Файл: Учет безналичных денежных средств (Задачи организации учета денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты (например, субсчет 50/4 «Касса в иностранной валюте»).

С 1 сентября 2008 г. по Указанию ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» прием наличной иностранной валюты для зачисления (перечисления) на банковский счет клиента, выдача наличной иностранной валюты с банковского счета клиента должны осуществляться по приходному кассовому ордеру и расходному кассовому ордеру.

Наличная иностранная валюта может выдаваться организации на командировочные и представительские расходы. Расходный кассовый ордер, по которому осуществляется выдача наличной иностранной валюты организации, оформляется на основании письма на получение наличной иностранной валюты, составленного организацией в произвольной форме.

При учете денежных средств в иностранной валюте следует руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000.

1.4. Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов

Безналичная форма расчетов регулируется Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012г. №383-П. Положение распространяется на все государственные, кооперативные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.

Допускается использование при безналичных расчетах:

  • платежные поручения;
  • чек;
  • аккредитивы;
  • платежные требования;
  • инкассовые поручения.

Предприятия, как участники расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательными реквизитами. Денежные средства организация должна хранить в банке, для чего она открывает в его учреждении расчетный, валютный и специальные счета. Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетный счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие.


Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого счета, которые банк выдает организации ежедневно (или периодически в установленные им сроки). К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.

Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ей банка следующие документы:

  1. заявление на открытие счета установленного образца;
  2. нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  3. справка налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика и т.д. в зависимости от требований.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.

Корреспонденция счетов:

  • Д 51 К 62/1 – поступили денежные средства в оплату товаров;
  • Д 51 К 50 - сдача наличных денежных средств на расчетный счет в банке;
  • Д 51 К 62/2 - получены авансы от заказчиков;
  • Д 51 К 75 - поступление сумм вкладов в уставный капитал;
  • Д 50 К 51 - получение наличных денежных средств с расчетного счета в банке;
  • Д 60 К 51 - оплачены счета поставщиков и подрядчиков;
  • Д 68 К 51 - перечислены платежи в бюджет;
  • Д 69 К 51 - перечисление страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС.

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей).

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

  • Д 55/1 – «Аккредитив»;
  • Д 55/2 – «Чековые книжки»;
  • Д 55/3 – «Депозитные счета»;
  • Д 55/4 – Корпоративные карты.

Платежное поручение:

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке формы № 0401060 в соответствии с приложением 1 к положению Банка России «О безналичных расчетах в РФ» от 12.04.2001 №2-П. Платежные поручения принимаются в банк плательщика не зависимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Поручение оплачивается с соблюдением установленной законодательством очередности платежей (ст. 855 ч. 2 ГК РФ).


Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Чек:

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».

Как только банк принимает решение о выдаче чековой книжке и лимитирует сумму чековой книжки на депозит, так предприятие делает в бухгалтерском учете следующую запись:

Д 55/2 К 51 – перечислены денежные средства для расчетов чеками.

После того как поставщик выполнит свои обязательства, будет сделана проводка:

Д 10 К 60 – получены от поставщика материалы, услуги и т.д.

После того как банком покупателя будет оплачен чек, на сумму чека будет сделана проводка:

Д 60 К 55/2 – оплачен чек поставщика.

Если после окончания действия чековой книжки на депозите остаются неизрасходованные денежные средства, то они возвращаются на расчетный счет следующей проводкой:

Д 51 К 55/2 – возвращена сумма неизрасходованных средств.

Аккредитив:

Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «аккредитив».

Аккредитивная форма расчётов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, ᴨереводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.


Д 55/1 К 51 – перечислены средства на аккредитив;

Д 10 К 60 – получены материалы от поставщиков;

Д 60 К 55/1 – оплата аккредитива поставщику;

Д 51 К 55/1 – поступили денежные средства с аккредитива.

Платежное требование:

Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Инкассовые поручения:

Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Депозитные счета:

Депозитный счет - счет в банке, средства на котором вносятся на фиксированный срок, не могут быть использованы для оплаты чеков и подлежат возврату по истечении установленного срока.

В том случае, если организация имеет сводные денежные средства, то она может получить денежный доход разместив их на депозитном счете в банк.

Для учета денежных средств, находящихся на депозитном счете, необходимо открыть к счету 55 «Специальные счета в банке» отдельный субсчет 55/3 «Депозитные счета»:

Д 55/3 К 51 – перечислены денежные средства с расчетного счета на депозит;

Д 51 К 55/3 – зачислены на расчетный счет средства с депозита;

Д 76 К 91/1 –начислены проценты по депозитному вкладу;

Д 51 К 76 – получены проценты по депозитному вкладу.

Вексель:

Вексель - это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме и дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.

Д 60 К 60/в.в – выдан вексель;

Д 91/2 К 60/в.в – начислены проценты по векселю;


Д 60/в.в К 51 – оплачены проценты по векселю;

Д 62/в.п К 62 – получен вексель в счет оплаты;

Д 62/в.п К 91/1 –начислены проценты по векселю;

Д 51 К 62/в.п – получены денежные средства по векселю.

2. Практическая часть

2.1. Краткая характеристика предприятия

Наименование предприятия – ООО «Горизонт»

ФИО директора – Ахметов Эдуард Салимович

Почтовый адрес – 452360, Республика Башкортостан, город Дюртюли, уд. Ленина д.7.

Юридический адрес - 452360, Республика Башкортостан, город Дюртюли, уд. Ленина д.7.

ИНН 7017114680; КПП 701701001; ОКПО 77641397; ОГРН 1057000128184

регистрационное свидетельство: серия 70 № 000360906 от 31/03/2005 г.

Р/с № 40702810100000008850 в Филиале «Газпромбанк» (Открытое Акционерное Общество) в г. Уфа

К/с № 30101810800000000758; БИК 046902758

Размер уставного капитала: 300000 рублей.

Количество работников: основного производства – 60 человек, административно-управленческий персонал – 12 человек.

Основной вид деятельности: железобетонные и решетчатые затяжки, пиломатериалы.

Прочий вид деятельности: продажа недоамортизированных основных средств.

Лимит кассы: 69344 руб.

Предприятие ООО «Горизонт» в I квартале 2018г. должно сохранить показатели, полученные за аналогичный период прошлого года. Тогда выручка была равна 846000 рублей. Предприятие работает 5 дней в неделю (суббота и воскресенье – выходные дни). Выручку сдает в банк по четвергам. В I квартале 2011г. предприятие проработало 61 день. Лимит остатка кассы составит: 846000/61*5 = 69344 руб.

Начисленная амортизация ОС производственного назначения для целей налогового учета = 15000 руб. Представительские расходы административного назначения для целей налогового учета = 18000 руб.

Реализовано 80% готовой продукции с рентабельностью 40%.

Реализовано недоамортизированное ОС ПС=45000 руб. Накопленная амортизация к моменту продажи = 15000 руб. Выручка от продажи 13500 руб. До конца срока полезного использования осталось 4месяца.

2.2. Учетная политика предприятия