Файл: Задачи и функции уголовного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.И. Бойко считает, что новый объект уголовно-правовой заботы российского государства - мир и безопасность человечества - не охраняется, а обеспечивается кодексом, то есть имеет место очевидное и вполне оправданное терминологическое различие. Охрана мира и безопасности всего человечества не может ставиться задачей национального закона ни по существу (нет таких возможностей), ни по формальным соображениям в противовес юрисдикции и весу ООН и ее специализированных организаций[52].

Некоторые ученые, выступающие против выделения обеспечения мира и безопасности человечества в качестве самостоятельной задачи уголовного права, часто просто ссылаются на то, что в данном случае имеет место терминологическое различие. Так, В.В. Мальцев указывает, что мир и безопасность человечества охраняются также, как и права и свободы человека и гражданина, и потому искать в слове «обеспечение» иной смысл, чем в слове «охрана», нет оснований хотя бы потому, что предмет и метод уголовного права один. Мир и безопасность человечества может обеспечить только само человечество, однако охранять на территории РФ его мир и безопасность можно и посредством российского уголовного законодательства[53].

Н.А. Лопашенко солидарен с авторами, считающими нелогичным рассмотрение обеспечения мира и безопасности человечества в качестве самостоятельной задачи уголовного права. Свою позицию он обосновывает тем, что к такому выводу приводят грамматическое толкование термина «обеспечение» и отсутствие в рамках национального уголовного законодательства специальных средств для этого. Использование формулировки «обеспечение» призвано, с одной стороны, терминологически избежать тавтологии в ч.1 ст.2 УК, с другой стороны, подчеркнуть важность и значимость решения этого аспекта охранительной задачи и отчасти снизить уровень ожиданий его решения (действительно, в полной мере осуществлять охрану мира и безопасности всего человечества посредством национального уголовного закона невозможно)[54].

2.3 Предупредительная задача уголовного права

Предупреждение преступлений представляет собой комплексную деятельность государства и общества по недопущению совершения новых преступлений путем создания определенных условий. Меры, направленные на предупреждение преступлений, могут быть самого разнообразного характера: экономического, политического, организационного, морального, правового и т.д. Применение таких мер обусловлено тем, что преступность – это явление социальное, исторически изменчивое. При различных условиях жизнедеятельности общества и государства изменяются и динамика, и структура преступности[55].


В предупреждении преступлений уголовное право играет важную роль, но не главенствующую. Основным средством здесь выступает угроза применения наказания за совершение преступления. Однако, страх перед наказанием не всегда удерживает от преступных действий, поскольку надежда избежать наказания достаточно велика. Поэтому угроза наказания должна сопровождаться его неотвратимостью. К ним можно нести наличие в уголовном законе дозволительных или управомочивающих норм (необходимая оборона и др.), содействующих предупреждению преступлений. На предупреждение преступлений направлены и поощрительные нормы, которые соотносят освобождение от уголовной ответственности в связи с позитивным поведением (добровольный отказ от преступления). К числу поощрительных норм можно отнести также и нормы, регулирующие вопросы освобождения от наказания, в том числе и досрочного[56].

В рамках задачи предупреждения преступлений выделяется частное (специальное) предупреждение преступлений и общее предупреждение.

Первое распространяется только на осужденных, второе охватывает всех лиц, ранее совершивших преступление, включая и тех, которые еще не были привлечены к уголовной ответственности.

Назначение общей превенции заключается не только в том, чтобы устрашить неустойчивых в своих нравах и поведении граждан, но и в том, чтобы предотвратить переход в их ряды законопослушных граждан, закрепить у последних установку на неуклонное соблюдение требований уголовного закона и в конечном итоге сформировать в общественном правосознании убеждение в торжестве социальной справедливости и нетерпимость к лицам, совершающим преступления[57].

Решение задачи общего предупреждения преступлений обеспечивается как самим фактом действия уголовного законодательства, так и применением наказания или иных мер уголовно-правового характера к виновным в преступлениях[58].

Решение задачи частной превенции достигается путем применения к лицам, совершившим преступление, уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, усиленного социального контроля за осужденными или лицами, освобожденными от наказания[59].

Предупредительное значение уголовного права следует рассматривать в совокупности с социальной ролью уголовно-процессуального законодательства, а также с мерами, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством. Без реализации карательных и дополняющих их воспитательных средств уголовное наказание не смогло бы обеспечивать необходимое исправительное и предупредительное воздействие на осужденных, а также иных лиц[60].


В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые на законодательном уровне, хотя очевидно, что в теории она существовала и ранее. Предупредительная роль реализуется прежде всего через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения[61].

Таким образом, каждой из рассмотренных задач уголовного права присущи свои особенности. Задачи уголовного права имеют сложное содержание. Так, охранительная задача диверсифицируется по объектам уголовно-правовой охраны; предупредительная задача включает в себя задачи общей и частной превенции. 

3 Содержание функций уголовного права

3.1 Охранительная функция

По своему социальному содержанию рассматриваемая функция - это осуществляемая уголовным правом охрана личности, общества и государства путем принуждения лиц, способных совершить или совершивших преступления, к законопослушному поведению, а также путем поощрения такого их поведения, которое ведет к отказу от совершения преступлений и предотвращению их общественно опасных последствий.

По своему правовому содержанию охранительная функция - осуществление задач уголовного законодательства путем содержащихся в его правовых нормах запретов совершать преступные посягательства на интересы личности, общества и государства, стимулирования поведения, направленного на предупреждение преступлений и их общественно опасных последствий[62].

Эта функция, по мнению большинства ученых, должна быть признана едва ли не главной функцией уголовного права. Она предполагает защиту правоохраняемых интересов путем установления уголовно-правового запрета. Однако применение уголовно-правовой нормы к лицу, преступившему ее запрет, выходит за рамки охранительной функции, это проявление вовне функции регулятивной[63]. Однако определенная противоречивость приведенного подхода заложена в утверждениях ряда авторов, отстаивающих его. Так, Ю.Е. Пудовочкин указывает, что охранительная функция уголовного права начинает реализовываться с момента вступления в силу уголовного закона, предусматривающего ответственность за то или иное деяние. Еще одним аспектом реализации охранительной функции является непосредственное применение норм уголовного законодательства к лицам, совершившим преступления[64].


Таким образом, предпринимаются попытки достаточно широко толковать содержание охранительной функции уголовного права.

Позиция авторов, которые считают, что уголовное право осуществляет только охранительную функцию, не лишена определенных противоречий. Так, нарушение обязанности действовать, т.е. бездействие, признается ими одной из форм преступного поведения, а волевое воздержание от нарушения уголовно-правового запрета - нет. Выходит, что воздержание субъекта от нарушения запрета не формируется в результате действия нормы уголовной ответственности. Неверно исключать уголовно-правовые нормы из числа регулятивных, социальное назначение которых - определение правил правомерного поведения людей. Нельзя противопоставлять регулятивную и охранительную функции уголовно-правовых норм. Недопустимо и противопоставление уголовного права иным отраслям права[65].

Реализация рассматриваемой функции направлена на обеспечение защиты наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств посредством установления наказания за их совершение. Охрана является одной из центральных функций, на что указывает и содержание ст.2 УК РФ. В частности, законодателем отмечается, что основной задачей УК РФ является охрана конкретных общественных отношений, что свидетельствует о важности охранительной функции уголовного права[66].

Охранительная функция уголовного права начинает действовать только тогда, когда уголовно-правовой запрет нарушен и возникает необходимость защиты и восстановления нарушенных правоотношений.

Уголовное право обеспечивает право на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, которое осуществляется посредством угрозы уголовного наказания и его реального применения за совершение преступления[67].

Представляется, что в указанных аспектах проявляется именно охранительная функция уголовного права

3.2 Регулятивная функция

Эта функция заключается в организации, упорядочении, урегулировании общественных отношений, возникающих в результате совершения общественно опасных деяний (преступлений).

Регулятивная функция, проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов[68].


Ряд авторов регулятивную функцию понимают по-разному. Так, Б.Т. Разгильдиев писал о регулятивно-обязывающей функции, содержание которой состоит в обеспечении исполнения гражданами своих обязанностей, воздерживаться от совершения преступлений[69].

Н.А. Лопашенко полагает, что регулятивная функция проявляется в применение уголовно-правовой нормы к лицу, преступившему ее запрет[70].

С.Ю. Бытко считает, что позиция Н.А. Лопашенко отражает свойство любой отрасли права - применением соответствующих норм регулировать общественные отношения. Однако, такое понимание не отражает другого аспекта, состоящего в том, что правовые ограничения и запреты, подкрепленные санкциями за их нарушение, сами по себе являются регуляторами поведения, даже без реального применения правовых норм. Ведущим элементов здесь выступает санкция за нарушение предписания[71].

В отраслевой науке существует мнение об уголовном праве как особой отрасли, которой не свойственно регулирование общественных отношений, а ее главная роль состоит в возложении на граждан целого ряда запретов под угрозой применения уголовно-правовых санкций.

Так, по мнению Н.В. Генрих, уголовно-правовому регулированию подлежат лишь те отношения, которые складываются между лицом, совершившим преступление, и государством, поскольку именно регулирование предполагает регламентацию прав и обязанностей участников этих отношений посредством специально создаваемых уголовно-правовых норм. Иные отношения, по ее мнению, не подвергаются правовому регулированию, уголовное право оказывает на них лишь информационное и ценностно-ориентирующее воздействие. В указанных случаях уголовно-правовая норма не наделяет участников этих отношений корреспондирующими правами и обязанностями[72].

По мнению С.Р. Микаутадзе, позиция Н.В. Генрих существенно ограничивает функциональные возможности уголовного права, не учитывает его социального предназначения. Утверждать, что уголовно-правовая норма не наделяет участников базисных (позитивных) общественных отношений правами и обязанностями, не верно. Уголовное право воздействует на поведение человека в этих отношениях, определяет границы его свободы, наделяя его свободой ограниченного выбора и тем самым участвует в регулировании общественных отношений. В этом обязывающем к определенному, должному поведению человека воздействии права проявляется отнюдь его не информационное влияние, а именно регулятивное[73].