Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Правовое регулирование и методы
1.1 Способы правового регулирования
1.3 Развитие производства и потребления
1.4 Методы регулирования цен и тарифов.
3 Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
3.1 Правовое регулирование установления и применение цен на товары, работы и услуги
4.1 Экономическое и гражданско-правовое понятие «услуги»
4.2 Правовое регулирование возмездного оказания услуг
4.3 Общее положения о договоре на оказание услуг
Рыночные цены — это свободные цены. Они определяются заключаемыми договорами. Однако и при государственных регулируемых ценах (за исключением фиксированных) цена также определяется договором, только усмотрение сторон в ее определении ограничено.
Экономическое назначение цены — иной критерий, который используется для разграничения оптовых, розничных и закупочных (заготовительных) цен.
Оптовая цена — цена заводской продукции, свободная от наценок, скидок и т.п.
Розничные цены применяются на товары народного потребления при их продаже населению, а закупочные — для расчетов за продукцию и сырье, приобретаемые у сельскохозяйственных организаций.
Предприниматель вправе предложить своему контрагенту любую цену на товар (работы, услуги), если она не попадает в сферу государственного регулирования цен. Если же контрагент злоупотребляет своим доминирующим положением на товарном рынке, допускает нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством, предприниматель вправе обжаловать его действия в антимонопольные органы. Предприятия-монополисты, включенные в государственный реестр предпринимателей-монополистов, обязаны декларировать повышение свободных цен на продукцию, работы, услуги, по которым они являются монополистами.
Декларирование означает необходимость объявлять о принятии решения о повышении свободных цен путем направления в органы ценообразования декларации, а также регистрировать в этих органах новый размер свободной цены.
Договорная цена закрепляется в договоре, подписанном сторонами в виде одного документа, либо в письмах, телеграммах, программах, которыми обменялись стороны. Однако следует иметь в виду, что любое соглашение о цене, ее изменении может быть подписано только тем должностным лицом, которое уполномочено подписать договор.
В условиях инфляции в договорах следует предусмотреть возможность изменять согласованную цену. Особенно важны такие условия в связи с п. 2 ст. 424 ГК РФ, предусматривающей, что изменение цены договора после его заключения допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке. Споры по свободной цене подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если ему подведомствен спор, возникающий при заключении договора. Нарушение государственной дисциплины цен влечет ответственность предпринимателя, выражающуюся в изъятии в доход бюджета из прибыли предприятия сумм, излишне уплаченных в результате этого нарушения, и взыскании в таком же размере штрафа.
Основания и порядок применения ответственности за нарушение государственной дисциплины цен установлен «Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» от 1 декабря 1992 г.3 В качестве нарушений государственной дисциплины цен рассматриваются следующие действия предпринимателя
1) завышение государственных регулируемых цен (фиксированных, предельных, предельных уровней рентабельности и др.);
2) завышение цен, зарегистрированных при декларировании;
3) завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую по межправительственным соглашениям в государства СНГ и другие независимые государства;
4) завышение надбавок к регулируемым ценам, непредставление или занижение установленных скидок;
5) включение в стоимость работ и услуг фактически не выполненных работ (услуг), учтенных при формировании цен;
6) применение регулируемых цен, наценок тарифов предпринимателями в сфере общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, когда уровень обслуживания не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении цен, наценок и тарифов;
7) нарушение предпринимателями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
8) не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности
9) завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня;
10) применение свободных цен, тарифов, наценок, не согласованных с потребителями в надлежащем порядке.
Решение о применении санкций за нарушения государственной дисциплины цен принимают органы ценообразования. Списание в доход бюджета сумм осуществляют органы налоговой инспекции .Предприниматели, выявившие самостоятельно допущенные ими нарушения при установлении или применении цен, вносят добровольно в бюджет излишне полученные суммы без уплаты штрафов. Если предприниматель не согласен с решением органа ценообразования, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения полностью или частично недействительным, или направить жалобу вышестоящему органу ценообразования. Заявление в арбитражный суд может быть подано и без предварительного обжалования решения в вышестоящий орган управления. Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращаются органами налоговой службы на основании решения арбитражного суда о признании недействительным применения санкций.
4 Услуги как вид деятельности
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
В Российской Федерации понятие услуги было определено в статье 2 федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-Ф:
Услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Исходя из вышесказанного, например, услугами не является деятельность сотрудника организации по отношению к самой организации, так как их взаимоотношения регламентированы трудовым договором, должностной инструкцией и прочими документами. В 2004 году 157-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ[4]. В новом законе определения понятия услуги не даётся.
«Налоговый кодекс РФ» вводит понятие услуги для целей налогообложения:
Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Услуга может восприниматься как:
Услуга — действия, направленные непосредственно на потребителя.
Услуга — совершенное одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.
Услуга — блага, предоставляемые в форме деятельности.
Услуга (в экономической теории) — вид товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.
Услуга — кратковременное пользование материальным благом без права безвременного владения им (аренда).
Услуга — изменение свойств объектов без изменения их принадлежности лицу, осуществляемое поставщиком потребителю.
Услуга — деятельность осуществляемая кем-то вместо потребителя.
Услуга — деятельность по производству продукта (материального или нематериального), осуществляемая по заказу клиента (потребителя), совместно с клиентом и за клиента, с передачей продукта клиенту с целью обмена.
Услуга включает в себя совместное с клиентом:
проектирование продукта и процесса его создания (согласование заказа),
создание (производство) продукта (исполнение заказа) и
оценку (приёмку) продукта.
Предоставление (оказание) услуги может включать в себя, например, следующее:
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем материальной продукции (например, ремонт неисправного автомобиля);
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем нематериальной продукции (например, составление заявления о доходах, необходимого для определения размера налога);
предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);
создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).
Услуги, оказываемые населению, по назначению подразделяются на материальные и социально-культурные:
Материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т. д.
Социально-культурная услуга (нематериальная услуга) — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам не могут быть отнесены медицинская помощь и обязательный образовательный процесс.
Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, платные или бесплатные, мгновенные или длительные, взаимные и анонимные, государственные и т. д.
Обобщающей категорией, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг и составляет часть экономики, является сфера услуг.
В Российской Федерации оказание услуг регламентируется Гражданским кодексом, федеральным законом «О защите прав потребителей» и др.
Риэлторские услуги — услуги риэлтора, агента по недвижимости, направленные на удовлетворение потребностей клиента при совершении операций по распоряжению объектами недвижимости, а также создание у клиента при осуществлении операций с объектами недвижимости дополнительной выгоды (дополнительного дохода или дополнительного увеличения стоимости недвижимости как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде), получение которой было бы невозможно без участия риэлтора (агента по недвижимости) и использования им специальных профессиональных инструментов и навыков. При этом эффективность работы риэлтора (агента по недвижимости) оценивается величиной полученной клиентом выгоды, а его вознаграждение составляет лишь ее часть.
Юридические услуги — услуги юриста и адвоката во многих случаях являются жизненно важными, поэтому выбирать исполнителей для их предоставления следует с особой серьёзностью и ответственностью. Основные направления услуги юриста и адвоката:
Комплексное юридическое обслуживание организаций различных форм собственности;
Арбитраж — представление интересов организаций в арбитражных судах;
Представление интересов компаний в судах различной инстанции;
Профессиональное юридическое сопровождение сделок и договоров организаций;
Услуги юридическим лицам, связанные с банкротством предприятий;
Услуги профессиональных юристов по возврату и взысканию долгов;
Представление интересов организаций при возникновении налоговых споров;
Процессы, связанные с оформлением наследства;
Услуги профессионального юриста при возникновении дорожно-транспортных происшествий (Юридическая помощь в ДТП);
Услуги юриста и адвоката при возникновении жилищных споров;
Услуги семейного адвоката;
Предоставление услуг юриста и адвоката по уголовным делам;
Обеспечение защиты прав потребителей.
Бухгалтерские услуги необходимы как вновь открывшимся фирмам, так и уже действующим структурам, которым требуется наладить бухгалтерскую службу или проконтролировать работу штатного бухгалтера. Бухгалтерские услуги актуальны и в случае расширения бизнеса, так как в компании появляются новые работники, пересматриваются зарплаты и возникают сопутствующие расходы. Профессиональные бухгалтерские услуги являются фундаментом успешной коммерческой деятельности, обеспечивающим процветание бизнеса благодаря четкому контролю всех финансовых средств компании.
Услуги по оказанию психологической помощи.
IT-услуги (Ай-Ти услуги, ИТ-услуги; в том числе ИТ-консалтинг) — услуги, связанные с оказанием помощи в освоении компьютерной грамотности пользователей, обучению их новым программным продуктам. Так же в перечень услуг входят и услуги по установке, обновлению и сопровождению программных продуктов и компьютерной техники.
Информационные услуги.
и др.
4.1 Экономическое и гражданско-правовое понятие «услуги»
На всех этапах развития общества и экономики всегда будут присутствовать разнообразные виды услуг, мы часто это слово слышим, пользуемся услугами третьих лиц и, наверное, будет интересна рассматриваемая в этой статье тема: понятие «Услуга», нормативно-правовые Акты, сопровождающие юридический термин «оказание Услуг», основные признаки «Услуги», гражданско-правовое определение понятия «Услуга».