Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и признаки предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.2. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.3.Государственная регистрация предпринимателей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Показатели развития предпринимательства в России
2.2. Проблемы развития предпринимательской деятельности в России
2.3 Основные направления развития предпринимательской деятельности в России
В среднем 43 000 индивидуальных предпринимателей прекращают свою деятельность каждый месяц - это меньше, чем количество зарегистрированных ИП, но сокращение происходит более быстрыми темпами, даже с учетом пособий (среднемесячное количество индивидуальных предпринимателей сокращается на 5%, а количество новых растет только на 2%).
Основной причиной является решение о прекращении деятельности, по состоянию на апрель 2015 года, согласно этому решению, более 5 миллионов индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность (Рисунок 2.3.).
Рис. 2.3. Основные причины прекращения деятельности ИП (2015 г.)[32]
В то же время снижение затронуло практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московская область, Москва, Ростовская область и др.
По состоянию на 1 января 2017 года в России зарегистрировано 241,8 тыс. малых предприятий, что на 2,6% больше, чем на 1 января 2016 года. Количество малых предприятий на 100 тысяч жителей за прошедший год увеличилось на 1,3 единицы. и составил 165,3 ед. В большинстве федеральных округов наблюдается рост числа малых предприятий как в абсолютном, так и в 100 тысяч жителей (таблица 2.1).
Наибольший рост был зафиксирован в Уральском федеральном округе (на 9,7% или на 13,9 малых предприятий на каждые 100 тысяч жителей), в Южном федеральном округе (на 7,7% или на 8,9 малых предприятий на каждые 100 тысяч жителей), в Центральном федеральном округе (на 2,8 % или 4,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей).
Таблица 2.1- Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2017 г.[33]
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.2016 в расчете на 100 тыс. чел. населения |
||
единиц |
Прирост/сокращение за период 1.01.2015-1.01.2016 |
в % от среднего по РФ |
|
РФ |
165,3 |
1,3 |
100,0 |
Центральный ФО |
203,3 |
4,8 |
123,0 |
Северо-Западный ФО |
244,5 |
2,3 |
147,9 |
Южный ФО |
130,5 |
8,9 |
78,9 |
Северо-Кавказский ФО |
54,9 |
-1,3 |
33,2 |
Приволжский ФО |
157,6 |
2,4 |
95,4 |
Уральский ФО |
162,7 |
13,9 |
98,5 |
Сибирский ФО |
144,8 |
0,3 |
87,6 |
Дальневосточный ФО |
167,2 |
-1,4 |
101,2 |
По данным исследования Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, административная нагрузка на бизнес с каждым годом увеличивается – и это напрямую ведет к потере прибыли[34].
Из-за постоянной неопределенности в экономике не существует единой долгосрочной стратегии национального развития. В то же время разработано множество отраслевых планов, которые не синхронизированы друг с другом. А базовая концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и до 2030 года предусматривает каждый из трех вариантов развития.
Поскольку другие документы впоследствии разрабатываются как часть этих документов, они носят несистемный характер - в результате только за последние 10 лет число принятых нормативных актов увеличилось втрое (из-за роста заказов федеральных органов исполнительной власти). Для половины бизнесменов прошлый год увеличил административную нагрузку, при этом каждый третий предприниматель ответил, что тратит на это более 20% выручки, и каждый четвертый - 10-20%. В то же время рост этой нагрузки в основном обусловлен предъявлением избыточных требований.
Рис. 2.4. Результаты опроса предпринимателей: Как вы оцениваете рост
административной нагрузки на бизнес, 2016 г.[35]
В дополнение к растущим требованиям различных документов, инспекции стали более частыми в течение прошлого года: 43,6% компаний отметили, что 1-3 проверки были проведены в течение прошлого года. Из них для 53,1% тестирование заняло не более 5 дней, а 12,5% респондентов были подвергнуты проверкам в течение 20 дней.
Более того, любое подобное событие может полностью парализовать деятельность компании на неопределенное время. Больше проверок со всех ведомств проводили Федеральная налоговая служба (49,4%), Роспотребнадзор (44,7%) и МЧС России (38%). Эта же тройка названа при ответе на вопрос: исполнение обязательных требований каких ведомств связано с наибольшими издержками? (таблица 2.2).
Респонденты также отметили, что чаще всего эти же ведомства и предъявляют принципиально невыполнимые требования, которые намеренно созданы для наложения наказания, здесь все наиболее активно работают МЧС. В соответствии с предпринимателям невозможно полностью учесть все требования этого отдела. Например, многие помещения не соответствуют требованиям по размеру и размещению пожарных выходов, но для их переоборудования требуются миллионы рублей.
Таблица 2.2 - Результаты социологического исследования: оценка административного давления на бизнес, 2016 г.[36]
10 ведомств, исполнение обязательных требований которых связано с наибольшими издержками для бизнеса |
10 ведомств, которые заведомо предъявляют невыполнимые требования в целях вынесения наказания |
||
Ведомство |
Средняя доля опрошенных по РФ, % |
Ведомство |
Средняя доля опрошенных по РФ, % |
ФНС России |
32% |
МЧС России |
16,9% |
МЧС России |
24,3% |
Роспотребнадзор |
12,2% |
Роспотребнадзор |
20,5% |
ФНС России |
11% |
Ростехнадзор |
14,8 |
Ростехнадзор |
8% |
Роструд |
8,2% |
Роструд |
7% |
МВД России |
4,5% |
МВД России |
4,9% |
Росреестр |
3,5% |
Ространснадзор |
2% |
Россельхознадзор |
3% |
Россельхознадзор |
1,9% |
ФТС России |
2,8% |
Росреестр |
1,6% |
Ространснадзор |
2,5% |
ФТС России |
1,5% |
Также респонденты отметили, что за последние три года наказания значительно ужесточились (как считают 60% респондентов), в основном административные наказания. В результате всех этих причин вести бизнес становится все сложнее и сложнее. Согласно результатам исследования, проведенного ЕБРР, в более благополучном 2013 году только 2% студентов российских вузов хотели связать свою судьбу с бизнесом, а 72% ответили, что не планируют этого делать. Отражает настроение российских предпринимателей и индекс предпринимательской уверенности. В первом квартале 2015 года он упал до 6 пунктов в крупных и средних износ и 10 баллов маленькими (рисунок 2.5).
Рис. 2.5. Индекс предпринимательской уверенности в крупных, средних и малых предприятиях в 2008-2015 гг.[37]
Все эти проблемы только усугубляются с каждым годом, и никто не принимает системного решения для их решения, и в будущем, если ситуация не изменится, они приведут к долгосрочному кризису. Чтобы решить эти проблемы, государство находится на всех уровнях управления; недостаточно создать кучу нормативных документов или даже просто финансирование, здесь важна политика поощрения самостоятельности, частной инициативы и поддержки.
Таким образом, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. в стране наблюдалось незначительное увеличение количества малых предприятий и объема оборота малых предприятий (с поправкой на ИПЦ оборот малых предприятий, напротив, сократился); средняя численность занятых на малых предприятиях и объем инвестиций в основной капитал сократились.
По состоянию на 1 января 2017 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось на 2,6% по сравнению с 1 января 2016 года, средняя численность занятых на малых предприятиях снизилась на 2,6%, а доля работников малых предприятия в общей численности занятых составили 13,86%. Объем оборота малые предприятия выросли на 3,3% (с учетом ИПЦ, оборот, напротив, снизился на 8,5%), объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях снизился на 4,7% (после корректировки на ИПЦ объем инвестиций в основной капиталкапитал уменьшился на 15,6%).
Итоги деятельности малых предприятий в 2015-2016 гг. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. В 37 регионах уменьшилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; в 61 регионе сократилась среднесписочная численность занятых на МП, объем оборота МП (с учетом ИПЦ) сократился в 76 регионах, объем инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) снизился в 60 регионах.
2.2. Проблемы развития предпринимательской деятельности в России
Колебания курса рубля, неопределенность экономической ситуации, высокие налоги, низкий спрос, административная нагрузка – это факторы, которые являются самыми мешающими для развития бизнеса (рисунок 2.6).
Рис. 2.6. Ключевые факторы, сдерживающие функционирование российских компаний, 2016 г.[38]
Среди факторов, не влияющих на сдерживание бизнеса, респонденты определили конкурирующий импорт (36% респондентов так считают), а также износ и нехватку оборудования (37% респондентов) - как правило, эти проблемы стали неотъемлемой частью много российских предпринимателей. ситуация отошла на второй план.
Для разных сфер экономической деятельности влияние разных факторов различно. Таким образом, волатильность курса рубля и высокий уровень налогообложения в основном препятствуют развитию оптовой торговли наряду с неопределенной экономической ситуацией. Последний фактор - самый негативный для строительного сектора - поскольку именно эта отрасль больше связана с долгосрочными инвестициями (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Рейтинг факторов, сдерживающих развитие бизнеса по отраслям промышленности (средний балл по пятибалльной шкале, где 5 – очень сильно сдерживающее влияние), 2016 г.[39]
Недостатки законодательного регулирования и чрезмерного контроля над различными ведомствами в большей степени мешают предприятиям промышленного производства.
Снижение спроса на внутреннем рынке оказывает негативное влияние на транспортные компании - низкий спрос стал одним из факторов, снижающих производство многих товаров, и, следовательно, уменьшается объем перевозок, а также стоимость их.
Исследование также показывает, что ситуация с этими факторами существенно изменилась по сравнению с 2015 годом: в 2015 году основным барьером для российского бизнеса считались высокие налоги, неопределенность экономической ситуации и высокие проценты по кредитам, курс рубля беспокоил компанию в меньшей степени и потому занимают в рейтинге одну из последних позиций.
Чтобы понять, как изменилась ситуация по сравнению с 2014 годом, представителей бизнеса попросили оценить от одного до трех факторов, влияющих на развитие. Во многих отношениях был ухудшение, и в дополнение к снижению спроса и растущей неопределенности в экономике, появились новые проблемы (Рисунок 2.8).
Рис. 2.8. Оценка предпринимателями динамики ситуации в 2014-2015 гг. (балл по 3-х балльной шкале, где 3 – ситуация улучшилась).[40]
Например, обеспечение транспортной инфраструктуры и стоимость перевозки грузов ухудшились, так как тарифы на перевозку увеличились, общий уровень издержек производства значительно увеличился из-за увеличения стоимости импортного сырья и повышения тарифов на электроэнергию.
Стоимость коммерческих кредитов также увеличилась в связи с увеличением процентной ставки Центральным банком.
Есть положительные изменения, хотя многие из них напрямую не влияют на бизнес. К ним относятся улучшение работы бизнес-союзов, повышение эффективности судебной системы, незначительное снижение так называемой «коррумпированной ренты» или, проще говоря, откаты чиновникам.
Однако в динамике негативные факторы все же перевешивают, очевидно, что в 2015 году многим компаниям стало намного сложнее вести бизнес.
Ключевые барьеры для развития российского бизнеса:
1. Олигополия крупных компаний на рынке не позволяет развиваться среднему и малому бизнесу.Первой и наиболее важной причиной замедления российского бизнеса является проблема его структуры, т.е. чрезмерно высокая доля крупных компаний в объеме ВВП и численности работников. Более того, эти цифры не менялись на протяжении многих лет. Несмотря на то, что на такие компании приходится около 1% по численности, в них работает более 75% сотрудников, а в Европе и США все иначе - 50–80% всех сотрудников заняты в малом и среднем бизнесе. Большинство крупных компаний связаны с добычей и переработкой сырья, и их политика определяет развитие нашей экономики, они привлекают во много раз больше иностранных инвестиций, активно внедряют инновационные технологии и привлекают новых сотрудников. Примером является динамика прямых инвестиций в российский бизнес (рисунок 2.9).