосвязи, единства и противоположности.

Задачи курсовой работы:

- проанализировать право и мораль как разновидность социальных норм;

- выявить сходство и отличия морали и права;

- раскрыть взаимодействие морали и права.

Предметом курсовой работы выступает совокупность явлений и закономерностей, присущих праву и морали и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.

Источниками для написания курсовой работы выступили учебники и научная литература, рекомендованные по курсу.

Глава 1. Право и мораль как разновидность  социальных норм


1.1. Мораль в системе социальных норм

Как моральные так и правовые нормы представляют собой разновидность социальных норм. Социальные нормы есть исторически сложившиеся или сознательно установленные в различных сферах общественной жизни образцы, идеалы, эталоны и конкретные правила, содержащие в себе предписание и оценку общезначимого поведения, выступающие в виде меры социально полезного поведения людей[1].

Основное назначение социальных норм заключается в регулировании общественно значимого поведения людей путем установления идеалов, ориентиров, правил их индивидуальной и совместной деятельности. Личность, попадая в урегулированную нормой ситуацию, совершает акты познавательной и практической деятельности, в результате чего сложившийся в сознании субъекта нормообраз обуславливает его практическое поведение.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей[2].

Как уже отмечалось, к социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие. Необходимо рассмотреть, что же представляют собой нормы морали и нормы права, как наиболее значимые социальные регуляторы.

«Если бы у людей не было средств к обузданию их противоречивых стремлений к удовлетворению враждующих общественных элементов, то самая жизнь в обществе сделалась бы тягостной и несносной, лишившись тех своих преимуществ, которые человек в ней ищет. Эти средства суть нравственность и право», - писал известный русский правовед П. Новгородцев[3].

Термин «мораль» происходит от латинского понятия moralis, что означает «нравоучительный, назидательный» и, по мысли О.Г. Дробницкого, является тождественным понятию нравственности, выступающей в качестве одного из основных способов нормативной регуляции действия человека в обществе; особой формы общественного сознания и вида общественных отношений (моральные отношения)[4].


Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Это совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношение друг к другу, а также к обществу, к государству, родине, семье и т.д. и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества или определенного класса[5].

Нормы морали выглядят как нормативные суждения людей о добре, зле, хорошем, плохом, справедливом и несправедливом. Они образуют нравственную среду обитания человека, апеллируя к его чести, совести, стыду и прочим морально усвоенным качествам личности. Это древнейший регулятор общественных отношений, который в значительной мере породил, вызвал к жизни иные виды социальных норм (право, обычаи, религия, политика) и наполнил их нравственными идеалами. Своими конкретными требованиями, принципами и идеями мораль пронизывает всю социальную систему нормативного регулирования, ориентируя ее на работу в режиме социальной справедливости. Проникая и вплетаясь в обычаи и традиции, право, политику, религию, жизнь общественных объединений, а также сферу прекрасного, мораль сообщает им своеобразный этический минимум своих требований, нравственно «очеловечивает» их.

Содержание и структура морали включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали – это представления о добре и зле.

Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Второй аспект морали – конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. Нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

Главная функция морали – регулирование взаимоотношений между людьми. Эффективность морального регулирования зависит во-первых, от того, насколько личностью усвоены моральные нормы, а во-вторых, насколько эти требования сознательно соблюдаются ею[6].


1.2. Правовые нормы в системе социальных норм

Право представляет собой «систему общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают обусловленную экономическим, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений»[7].

Нормы права представляют собой, соответственно, государственно-обязательные, формально определенные правила поведения, опирающиеся на силу и мощь государственного принуждения. Правовая норма есть конкретное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения[8]. Основными признаками правовых норм являются: регулирование наиболее важных для интересов государства и общества отношений между людьми; повышенная степень формальной определенности; государственная обязательность; представительно-обязывающее содержание. Данные свойства определяют инструментальную ценность правовых норм и позволяет отличать их от других видов социальных норм.[9] Разумеется, что наиболее ярким признаком правовых норм в отличие от всех других социальных правил общественного поведения является гарантированность их мерами государственного принуждения. Как отмечал Р. Иеринг, «правовая норма без принуждения – это огонь, который не жжет, свет, который не светит»[10].

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Таким образом, право и мораль относятся к социальным нормам и являются наиболее значимыми и взаимосвязанными социальными регуляторами.


Глава 2. Сходство и отличия морали  и права

2.1. Общие черты права и морали

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Изречение древних «Jus est ars boni et qequi» («Право есть искусство добра и справедливости») раскрывает органическую связь права и морали[11].

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

Мораль в единстве своих трех элементов: сознания, норм и отношений – явилась исторически и социально обусловленным прообразом права. Само право в качестве особого институционального образования формировалось под непосредственным влиянием всех основных сфер нравственной жизни общества.

Право и мораль имеют общие черты и свойства. Главные их общие черты выражаются в том, что право и мораль входят в культуру общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, политические, экономические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости[12].

И право, и мораль отвечают определенным социально необходимым потребностям. Общее социальное назначение морали и права состоит в том, что они регулируют соотношение интересов личности, различных форм общностей, объединений и общества в целом[13].