Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Хронология ВМФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Обеспечить форум, на котором члены Фонда могут консультироваться друг с другом и вносить свой вклад в международные денежно-кредитные вопросы. [26].

Позднее страны-члены определили дополнительные функции и обязанности для МВФ в зависимости от требований времени и обстоятельств. Теперь МВФ имеет следующие функции:

1) Надзор за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют. Поскольку в случае ненадлежащего обмена больших объемов одной валюты на другую малые страны могут оказаться в невыгодном положении из-за невозможности обеспечить достаточные объемы валюты своей страны. Таким образом, он может достичь полного подавления и искоренения «второстепенных» валют валютами гигантов.

2) Предоставление кредитов своим членам для реорганизации экономики для установления более эффективного сотрудничества. Во многом мировая экономика зависит от благосостояния стран, входящих в нее. Поддержание экономики отдельных стран с помощью займов помогает не только справиться со многими проблемами внутри страны, но и удержать на плаву всю систему мировой экономики за счет процентов от выданных займов.

3) Предоставление услуг поддержки странам-членам, повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных областях и информационная поддержка. И все это помогает решать проблемы стран, вступивших в МВФ, гораздо эффективнее. Для этого используются новейшие технологии, профессионально подготовленный персонал и централизованная система управления, реакция на любые изменения или проблемы, возникающие в мире, происходит мгновенно и быстро с последующим принятием решения и результатом.

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, а также проверяет соблюдение странами-членами своего устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы и согласованные правила действий в мировом сообществе.

1.3. Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в состав которого входят представители всех стран-членов. Как правило, министр отвечает за проведение денежно-кредитной политики или глава центрального банка с заместителем. Менеджеры встречаются один раз в год на сессиях. Существуют исключения из обязательных полномочий: это прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных соотношений и другие виды организации труда. Совет может делегировать исполнение своих обязанностей дирекции. В состав Совета входят два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет играет роль консультативного совета по вопросам управления в отношении постоянного мониторинга мировой валютной системы и ее адаптации к изменяющимся условиям. Комитет по развитию консультирует по конкретным потребностям беднейших и развивающихся стран.


Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с самыми высокими квотами: Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония. А остальные семнадцать избираются Советом управляющих с учетом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проводятся два или три раза в неделю под председательством Управляющего директора, который избирается Исполнительным советом. Если президент Всемирного банка - американец, то управляющий директор МВФ традиционно европейский.

Дирекция назначает управляющего директора, который не может быть ни менеджером, ни исполнительным директором. Управляющий директор возглавляет Дирекцию без права голоса, за исключением редких случаев, когда голоса распределяются поровну, и возглавляет администрацию фонда.

Функции управляющего директора включают управление текущими делами, а также назначение должностных лиц МВФ: их заместителя, секретаря, казначея, руководителей департаментов, генерального советника юридического департамента, руководителей административной службы и европейского штаба фонд в Париже [7].

Работа и взаимодействие МВФ со странами-членами осуществляется через региональные отделы: Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихого океана. МВФ имеет отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, налоговых, юридических и научных исследований. Штат МВФ насчитывает в общей сложности 2300 сотрудников, 50% из которых составляют женщины. В основном это экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается и меняется. Это связано с тем, что из-за целей и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Персонал МВФ насчитывает около 2000 человек из более чем 100 стран [8]. Большинство из них работают в штаб-квартире в Вашингтоне, а небольшая часть сотрудников работает в офисах в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

На встрече лидеров Фонда в апреле 2004 года было выражено намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходной экономикой более эффективно участвовать в механизме принятия решений МВФ».

Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Устав МВФ не предусматривает особых условий для вступления в организацию. Членство в нем открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определенные обязанности и вступая в него, страна обязуется:


- постоянно информировать другие страны о мерах по определению стоимости их денег по отношению к деньгам других государств;

- отказаться от ограничений по обмену национальных денег на другие валюты;

- придерживаться экономической политики, которая приведет к развитию и росту как нашего собственного национального богатства, так и богатства общества в целом.

Вступая в МВФ, страна должна внести определенную сумму денег, своего рода квоту членского взноса. Которые имеют определенные функции:

-Это, прежде всего, единый денежный резерв, который МВФ использует для предоставления кредитов своим членам;

- с их помощью определяется сумма, которую страна, которая ввела квоту, может быть заимствована или получена от МВФ во время периодического распределения специальных активов, известных как специальные права заимствования (СДР). И чем больше вклад страны, тем больше заем; то есть «вес» голосования каждого члена фонда определяется.

МВФ организован по примеру акционерного общества, и потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Если страна-член имеет 250 «базовых» голосов, то дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт пропорционального уменьшения количества голосов стран-должников.

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается в каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. [14]:

На 31 января 2003 года доля квоты США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18% что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов, Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов [9]. Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично - в национальной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946, малую часть из этих двух сумм. Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялся индивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, начался процесс постепенного освобождения Фонда от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций соответствующего государства, которые МВФ при необходимости может потребовать наличными. По состоянию на 01 января 2004 года, членские взносы, составляющие общую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. по текущему курсу. [9].


Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Рассмотрим расчет согласно формуле Бреттон-Вудской (Сокращённая Бреттон-Вудская);[12].

Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

- Преобразованная по схеме III:

Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

- Преобразованная по схеме IV:

Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

- Преобразованная по схеме М4:

Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

- Преобразованная по схеме М7:

Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

где Q – квота, Y – ВНП (1985 год), R – среднемесячный уровень резервов (1985 год), P – средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.), VC – изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стaндартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовой импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов. В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы и расходы, и показатели которые связанные с импортом и экспортом [12].

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, которые использовали в формулах.

И когда страна собирается стать участницей МВФ, персонал фонда рассчитывает для этой страны персональную квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде других стран со схожими показателями экономических характеристик. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями данного договора членства, Исполнительный совет в полном составе готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов, представленная страна приглашается в Вашингтон и подписывается Статьи Соглашения.

После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.


Выводы по главе 1

При изучении вопроса данной главы была изучена история создания МВФ как необходимость для регулирования мировой валютной системы. Предпосылками создание МВФ стали как уменьшение количество денежных операций, что привело сокращению рабочих мест, уменьшался уровень жизни населения, деньги обрели характер не стабильности. Все это повлияло на пропорцию между деньгами и стоимостью товаров, а так же между ценностью разных валют. Был принят Устав, который менялся по различным экономическим и политическим причинам. Россия вошла в состав МВФ с 01 июля 1992 г. Накопленный дол за годы она погасила долг то 2005 года и сэкономила 204 млн. долларов. А что касается республик СССР, то они в МВФ в мае - сентябре 1992 г.

Так же в этой главе изучили основные цели и функциональные характеристики МВФ. Основные задачи и направления для построения прочной и стабильной международной финансовой системы. Ознакомились с организационной структурой и основными подразделениями МВФ. Порядком вступления в МВФ и обязательства вступающих стран и становления его членами. Размерами и особенностями квот.

Глава 2. Основная деятельность МВФ

2.1. Классификация деятельности МВФ

В условиях нашего времени функционирование фонда рассматривается по большей части совокупность его финансово-кредитных функций. Но кроме этого у МВФ есть и другие формы деятельности, которые представлены на рисунке.(рис.1)

Рис. 1. Классификация форм деятельности МВФ [14].

Возникновение инспекции в формах деятельности связано с переходом от паритетной к более современной или открытой системе обмена валют. При этом Фонд должен расширить свою деятельность за рамки относящийся к процессу обмена стоимости, которая, в итоге, представляет собой совокупность целого ряда экономических действий, изучать все стороны экономики стран, которые влияют на размер этой величины, и беспристрастно оценивать экономическую деятельность стран для всех членов в сообществе. Такой вид деятельности был определен самим МВФ как наблюдение и контроль обменной политики членов организации или «инспектирование».