Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и признаки предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2.9. Инвестиции в основной капитал по основным отраслям экономики, 2016 г.[41]

Только в 2016 году   2171,6 миллиарда рулей   вложены в основной капитал предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых (а именно, они составляют   большинство в крупном бизнесе), что более чем в три раза превышает инвестиции в обрабатывающую промышленность.

Именно эта отрасль сейчас самая прибыльная в России (рентабельность активов составляет 14,64%, а в среднем по стране - 3,5%).   В то же время рентабельность технологического производства непомерно низкая.

В 2016 году на организации малого и среднего бизнеса приходилось 3,4% от общего оборота, а их доля в ВВП составляла около 2% (рисунок 3.1).

В других странах ситуация совершенно противоположная - малые и средние предприятия берут до 15% ВВП, и во многом они развивают экономику, а также участвуют в политике посредством создания партий и общественных организаций.

Еще одной недавней тенденцией стал рост крупных компаний с государственным участием, что создает неравную конкуренцию, и при наличии государственных функций (контроль, лицензирование, владение государственными активами на льготных условиях) малый и средний бизнес постепенно ликвидируется.

Рис. 3.2. Оборот организаций 2014-2016 гг. (млрд. руб.)[42]

Несмотря на то, что правительство пытается принять различные меры для поддержки бизнеса, они, как правило, не работают.   Когда старые налоги снижаются, вводятся новые, упрощение административных процедур в одной области приводит к их усложнению в другой, а дешевые кредиты и субсидии вообще не могут быть получены.

В результате получилась печальная статистика: доля малого и среднего бизнеса в ВВП не изменилась за 7 лет (чуть более 2%), занятость в среднем бизнесе снизилась более чем на 17% за последние четыре года и количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось более чем на 15%.

2. Продолжающийся рост теневой экономики.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в марте 2015 года, теневая экономика уже составляет около половины ВВП России.[43]   

Росстат, в свою очередь, предоставляет более скромные данные (около 15%). Все больше и больше предпринимателей работают нелегально и не регистрируют много операций.   Так, 28% опрошенных работников заявили, что они получают часть зарплаты или даже всю зарплату в конверте, а 20% экономически активного населения по данным Министерства труда не зарегистрированы в системе социального страхования и не платить взносы в пенсионный фонд, иными словами, большинство из них работают «в тени».


В то же время бизнес все больше уходит в офшоры, по приблизительным оценкам, 40% всех крупных предприятий контролируются оффшорными компаниями, и на эти страны приходится до 75% всех прямых инвестиций.

В результате конкуренция ужесточается, предприятия просто не могут расти, если они продолжают работать в полном соответствии с законом.   С ростомтеневой экономики государственное регулирование вообще становится неэффективным, а коррупция продолжает расти.

3. Низкая производительность труда и технологическая отсталость.

Во всей российской экономике наблюдается снижение производительности труда с 2012 года, и это несмотря на растущее использование компьютеров и Интернета.   Это снижение даже быстрее, чем падение роста номинальной заработной платы, не говоря уже о реальной заработной плате.

Повышение производительности труда является одним из приоритетов, Минэкономразвития планирует увеличить его к 2018 году на 50%.   Хотя изменений в этом направлении не наблюдается, средняя производительность труда в 2013 году по ППС составила 33,9 тыс. Долл. По курсу 28,1 руб. За доллар. Для сравнения, в других странах этот показатель в несколько раз превышает российский (рисунок 3.3).

Рис. 3.3. Темп прироста производительности труда и уровня заработной платы в 2006-2014 гг., %[44]

Например, в США в 2013 году производительность труда составила 107,6 тысячи долларов на одного работника, а в Евросоюзе - 69,3 тысячи евро.   Однако даже такие значения значительно ниже реальных, если не учитывать экспорт нефти и газа в своих расчетах.

4. Падение курса рубля со второй половины 2014 года.

Курс рубля добавил проблемы для бизнеса.   Уже более года российская валюта является наиболее волатильной среди развитых и развивающихся стран.   В результате у компаний нет уверенности в завтрашнем дне, часто приходится отказываться от ряда выгодных контрактов.   В результате падения курса рубля со второй половины 2014 года многие предприниматели стали нести огромные убытки, поскольку они зависят от импортного сырья, а на фоне низких цен на нефть экспортный потенциал страны был значительно ограничено (рисунок 3.4).

Рис. 3.4. Динамика курса рубля к доллару и евро, 2012-2015 гг.[45]

Плюсы от данной ситуации могли получить компании, которые занимались импортозамещением, т.е. пищевая, текстильная и легкая промышленность, а также российское машиностроение. Однако на практике развития производства не произошло, причина в сроках, технической отсталости и низких объемах инвестиций.


Резкое повышение национальной валюты в апреле 2015 года до 51 рубля за доллар фактически уничтожило даже тот положительный эффект, которого этим компаниям удалось добиться, расходы на бизнес были выше, чем в других странах.

5. Снижение спроса со стороны населения и компаний.

Согласно опросу предпринимателей, проведенному ВЦИОМ, проблема снижения спроса на внутреннем рынке выдвинулась для большинства предпринимателей в конце 2014 года (так считали 65% респондентов).

С одной стороны, реальные доходы населения падают (заработная плата растет гораздо медленнее, чем цены на потребительские товары), в результате чего потребители могут платить все меньше и меньше товаров и услуг с каждым годом.

С другой стороны, все чаще покупатели и предприятия покупают товары за рубежом, поскольку они дешевле и качественнее российских.   Кроме того, ситуация с курсом рубля и падением цен привела к настоящему «буму» продаж в конце 2014 года, после которого многие решили сэкономить, а спрос снизился.

Падение реальных располагаемых доходов и заработной платы в марте 2015 года составило -9,3%, а оборот розничной торговли за тот же месяц снизился (8,7%) (график 3.5).

Однако эта тенденция носит долгосрочный характер, и причиной является не только резкое снижение курса рубля.

Рис. 3.5. Динамика реальной заработной платы населения и оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2006-2015 гг.[46]

Если вы посмотрите на статистику за последние 10 лет, темпы роста реальной заработной платы и оборота розничной торговли становятся все меньше и меньше.   Это свидетельствует о постепенном и ежегодном снижении спроса на рынке.

6. Недостаток финансовых ресурсов.

Ставки по кредитам для организаций в России значительно превышают аналогичный уровень в зарубежных странах.

В результате предприниматели не имеют доступа к дешевым кредитным ресурсам и вынуждены либо платить огромные отчисления банкам, либо финансировать себя через оффшорные компании. Россия размещает свои резервы в государственных облигациях крупнейших экономик мира с минимальной доходностью, в то время как бизнес вынужден брать дорогие кредиты для финансирования своей деятельности.

Ставки по кредитам нефинансовым организациям в 2016 году в странах мира показаны на рисунке 3.6.

Рис. 3.6. Ставки по кредитам нефинансовым организациям в 2016 году в странах мира[47]


Банки не хотят добровольно терять прибыль и поэтому не спешат снижать процентные ставки по кредитам из-за нестабильного курса рубля.

Существующие программы кредитования предпринимателей на льготных условиях развиваются слабо.

Однако теперь все недостатки такой политики очевидны.

Только в первом квартале 2016 года рост задолженности привел к значительным проблемам в банковской системе - прибыль российских банков в январе-мае составила 9 млрд рублей против 338 млрд рублей за аналогичный период прошлого года (иностранные санкции также затронули потери).

Официальные данные Центробанка одновременно свидетельствуют об увеличении объемов кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако причиной этого является инфляция. С каждым годом увеличивается задолженность перед банками.   На 1 января 2016 года он составил 20,65 трлн рублей[48].

Таким образом, факторами, сдерживающими развитие предпринимательской деятельности, являются: олигополия крупных компаний на рынке, низкая производительность труда и технологическая отсталость, обесценение рубля со второй половины 2014 года, снижение спроса со стороны населения и компаний, недостаток финансовых ресурсов. 

2.3 Основные направления развития предпринимательской деятельности в России

В национальном масштабе роль малого бизнеса нельзя недооценивать, поскольку малый и средний бизнес является важным фактором структурной модернизации российской экономики. Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, что выражается в различных инвестиционных программах, налоговых и кредитных. Прежде всего, к таким объектам относятся различные инновационные предприятия и объекты инфраструктуры, такие как научные парки, венчурные фонды и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее. Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, отвечающих за инновационное развитие экономики: - увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП до 30%[49].


Сегодня этот показатель составляет 20%; - увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего предпринимательства до 60% и 30% от общей численности занятого населения.

За прошедший год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации уделялось еще больше внимания, чем в предыдущие годы. По сути, такое внимание зависит от введения санкций против России со стороны иностранных компаний.

Но, как оказалось, создаваемые трудности не только остановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, но, напротив, даже подтолкнули к скорейшему выздоровлению и улучшению.

Основными перспективами развития малого бизнеса являются цели, поставленные Правительством Российской Федерации на ближайшие годы. К ним относятся реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны: гарантийного фонда на сумму не менее 100 миллионов рублей; муниципальная микрофинансовая инфраструктура для малого бизнеса; инвестирование средств в малые и средние предприятия.

Для создания вышеперечисленных механизмов российское правительство должно использовать специальные инструменты в форме субсидирования проектов для поддержки малого бизнеса страны. Но также необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время мировая экономика испытывает огромное влияние финансового кризиса.

В свою очередь, кризис может повлиять на долгосрочное медленное развитие мировой экономики, характеризующееся ростом инфляции и конфликтами между новыми и старыми центрами силы, странами, экспортирующими продукцию и сырье, и постиндустриальной экономикой. Развивающиеся страны, наряду с большинством развитых экономик, также чувствуют влияние кризиса.

Развитие малого бизнеса может ускорить восстановление российской экономики в 2017 году при условии дальнейшей поддержки со стороны государства[50]. Кроме того, с помощью предпринимателей будут созданы новые рабочие места, что значительно улучшит ситуацию на рынке труда. Новым вызовом для малых и средних предприятий в следующем году может стать ухудшение внешних факторов и проблемы с дефицитом бюджета.

По данным Минэкономразвития, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России достигает 5,5 млн (2,9 млн индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн малых компаний). Этот сегмент создает более 16,4 млн. Рабочих мест и обеспечивает до 20% внутреннего ВВП. С помощью государственной поддержки число МСП к 2018 году увеличится до 6 миллионов. Реализация этой инициативы создаст до 2,2 миллиона дополнительных рабочих мест.