Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Хронология ВМФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консультирования бывают ежегодные, дополнительные и специальные являются и постоянной деятельностью Фонда. При консультировании стран-членов, МВФ так же получает данные об, уровне ответственности и открытости действий страны при установлении условий, по которым правительства и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране. [10]

Рассмотрим каждый из трех типов консультаций проводимых МВФ:

1. Ежегодные консультации. Группа экспертов МВФ состоящая из четырех или пяти человек каждый год приезжает в столицу определённой страны и примерно две недели собирает необходимые данные и обсуждает дальнейшее развитие экономической политики страны с должностными лицами. После чего приготовленный подробный доклад обсуждается Директоратом. И все выводы, предложения и рекомендации, полученные посредством такого обсуждения, направляются на рассмотрение уже правительству страны.

2. Дополнительные консультации. При возникновении тяжёлой экономической ситуации в стране, или если возникают подозрения, что действия страны противоречат «кодексу поведения» и опасны для экономики других государств, то действующий директор-распорядитель Фонда организовывает дополнительные консультации.

3. Специальные консультации чаще всего проводятся с теми странами, экономическая политика которых может затронуть состояние экономики во всем мире.

Странам-членам МВФ могут предоставляться следующие формы услуг [11]:

1) Повышение квалификации национальных кадров. В штаб-квартире организации в Вашингтоне с 1964 года работает Институт МВФ, в нем по специальным программам обучаются национальные кадры из всех стран-членов в МВФ.

2) Эксперты, служащие в составе Фонда, предоставляют техническую поддержку.

3) В состав информационной деятельности входят: публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр и газет и т. д.

Финансирование, это еще одна форма деятельности МВФ, то есть поддержка стран-членов деньгами с помощью различных механизмов финансирования, которые отличаются лишь разнообразием проблем платёжного состояния, для устранения которых они и существуют. Имеются следующие виды финансирования поэтапное, льготное, непосредственное и специальное.


Непосредственное финансирование применяется с помощью следующих механизмов: резервный транш и кредитные транши.

Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, и которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. В основном этот транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в кратчайшие сроки.

Кредитные транши. Здесь МВФ предоставляет кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка кредитных траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса. Обязанности страны-заёмщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в так называемом «письме о намерениях».

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено в двух формах:

1) Это прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;

2) И поэтапная покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». И такое финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов или в рамках механизма расширенного финансирования.

Соглашения по резервным кредитам, как и соглашения по расширенным кредитам, обеспечивают стране-члену следующую гарантию. Она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту. Такая возможность продлится до исчерпания обусловленной договором суммы. Обмениваться можно в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии строгого соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.[12]

Поэтапное финансирование, которая используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики траншей.


Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности с платёжным балансом и обусловленные структурной несбалансированностью производства, торговли и цен, или тем странам, у которых нет возможности проводить политику экономического развития в связи с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса. При этом страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

Льготное финансирование- это два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки.

Механизмы финансирования структурной перестройки могут использоваться 62 развивающимися странами. И в рамках этого механизма предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывавшим трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет; грационный период до 5,5 лет. Лимит кредитов может быть — до 50% квоты. Для получения кредита в рамках механизма финансирования структурной перестройки экономики страна подаёт среднесрочную программу действий в виде доклада о принципах политики, который готовится совместно с сотрудниками МВФ и Мирового банка.[13]

Специализированное финансирование- это форма кредитования объединяет три механизма:

  1. Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;(предоставление финансирование до 3—5 лет государствам-членам в случае если есть убытки при экспорте, значительном увеличении мировых цен и т.д.), если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.
  2. Финансирования буферных запасов- распределяется поровну между категориями экспортирующих и импортирующих участников;
  3. Финансирования системных трансформаций.

В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения - механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.


Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.

Механизм финансирования системных трансформаций является специализированным механизмом и утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных переходом от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования [25].

2.2. Кредитная деятельность МВФ

Страны-члены МВФ могут получить краткосрочные, до 1 года, и среднесрочные, от трех до пяти лет, кредиты со средней ставкой 2-3,5 % годовых. Такие кредиты имеют форму соглашения о купли-продажи национальной валюты для страны занимателя на эквивалентный объем национальной валюты других стран.

Форма предоставления кредитов может быть различна. Поэтому МВФ делит ее на несколько видов:

1. Это кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в размере четверти квоты. Страна получает кредиты без ограничений, а также если она предоставляла их фонду ранее, то имеет возможность получить кредит на сумму предоставляемых кредитов в иностранной валюте. Такой кредит суммарно не может быть выше 200% квоты.

2. И кредиты, которые могут быть больше резервной доли. Такие кредиты предоставляются после исследования фондом валютно-экономической ситуации в стране и выполнения ей перечня требований МВФ стабилизации экономики страны. Общий объем составляет – 450% квоты.

У МВФ имеется Устав, в котором существуют следующие понятия для идентификации его кредитной деятельности:

1) сделка – это оказание финансовой помощи странам из ресурсов фонда.

2) операция – это предоставление посреднических, финансовых и технических услуг за счет валюты других стан. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками или стабилизационными фондами[15].


Кредиты, выдаваемые странам-членам в основном используются для: поддержки структурной перестройки экономической политики или на покрытие дефицита платежного баланса страны.

На практике же в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами.

Вследствие этою МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран- заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По окончанию установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах[16].

Соглашения о резервном кредите стране-члену обеспечивает гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную, в соответствии с договоренностью, в любое время. Конечно же при соблюдении страной оговоренных ими условий.

Основанием, для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования, может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В целях расширения же своих кредитных возможностей МВФ практикует образованию специальных фондов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе входит: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

2. В июне 1969 г. был создан Фонд кредитования буферных запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.