Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и признаки предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению В.Ф. Попондопуло, признаки предпринимательства следует различать[13]: общие, которые характеризуют любую частную деятельность (в том числе и предпринимательскую); специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации субъектов права в качестве субъектов предпринимательства).

Деятельность организации, которая не соответствует вышеуказанным критериям, не является предпринимательской деятельностью и должна рассматриваться как другая приносящая доход деятельность. [14]

Таким образом, предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная,на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

1.2. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности

Несмотря на большое значение государственного регулирования предпринимательской деятельности, определения понятий «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в действующем законодательстве за редкими исключениями (в отдельных отраслях народного хозяйства) не найдено.[15]

В большинстве нормативных актов, несмотря на активное использование в них рассматриваемой категории, оно не раскрывается. В Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие государственного регулирования не дается, в то же время через него определяется суть нетарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера) и таможенно-тарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин).

Несмотря на столь важный факт, лишь немногие отрасли государственного регулирования предпринимают попытки сформировать эту концепцию.   Но, несмотря на отсутствие определения «государственного регулирования» в законодательных документах, в экономической и юридической литературе существует множество вариаций.   Понятие государственного регулирования в большинстве случаев рассматривается через категорию «деятельность».


Государственное регулирование экономики В.П.   Орешин определяет, каким образом деятельность органов государственной власти позволяет добиться социально значимых результатов путем воздействия на процесс общественного производства.   В то же время основной деятельностью государства и его органов в области государственного управления является рационализация рыночной экономики.[16]

К.Ю.   Тотев сосредотачивает свое внимание на целях государственного регулирования и предполагает, что «государственное регулирование экономики - это регулирующая, индивидуально-регулирующая и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, которая влияет на рыночный процесс с целью защиты общественных интересов[17].

По мнению И.Н. Герчикова, государственное регулирование экономики представляет собой систему уполномоченных мер в рамках социально-экономической системы, основной целью которых является обеспечение устойчивого экономического роста и постоянства экономики. Регулирование как определенный вид деятельности при этом не учитывается.

Совершенно справедливо А.П. Алехин определяет государственное регулирование как предписание государством правил поведения участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий. Существенным недостатком этого определения является то, что автор акцентуирует свое внимание только на правовую сторону государственного регулирования, в силу чего не раскрывает его в полной мере, так как оно не ограничивается правом[18].

А.Б. Борисов понимает государственное регулирование как влияние государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и лиц, участвующих в них.   В то же время государственное регулирование осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий хозяйствующих субъектов, обеспечения соблюдения законов, защиты государственных и общественных интересов.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Е.Н. Катанаева, следует понимать контролируемую деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленную на урегулирование экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты частных и публичных интересов участников предпринимательской деятельности[19].


Согласно теоретическим взглядам В. Н. Васина, государственное регулирование предпринимательской деятельности понимается как влияние государства с помощью нормативных правовых актов, отдельных нормативных правовых актов, организации контроля за соблюдением   с законодательными требованиями к предпринимателям и применением мер ответственности и стимулов к нарушениям этих требований. И само государственное регулирование рассматривается как более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти, поскольку требования к предпринимателям   в основном содержатся в законах.

По данным Г.А.   Семягина, под государственным регулированием предпринимательской деятельности необходимо понимать деятельность государства в лице его органов, основной деятельностью которых является реализация государственной политики в сфере предпринимательской деятельности.[20]

О.В. Флоря определяет государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности как совокупность различных методов и методов государственного воздействия на экономику страны и предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в пределах ее территории, так и за ее пределами. Правовая реализация методов и методов, используемых государством для воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность, является правовым режимом такого государственного регулирования.[21]

В учебнике под редакцией В.В.   Лаптева и С.С.   Занковского объясняется, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой комплекс мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе посредством государственной поддержки и защиты субъектов хозяйствования, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательство субъектами такой деятельности.

В.С. Белых: «Регулирование предпринимательской деятельности представляет собой как государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии»[22].

С экономической точки зрения предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики страны, что способствует прямому контролю за предпринимательской деятельностью со стороны государства.   Практической реализацией государственного регулирования является применение всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.


Предпринимателям зачастую выгодно участие государства в регулировании предпринимательской среды, так как государство создает равные условия для развития и стабилизации предпринимательской деятельности, но выгода сопровождается, только если предприниматель ведет честную игру по отношению к государству[23].

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для развития экономики и функционирования предпринимательской деятельности[24].

Государственное регулирование предпринимательства ставит следующие задачи: защита прав предпринимателей; развитие и поддержка малого предпринимательства; поддержка конкуренции;защита здоровья и жизни граждан;обеспечение занятости населения; стабилизация экономического цикла; охрана окружающей среды и др.

Правительство ставит перед собой собственные цели и задачи, исходя из экономической ситуации на каждом конкретном этапе развития. При этом цели и задачи государственного регулирования постоянно подвержены изменениям, при том что механизм регулирования достаточно хорошо известен, хотя и имеет значительные особенности в каждой отдельно взятой стране.

Основной функцией государственного управления является: прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение; обеспечение и контроль для выполнения ограничений и нормативов; финансовое и материально-техническое обеспечение общенациональных проектов. При рассмотрении государственного регулирования предпринимательской деятельности важно отметить, что в настоящее время его основным направлением становится производство и его эффективность. Регулированию все больше подвергается не спрос, а предложение товаров и услуг.

1.3.Государственная регистрация предпринимателей

   Предпринимательская деятельность - это вид экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

В настоящее время предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется различными   законами и правилами.

Среди них Конституция Российской Федерации, которая в ч. 1 ст.   34 устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом.


Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) дополняет это право в части 1 ст.   23, указав, что гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальный предприниматель.

Следовательно, для того, чтобы заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, необходимы различные условия и требования.   А они, в свою очередь, нашли отражение в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(Далее - Федеральный закон № 129-ФЗ)[25].

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация является актом уполномоченного федерального   исполнительный орган, осуществляемый путем внесения в государственные реестры информации о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами лиц, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, другой информации о юридических лицах  и индивидуальных предпринимателях.

Субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен быть зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательства в установленном законом порядке. Важно обратить внимание на тот факт, что подлежит регистрации не предпринимательская деятельность субъекта, а само лицо как субъект хозяйствования.   Это правило распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на коллективное предпринимательство.

Требование регистрации субъекта в качестве предпринимателя в порядке, установленном законом, может рассматриваться как одно из требований для субъектов предпринимательства, как условие для надлежащего предпринимательства, но не для деятельности, которую они осуществляют.

Процедура государственной регистрации, которая представляет собой, по сути, публично-правовые отношения, определена в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года (с изменениями от 13 июля 2015 года).[26]

Сегодня в Российской Федерации регистрация большинства субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется декларативно.   Это имеет большое значение, поскольку позволяет заниматься предпринимательской деятельностью только с особого разрешения.   Такая регистрация производится специально уполномоченным государственным органом.