Файл: Методы управления человеческими ресурсами на примере оао ржд. по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ методов управления человеческими ресурсами "Октябрьская железная дорога" и практические рекомендации по их совершенствованию

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика "Октябрьская железная дорога"



Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" -- одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину -- 10 371,4 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 77 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место - на ее долю приходится:
Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург -- Павловск занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект №540-034c). [7]

Организационно - правовая форма предприятия - открытое акционерное общество. Свою деятельность предприятие осуществляет в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", Гражданским Кодексом Российской Федерации, Трудовом кодексом Российской Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", законами и нормативными правовыми актами субъекта федерации и органов местного самоуправления, а также внутренними приказами, распоряжениями, положениями и другими документами.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации -- Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.

Основной особенностью транспортного комплекса Северо-запада России является его экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре -- на границе с Финляндией, по два -- с Эстонией и Латвией.


Линия Выборг - Санкт-Петербург - Москва является звеном девятого "Критского" международного транспортного коридора. По Октябрьской дороге проходят также важнейшие для транзитных перевозок коридоры, имеющие международный статус, "Север - Юг" и "Европа - Азия".

Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике -- Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги.

Октябрьская железная дорога, старейшая транспортная магистраль России, имеющая богатую историю, сегодня переживает период обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны правительством РФ. Дорога удовлетворяет спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья. Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. Главные направления магистрали -- Мурманск - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Кошта -- важнейшие звенья международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Азия". [7]

Обеспечивая доставку грузов к крупнейшим портам Балтийского, Белого и Баренцева морей, соединяя регионы России со странами Северной Европы и Балтии, труженики Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией "Транспортная стратегия России", принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научно-техническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.

Одна из главных целей ОЖД – совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и, следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

2.2 Анализ обеспеченности "ОЖД" человеческими ресурсами

Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, с какой интенсивностью они должны работать. Количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны, с удовлетворительностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает. Термин "заработная плата" относится к денежному вознаграждению. Ожидаемая заработная плата один из главных основных мотивационных запросов соискателя. Она направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.



Организация не может набрать и удержать работников, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте. Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли "мелкими привилегиями". Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что не все служащие ценят такие льготы.

Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники немедленным получением наличных денег. Большинство работников приветствуют гибкие программы предоставления льгот. В основном такие методы оплаты труда практикуются в Западных или у нас в "прозападных" компаниях. Системы оплаты труда, можно разделить на две группы. К первой относятся традиционные системы: сдельная, повременная и подрядная (аккордная) системы оплаты труда. Они базируются на количественных показателях затраченное время, количество произведенной (проданной) продукции и т.п. В основе систем оплаты труда, составляющих вторую группу, лежат комплексные показатели, которые учитывают такие критерии, как способ достижения результата, сложность труда, ответственность, влияние на конечный результат, требуемая квалификация и др. Прежде всего, отметим, что в торговле преобладают интенсивные системы оплаты труда.

Переменная часть заработной платы (премия) почти повсеместно применяется в качестве эффективной стимулирующей составляющей заработной платы сотрудников. На сегодняшнем этапе компании находят самым целесообразным (по критерию "эффективно - дешево") выплачивать премии по итогам работы в отчетном периоде. С этим сложно не согласиться, особенно в случаях, когда реальный управленческий учет в компаниях отсутствует, а решения о премировании принимаются на основании данных бухгалтерского учета. Практика показывает, что экстенсивные системы оплаты труда проще в применении, но имеют недостатки. Они не стимулируют интенсивность труда и не ориентированы на конечный результат. Применение же интенсивных систем в торговом бизнесе затруднены тем, что, к примеру, для продавцов трудно найти объективную систему оценки эффективности их труда. Количество продаж может увеличиваться или снижаться в зависимости от массы причин, не зависящих от квалификации продавца. Например: дни заработной платы, религиозные и др. праздники погодные условия, сезон отпусков и т.д. - все это будет корректировать, искажать оценку подготовленности продавца.


Рост уровня производительности труда на предприятии, в отрасли определяется рядом факторов. До сих пор доминирует мнение, что рост производительности труда является следствием изменения объёмов продукции и среднесписочной численности работников.

Октябрьская железная дорога как часть социально ориентированной компании выполняет все принятые обязательства в сфере оплаты труда.

С целью совершенствования системы мотивации персонала, повышения эффективности корпоративных принципов управления на Октябрьской железной дороге предусмотрен мотивационный бюджет начальника железной дороги, который направлен на выплаты: к наградам начальника дороги, коллективам - победителям регионального и меж узлового соревнований, в рамках программы "Лучший работник полигона Октябрьской железной дороги" (программа 100)







Также стоит отметить кадровую политику ОЖД. Создание единого кадрового резерва является в настоящее время одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений деятельности в работе с персоналом Октябрьской железной дороги. Цель формирования единого кадрового резерва - выявление и развитие перспективных работников для максимального использования их потенциала при достижении бизнес-целей компании и развития системы ротации персонала внутри холдинга.

Наличие компетентных, обученных специалистов, готовых к продвижению на ключевые для организации должности, гарантирует кадровую безопасность бизнеса и уверенность в завтрашнем дне. Учитывая масштаб и сложность задачи, создание кадрового резерва требует комплексного подхода и тщательного планирования. Неверно определенная последовательность действий или пропуск важного этапа ставит под угрозу качество и результативность всей работы.

Кадровый резерв ОЖД представляет собой специально сформированный контингент перспективных работников, обладающих высоким уровнем профессиональных и корпоративных компетенций, личностных и морально-этических качеств, положительно проявивших себя в работе на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку, обладающих потенциалом дальнейшего развития. В состав единого кадрового резерва могут включаться обладающие высоким потенциалом профессионального роста молодые работники, назначение которых на должности возможно в перспективе, после получения опыта работы на нижестоящих должностях и дополнительного обучения. Молодежный резерв формируется в целях предоставления молодым работникам, обладающим высоким лидерским потенциалом, дополнительных возможностей для развития ключевых корпоративных и профессиональных компетенций.


Признавая важную роль молодых работников в своей деятельности, компания принимает на себя обязательство по планированию карьеры, направлению молодых специалистов на обучение с целью углубления знаний с учетом уровня развития профессиональных и корпоративных компетенций каждого, а также применению индивидуального подхода в работе с молодыми специалистами, обеспечивающего наиболее полное использование и развитие их творческого, инновационного и научного потенциала.

Реализация функциональных задач Стратегии развития кадрового потенциала невозможна без системного обучения, подготовки и переподготовки кадров, сохранения традиций, ориентации на привлечение к работе молодежи, передачи ей накопленного опыта.

Задача обеспечения квалифицированным персоналом дорогой реализуется по следующим направлениям:

· определение перспективных потребностей в персонале;

· совершенствование профориентационной работы и привлечение персонала;

· системное взаимодействие с университетскими комплексами железнодорожного транспорта

Представители службы управления персоналом, службы по связям с общественностью, дирекций региона дороги, Комитета по молодежной политике ежегодно участвуют в традиционных Весеннем и Осеннем днях карьеры, ярмарках вакансий, проводимых с целью оказания содействия в распределении и трудоустройстве на практику в подразделения ОЖД студентов и выпускников образовательных организаций города и региона дороги.

Дорога, являясь заказчиком обучения, совместно с учебными заведениями определяет содержание обучения по конкретным учебным программам с учетом внедряемой на дороге техники и технологий и дальнейших перспектив их развития. Актуальными для дороги являются такие программы как "Менеджмент безопасности и гигиены труда работников ОАО "РЖД", "Экологическая безопасность и охрана труда", "Система управления охраной труда на предприятии", "Риск-менеджмент", "Правовое регулирование мероприятий по снижению профессиональных рисков", "Организация первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях".

Одним из эффективных методов привлечения студентов на дорогу является организация и проведение встреч руководителей дороги со студентами отраслевых образовательных учреждений, на которых руководители рассказывают об актуальных проблемах железнодорожного транспорта и перспективах его развития.