Файл: Характеристика налоговой системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоги во все времена являлись и до сих пор являются наиважнейшим инструментом во все времена и во всех государствах - с помощью налоговых платежей происходит осуществление политики государства практически во всех сферах. Ярким примером этому можно отметить период перехода от плановых (командных) методов управления к рыночным отношениям, когда возможности государства оказывать воздействие на хозяйственные процессы были уменьшены, налоги стали реальным и важным рычагом государственного управления. Государство использует налоги только тогда, когда общество уважает налогообложение, понимает его экономическую необходимость существования. Поэтому знание законодательства в сфере налогообложения, его функционирования считается главным, необходимым условием восприятия налоговой культуры и обществом в целом, и каждым его членом.

Данная тема курсовой нельзя назвать неактуальной, ведь налоговые поступления, в частности от прямых налогов, играют наиважнейшую роль не только для функционирования государства, но и для жизни самих граждан этого государства - с помощью налогов жители страны, можно сказать, самостоятельно благоустраивают свою жизнь, повышая уровень ее качества.

Объектом моей курсовой работы является налогообложение в Российской Федерации, предметом – прямое налогообложение, а именно: виды прямых налогов, порядок их уплаты, а также динамика поступлений в бюджет РФ.

Целью данной курсовой является рассмотрение налоговой системы, в частности прямых налогов, а также анализ их места в бюджете.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Показать сущность налоговой системы;
  • раскрыть понятие налоговых платежей, а также их классификацию;
  • изучить функции налогов;
  • раскрыть сущность прямых налогов;
  • показать, какие прямые налоги уплачиваются гражданами и юридическими лицами в России;
  • рассмотреть место прямых налогов в федеральном бюджете Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались как учебники по налогообложению, так и информационно-правовые интернет-источники: учебники по налогообложению необходимы для правильного изложения теоретической части по налогообложению в целом, а информационно-правовые источники необходимы для предотвращения устаревания информации, закрепленной в правовых актах.


Также при написании своей работы, я опиралась на аналитические данные, взятые с сайта федеральной налоговой службы. Данная информация необходима для написания практической части моей работы, а именно для рассмотрения динамики налоговых поступлений, в частности прямых налогов в федеральный бюджет, для выявления причин указанной динамики налогов, а также для дачи объективного прогнозного вывода по отношению к приведенной динамики налоговых поступлений.

1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения в России

Перед тем, как давать характеристику налоговой системе Российской Федерации, а также провести ее анализ, необходимо дать понятие налоговой системы, рассмотреть основные ее характеристики и принципы, обобщив при этом опыт как советских экономистов, так и зарубежных.

В современных экономических источниках приводятся следующие определения налоговых систем:

  1. По мнению Б. Х. Алиева, это «система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».[1]
  2. Е. Ю. Грачева считает, что это «совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».[2]

Существуют следующие принципы налогообложения:

  1. экономические – данные принципы формируются в ходе развития финансовой науки, финансовой деятельности, а также реализуются при построении налоговых систем в различных государствах. К экономическим принципам налогообложения ученые относят: принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип соразмерности налогообложения, принцип эффективности налогообложения, и другие;
  2. юридические - принципы, формирующиеся в процессе развития юридической науки, а затем закрепляются в законодательстве и становятся принципами налогового права.

В Российской Федерации принципы четко изложены в Налоговом кодексе, в статье 3.

В данной статье прописаны следующие принципы:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от гражданства физических лиц, формы собственности или места происхождения капитала;
  • налоговые платежи не могут быть произвольными. Также недопустимы налоговые платежи, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав;
  • недопущение установления налогов и сборов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, а также прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, услуг или финансовых средств;
  • должны быть определены все элементы налогообложения при установлении налоговых платежей. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В отечественной и зарубежной налоговой практике сложились следующие способы взимания налогов с граждан и организаций:

1. До получения субъектом дохода осуществляется путем изъятия у источника выплаты дохода;

2. Кадастровый способ взимания осуществляется на основе реестра, содержащего перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам;

3. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок;

4. Декларационный способ изъятия осуществляется после получения дохода субъектом и представления последним декларации всех полученных годовых доходах;

5. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют налог.

Налоговая система России характеризуется достаточной изменчивостью. Это обусловлено участием государства на международном рынке, что вызывает необходимость соответствовать существующим условиям.


1.2 Классификация и функции налогов

Налог во все времена являлся и является по сей день самой важной финансовой формой реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения разнообразных задач.

Однако наиболее полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Под функцией большинство ученых понимает способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, составляющих содержание данной категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:[3]

  • Распределительная;
  • фискальная;
  • регулирующая;
  • контрольная;

Главной функцией налогов является, безусловно, распределительная функция – это функция, выражающая сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, осуществляющееся через налоговый механизм.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает фискальная функция налогов. Эта функция является самой главной, характерной для всех государств во все эпохи существования. Именно эта функция отражает основные причины возникновения налогов. Также данная функция позволяет реализовывать качественную определенность налоговых платежей, их назначение как источника средств, которые обеспечивают полноценное функционирование государства.

Регулирующая функция отражает влияние налоговых платежей на протекающие в хозяйственной жизни процессы, в том числе на динамику потребления, накопления, сбережения, инвестиции и другие структурные изменения.

С помощью контрольной функции осуществляется надзор за движением финансов, оценка эффективности механизма налогообложения, происходит выявление необходимости внесения изменений не только в налоговую политику, но и бюджетную систему. Также данная функция распространяется на сферу распределения налоговых потоков, отслеживая при этом целевое использование денежных ресурсов.

Классифицировать налоговые платежи также можно по различным признакам, но перед этим необходимо дать определение понятию «классификация».


Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.[4]

Существует несколько принципов классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по налогоплательщику;

3) по объекту налогообложения;

4) по уровню бюджета, в который зачисляется налог;

5) по целевой направленности введения обязательного платежа.

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на: прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему: прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

  • налоги, взимаемые только с юридических лиц;
  • налоги, взимаемые только с физических лиц;
  • налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы:

1) на налоги, уплачиваемые налогоплательщиком с прибыли;

2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции;

3) налоги с имущества налогоплательщика;

4) платежи за природные ресурсы;

5) налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, понесенных налогоплательщиком;

6) налоги на определенный вид финансовых операций, осуществляемых налогоплательщиком;

7) налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

В зависимости от уровня управления налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и муниципальные (местные) – эта классификация является, пожалуй, самой важной в Российской Федерации.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговом Кодексе Российской Федерации, являются обязательными к уплате на всей территории страны. Согласно статье 13 Налогового Кодекса Российской Федерации, к ним относятся:

1) Налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) водный налог;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) государственные пошлины и сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации. Данные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих регионов Российской Федерации. При установлении налога органы власти региона Российской Федерации определяют налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, а также порядок, сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.