Файл: Нотариат в РФ (Институт нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Термин «нотариат» (от лат. «notarius» («писец», «секретарь»)) многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий; во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность.

На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом.

Существует немало свидетельств, отражающих роль нотариата в фиксации, как важнейших фактов истории человечества, так и права собственности. Например, в мореплавании Х. Колумба в 1492 г. сопровождал королевский нотариус Эсковедо, составивший акт об открытии Америки и тем самым официально засвидетельствовавший данный факт [24, с. 238].

Институт нотариата решает ряд крайне важных задач, направленных на формирование, развитие и обеспечение условий для соблюдения законодательства, возможности реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и интересов, упорядочение реализации правовых отношений.

Для решения задач нотариата принимаются организационно-правовые меры, обеспечивается правовой статус нотариуса, разрешаются финансовые вопросы функционирования данного института. так, например, для того чтобы нотариус мог эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции, государство обязано обеспечить ему реальную возможность реализации своего правового положения. И для этого недостаточно закрепить права, обязанности, а также другие элементы правового статуса нотариуса на уровне определенных нормативно-правовых актов, ведь законодательное оформление его правового положения хотя и выступает важным, однако не является единственным и достаточным этапом в процессе обеспечения функционирования нотариуса. Обязанность государства в сфере обеспечения реализации правового статуса нотариуса заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для его нормального функционирования, при этом речь идет не только о формировании законодательной базы, регламентирующей деятельность нотариуса, но и условий организационно-институционального, политического, социально-экономического и иного характера. Очень важно, чтобы все они органично сочетались, создавая единую систему, так как процесс обеспечения правового статуса нотариуса должен представлять собой не простую совокупность разрозненных (бессистемных) действий государства по созданию тех или иных условий, а единый, слаженный механизм, в котором все составляющие элементы взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга.


Вопросам изучения сущности института нотариата, его функций и задач в науке уделяется достаточно пристальное внимание. Так, среди авторов, чьи научные интересы лежат в затронутой области, можно назвать следующих: Ф. П. Аракелян, М. Мерлотти, Ж. Патращук, М.И. Сазонова, Х. Фесслер, Г. Г. Черемных, В.В. Ярков и др.

Несмотря на достаточный интерес к институту нотариата, он продолжает требовать дальнейших разработок, учитывая постоянно изменяющуюся реальность. Таким образом, перечень задач нотариата и условия их реализации представляют собой актуальный на современном этапе вопрос, требующий теоретической и практической разработки.

Объект исследования – институт нотариата.

Предмет – отношения, возникающие в связи с реализацией задач института нотариата.

Цель работы – проанализировать содержание и сущность задач нотариата и их реализацию в современных условиях.

Задачи, поставленные в ходе исследования:

- проследить историю развития нотариата в России;

- определить вид и специфику российского нотариата;

- проанализировать содержание задач нотариата;

- сформулировать принципы и гарантии решения задач нотариата;

- раскрыть правовой статус нотариуса в качестве предпосылки решения задач нотариата.

Нормативно-правовую основу работы составили акты федерального законодательства, указы Президента, ведомственные нормативные акты.

Теоретическую основу работы составили научная и учебная литература, материалы периодических изданий.

Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, философские, формально-логические методы: анализ, синтез, описание, сравнение, моделирование, а также социологический, исторический и другие приемы исследования.

Структура и объем работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять разделов, заключения и библиографии.

1. Институт нотариата в России

1.1. История развития нотариата в России

Профессиональные нотариусы в России появились в XIX в., после принятия Положения о нотариальной части. С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус [22, с. 3].


Нотариусы по ст. 420 Учреждений судебных установлений стали считаться наравне с присяжными поверенными и судебными приставами должностными лицами, состоящими при суде.

Все нотариальные акты и засвидетельствования нотариусы должны были составлять в конторе. Однако в порядке исключения нотариусу дозволялось совершать акты от имени лиц, не имеющих возможности по болезни или другим уважительным причинам явиться в контору, и на дому, вне часов, определенных для безотлучного пребывания в конторе.

Служебные обязанности нотариусов были многочисленны и сложны, и за нарушения их, даже единичные, они привлекались к ответственности [34, с. 4].

Едва ли не самой главной проблемой русских нотариусов после сорока лет существования нотариата в России стала проблема оплаты их труда [35, с. 3].

Другой важной проблемой нотариальной деятельности стало исполнение нотариусами ст. 87 Положения о нотариальной части, которая предусматривала необходимость обязательного присутствия свидетелей при совершении каждого нотариального действия. Современное нотариальное производство не предъявляет таких строгих требований к совершению нотариальных действий, хотя отдельные действия требуют обязательного присутствия свидетелей.

Само нотариальное законодательство в обществе оценивалось достаточно критически, считая, что созданное по иноземным образцам и заимствованное в существенных своих частях с чужбины Положение о нотариальной части от 14 апреля 1866 г. оказалось во многом непригодным к условиям жизни и быта России и не отвечало в полной мере запросам, нуждам и потребностям ее населения.

В советской России нотариат был сразу же учрежден как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов, либо органов юстиции.

По Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Исполкомам было разрешено учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.н. Общее число государственных нотариальных контор утверждалось Народным комиссариатом юстиции.

14 мая 1926 г. было принято постановление ЦИК СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата» [38, с. 5]. В качестве общих начал деятельности государственного нотариата были провозглашены:

— недопустимость занятия государственными нотариусами иных государственных должностей (за исключением выборных и преподавательских); запрещение состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, участвовать в торговых и промышленных предприятиях;


— получение государственными нотариусами и прочими сотрудниками государственных нотариальных контор вознаграждения за свой труд только от государства;

— необходимость соблюдения государственными нотариусами и всеми сотрудниками государственных нотариальных контор тайны выполняемых ими нотариальных действий.

Важное значение в советской России в деятельности нотариусов придавалось не только совершению ими нотариальных действий в соответствии с действовавшим законодательством, но и выполнению поставленных перед ними других задач:

— оказания трудящимся активного содействия «к ограждению их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и т.п. обстоятельства не могли быть использованы им во вред» (п. 12 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г.);

— укрепления социалистической законности, предупреждения правонарушений, охраны прав и законных интересов граждан, а также организаций (ст. 1 Положения о государственном нотариате РСФСР от 30 сентября 1965 г.) [38, с. 5].

Возлагалась на нотариусов и работа по оказанию методической помощи должностным лицам исполкомов, совершающим нотариальные действия.

Нотариат в советской России всегда был и оставался только государственным до реформы 1993 г. Государственные нотариальные конторы в первые десятилетия своего существования содержались за счет поступлений от сборов за совершаемые нотариальные действия в пределах сметы, утверждаемой в 20-е гг. президиумом совета народных судей, а затем Народным комиссариатом юстиции. Суммы, оставшиеся после покрытия всех предусмотренных сметой расходов на содержание нотариальных учреждений, перечислялись в доход казны. Позднее содержание нотариальных контор было отнесено на республиканский бюджет по смете Министерства юстиции РСФСР. Несмотря на то, что нотариальные услуги во все годы советской власти были платными и вся взысканная государственная пошлина поступала в доход государства, обустройству и содержанию нотариальных контор уделялось мало внимания [29, с. 8].

Во второй половине 70-х гг. сеть нотариальных контор в РСФСР стала расширяться. Нотариат, до этого отличавшийся стабильностью кадров, пополнился новыми специалистами. Уже к середине 80-х годов в нотариальных конторах страны 40% нотариусов имели небольшой опыт работы (менее трех лет). Потребности же общества в нотариальном обслуживании все возрастали, а нагрузка нотариусов практически не уменьшалась.

Итак, органы нотариата на протяжении многих лет претерпевали существенные изменения, тем не менее, на современном этапе можно найти отдельные черты правового регулирования дореволюционного этапа, например в области оформления документов или ответственности нотариуса.


1.2. Вид и специфика российского нотариата

В современном мире действуют следующие правовые системы: Романо-германская (континентальная); Англосаксонская; Мусульманская; Иудаистская; Каноническая; Индуистская; Дальневосточная; Африканская.

Традиционный (классический) тип нотариата ‒ его латинская модель, которая также называется Латинский нотариат. Латинская модель нотариата принята в Российской Федерации [40, с. 373].

В системе Латинского нотариата Нотариальный акт является сертификатом законности, он безусловно принимается государственными органами, общественными организациями и частными лицами [19, с. 17].

В течение нескольких сотен лет функции нотариуса по латинскому праву остаются, по существу, неизменными. Данные функции можно кратко описать следующим образом. Нотариус в системе латинского нотариата должен:

установить личности лиц, которые присутствуют при заключении договора;

установить легальную власть договаривающихся сторон на проведение переговоров;

исследовать волю договаривающихся сторон;

толковать волю договаривающихся сторон; проверить свободу и отсутствие постороннего влияния на волю каждой договаривающейся стороны;

проверить возможность распоряжаться предметом договора;

рассмотреть соответствия воли сторон с неукоснительным соблюдением принципов действующего законодательства;

переложить волю договаривающихся в письменную форму, которая просто и ясно выражает ее неоспоримое юридическое значение;

редактировать юридически правильный документ, соответствующий по форме и по существу цели договаривающихся сторон;

привести волю сторон в соответствие с экономическими, юридическими и социальными аспектами системы для того, чтобы ее реализация оказалась возможной в рамках установленного юридического порядка;

соблюсти и обеспечить гласность легальных актов в рамках полного соблюдения установленного порядка;

присвоить акту характер общественного доверия в интересах общества, а также в интересах частных лиц для удовлетворения требований уверенности в его законности со стороны физических и юридических лиц;

осуществлять деятельность в качестве советника участников переговоров при одновременном сохранении профессиональной независимости.

Непосредственное закрепление функций нотариата было осуществлено в виде Базовых принципов системы латинского нотариата [5]. Данные принципы были сформулированы в результате работы конгрессов, проводимых Международным Союзом латинского нотариата.