Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся в условиях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В современных рыночных условиях содержание локального регулирования трудовых отношений значительно расширяется. Локальное регулирование осуществляется, как правило, в договорной форме (между работодателем и профсоюзом или иным представителем работников), а локальные акты принимаются работодателем.

2-й способ. Особенностью метода трудового права является сочетание в нем единства н дифференциации правового регулирования.

Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и личности работника. Единство характеризует общий уровень регулирования труда, относящийся ко всем работникам.На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т.е. устанавливаются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников. Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника).

К ним относятся:

1. характер и особенности производства (отраслевая дифференциация);

2. физиологические особенности женского организма, его материнская функция по воспитанию малолетних детей;

3. половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация);

4. месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностей и др.) — территориальная дифференциация.

Дифференциация правового регулирования труда по указанным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям отдельных категорий работников. Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Нужно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией. Таким образом, дифференциация заключается в различном уровне трудовых прав, причем такое различие может заключаться только в повышении общего уровня, но не в его снижении.

3-й способ. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации также можно отнести к специфике метода трудового права. На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны — работодатель, владеющий средствами производства на праве собственности, или уполномоченное им лицо, с другой — работник, обладающий способностями к труду и готовый передать этот товар во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием которого является трудовой договор. В социально-партнерских соглашениях представители сторон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.


4-й способ метода трудового права проявляется в характере установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений.Это связано с участием работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудового законодательства и в защите трудовых прав.

5-й способ. Договорной характер труда. Этот способ метода трудового права порождает трудовое отношение работника с работодателем, устанавливает сторонами такие существенные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровне в нормативной их части регулируют социально-трудовые отношения, и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6-й способ. Метод трудового права характеризует и своеобразие способов зашиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Ненашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органами защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение своих трудовых прав. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

Итак, метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.


1.2 Конкуренция

Конкуренция (от лат concurrere – столкновение) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорции общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственней обособленностью каждого производителя ,его зависимостью от коньюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречие экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

а) масштабам развития;

б) по своему характеру;

в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:


1. Индивидуальный – один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;

2. Местной – ведется среди товаровладельцев какой-то территории;

3. Отраслевой – в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода;

4. Межотраслевой – соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода

5. Национальной – состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны:

6. Глобальной - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

По характеру развития конкуренция подразделяется:

1. Свободную

2. Регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится:

1. Ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен

2. Не ценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей ).

Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри – и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс назвал рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в тоже время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал называется средней прибылью. Она зависит, во- первых от уровня средней нормы прибыли и, во- вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала.


Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли .Превращение прибыли в среднюю прибыль приводить к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.

Современные подходы к конкуренции

Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства. В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.

Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции.

Для неё характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

-возможность свободного доступа товаропроизводителей к разным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм.

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

Все субъекты купли-продажи должны знатъ цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины ХIХ века. Во второй половине ХIХ века и начале ХIХ века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополии и государства.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей – монополия, для которой характерны:

- единственный продавец;

- отсутствие близких продуктов – заменителей;

- диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

- вступление в отрасль конкурентов затруднено.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.