Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договоры об оказании аудиторских услуг. Этот вид платных услуг ориентирован главным образом на сферу предпринимательства. Согласно п. 3 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 22631,аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В связи с этим аудиторская деятельность, как и многие другие виды оказания платных услуг, подлежит лицензированию, а специалисты в данной области – аттестации на право осуществления аудиторской деятельности1. Несмотря на наличие специальных нормативных актов, регулирующих особенности аудиторской деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности (банковской, на рынке ценных бумаг и т. п.), ими, однако, не устанавливается специфика договорных отношений между исполнителями и заказчиками, поэтому при заключении и исполнении этого вида услуг стороны должны руководствоваться правилами гл. 39 ГК.

Договор об оказании правовых услуг. Оказание правовых услуг также подчинено общим правилам, установленным гл. 39 ГК. Вместе с тем на практике применение норм данной главы, а также договорных условий при оказании правовых услуг вызвало неоднозначное толкование. В связи с этим в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»2 содержатся разъяснения, прежде всего относительно предмета такого договора. Договор об оказании правовых услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В последнем случае круг возможных действий исполнителя может быть определен согласно ст. 431 ГК на основании предшествовавших заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т. д. Если в договор в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК включаются условия о предоставлении исполнителем заказчику материальных результатов его действий или деятельности (письменные консультации и разъяснения, проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера), то такой договор приобретает смешанный характер и содержит в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 421 ГК). Что касается вопроса об оплате правовых услуг, то согласно ст. 779 ГК исполнитель приобретает право на оплату услуг только при совершении определенных в договоре действий или деятельности, поэтому отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг недопустим. Вместе с тем если в договоре об оказании правовых услуг размер оплаты ставится в зависимость от решения суда или иного государственного органа, которое будет принято, то требование исполнителя о выплате такого вознаграждения не подлежит судом удовлетворению. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в соответствии с требованиями п. 3 ст. 424 ГК и с учетом фактически совершенных исполнителем действий или деятельности.


5. Правовое регулирование деятельности по выполнению работ

Общая характеристика правового регулирования деятельности по выполнению работ

Понятие деятельности по выполнению работ. Такая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от производства работ.

Субъектами деятельности по выполнению работ являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для которых такая деятельность является профессиональной и осуществляется ими с целью получения прибыли. Данную деятельность могут осуществлять и некоммерческие организации в той мере, в какой ее осуществление соответствует целям, ради которых организация была создана, и способствует достижению данных целей.

Субъектом, для которого выполняется работа, может быть любое лицо (гражданин, организация), использующее результат выполненной работы как для удовлетворения личных или бытовых нужд (например, ремонт обуви), так и для осуществления своей предпринимательской деятельности (например, строительная организация заказывает выполнение проектных работ для осуществления строительства; риелторская организация выступает заказчиком строительства жилого дома с целью последующей продажи квартир в этом доме).

Под самой выполняемой работой понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя (заказчика), имеющая материальный результат, который передается заказчику для удовлетворения личных (бытовых) нужд или для использования в предпринимательских целях. Работа должна осуществляться подрядчиком-предпринимателем профессионально, в соответствии с нормативно-техническими требованиями, установленными федеральными законами и иными правовыми актами.

Выполняемая работа может быть направлена на создание новой вещи (строительство зданий и сооружений, пошив одежды, строительство новой дороги) или на изменение имеющейся вещи (реконструкция здания, ремонт одежды, замена дорожного покрытия). В любом случае передаче заказчику подлежит овеществленный результат деятельности, отделимый от самой деятельности.

Результат выполненной работы должен также отвечать и соответствовать установленным законами и иными правовыми актами требования безопасности, санитарно-технических норм и проч. Результат работы не должен причинять вред здоровью и жизни потребителя.


Результат выполненной работы может использоваться в личных, семейных, бытовых целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако результат выполненной работы может использоваться заказчиком в предпринимательских целях. Кроме того, результат выполненной работы может использоваться для удовлетворения государственных нужд (например, выполнение подрядных работ для государственных нужд), а также в определенных публичных (общественных) целях. Восстановление и реконструкция историко-культурных памятников (например, в Санкт-Петербурге) осуществляется и в государственных, и в общественных интересах. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ если градостроительная деятельность противоречит государственным или общественным интересам, она должна быть прекращена.

Результат выполненной работы может носить промежуточный характер. Например, выполненная проектная документация и предшествующая ей изыскательская работа, необходимая для осуществления строительной деятельности, проявится в конечном счете в ходе самого строительства и последующей эксплуатации объекта, построенного в соответствии с проектом и с учетом проведенных изысканий. Деятельность по выполнению работ опосредуется разными по природе отношениями: подрядными отношениями, складывающимися между подрядчиком и заказчиком и являющимися предметом гражданско-правового регулирования, и публичными отношениями, возникающими между государством в лице его органов, с одной стороны, и участниками подрядных отношений - с другой. Законодательство о деятельности по выполнению работ содержит довольно большой объем нормативного материала, включающего как федеральные законы, так и иные правовые акты. Основополагающее значение в регулировании договорных форм осуществления деятельности по выполнению работ принадлежит нормам ГК РФ, содержащим правила о договоре подряда и его разновидностях.

Среди других законодательных актов следует назвать Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (в ред. от 11 апреля 2007 г.), нормы которого регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства.

Порядок выполнения отдельных видов работ регламентирован специальными федеральными законами. Так, порядок выполнения строительных работ и статус участников строительного процесса определен Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями на 18 декабря 2006 г.) В соответствии с данным законом под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. В части, не противоречащей этому Закону, сохранил свое действие Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности".


Градостроительная деятельность регламентируется нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. В соответствии с ним под градостроительной деятельностью понимается "деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства" (ст. 1).

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, определяются Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей с 1 января 2007 г.).

Выполнение работ в области архитектурного проектирования определяется Федеральным законом от 17 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с данным Законом архитектурная деятельность - это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

Особенностью законодательства о выполнении работ является то, что в нем собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера, которые могут содержаться в единых нормативных документах.

Требования к безопасности процессов производства и выполнения работ установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании". Согласно ст. 46 указанного Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:


- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:

право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений);

надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режим помещений);

доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

правила приемки и методы контроля в строительстве;

сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов).

В законодательство о выполнении работ включаются законодательные акты и иные правовые акты, определяющие порядок контроля и надзора за осуществлением деятельности по выполнению работ. Среди них следует назвать Федеральные законы от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 18 ноября 1994 г. "О пожарной безопасности", от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".