Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность рынка ценных бумаг
1.1. Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг
1.2. Структура рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок
1.3. Субъекты рынка ценных бумаг
2.1. Понятие и признаки ценных бумаг
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
3.1. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг в РФ
3.2. Основные достижения регулирования рынка ценных бумаг в РФ
3.3. Основные проблемы регулирования рынка ценных бумаг в РФ
Законодательные находки оказались столь удачными, что США удалось выйти из кризиса относительно быстро, причем не втягивая свою экономику в военные расходы, как это сделали все европейские страны и большинство азиатских. Именно поэтому США впоследствии вышли из Второй мировой войны практически не пострадавшими и смогли стать финансовым центром мира, которым до этого долгие годы была Великобритания. После Второй мировой войны практически все европейские страны учли опыт США и перестроили свое финансовое законодательство по их примеру, введя элементы государственного регулирования финансового рынка.
Россия переняла этот опыт гораздо позже, в 90-е гг. XX в., с переходом плановой экономики на рыночную. Современное российское законодательство первоначально многое взяло из американского законодательства, в дальнейшем постепенно адаптируя его под российские реалии и учитывая современные тенденции.
Однако общие моменты – цели, принципы, элементы регулирования – остались практически неизменными.
Основные цели регулирования:
- обеспечение защиты прав инвесторов,
- обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли,
- снижение уровня систематического риска.
К обеспечению защиты прав инвесторов относится, в первую очередь, законодательное закрепление прав инвесторов, создание систем раскрытия информации эмитентами ценных бумаг и профессиональными участниками рынка, государственная проверка и регистрация выпусков ценных бумаг, разграничение полномочий посредников на рынке ценных бумаг и закрепленные законом критерии деятельности профучастников, контроль за деятельностью эмитентов и профучастников, и т. д.
Прозрачность и эффективность рынка – понятие достаточно широкое. К нему также относится раскрытие информации, создание общедоступных финансовых и иных баз данных, определение полномочий участников рынка и т. п. Под честными правилами торговли понимается создание системы равных возможностей для участников рынка, включая защиту от манипулирования ценами и использования инсайдерской информации на рынке, определенная унификация правил организованных торгов, и т. д.
Под снижением уровня систематического риска имеются в виду усилия государства по снижению различных макроэкономических рисков (рисков излишнего колебания курсов финансовых инструментов, обуздания инфляции, структурных и институциональных экономических рисков, рисков дефолта и иных кредитных рисков, и т. д.).
Из целей регулирования вытекают принципы и система регулирования.
Основные принципы регулирования:
- разделение полномочий по регулированию рынка между его участниками и государственными органами,
- создание единого государственного органа по регулированию,
- создание системы отчетности, контроля и развития рынка.
Принцип разделения полномочий по регулированию рынка
реализуется в настоящее время через создание эффективно функционирующей системы саморегулируемых организаций, с одной стороны; и через законодательное закрепление полномочий единого государственного регулятора – с другой. Два других принципа понятны и специального комментария не требуют.
Основные элементы системы регулирования:
- необходимая законодательная и нормативная база,
- единый государственный регулирующий и контролирующий орган по рынку ценных бумаг,
- система саморегулирования рынка,
- единая адекватная и общедоступная информационная база по рынку ценных бумаг.
Создание законодательной и нормативной базы – это начало, без которого недостижимы все остальные цели. Понятно, что база создается постепенно, с развитием рынка, и никогда не может быть абсолютно полной, так как новые условия диктуют новые правила игры. Но необходимый минимум, определяющий субъекты и объекты рынка и правила работы на этом рынке, был создан в РФ достаточно быстро, к началу 2000-х гг.
Если создание единого государственного органа и системы саморегулирования рынка возможно относительно просто и быстро, даже с учетом последующей эволюции этой системы, то создание и поддержание в работоспособном состоянии единой адекватной информационной базы по рынку – очень сложный и длительный процесс, требующий привлечения значительных средств. Предоставление данных из этой базы бесплатно и своевременно любым желающим (общедоступность базы) – еще одна проблема, требующая денег и времени.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников и может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
С этих позиций различают:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг.
С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; - общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счёте, именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка[32].
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
- контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка[33].
3.2. Основные достижения регулирования рынка ценных бумаг в РФ
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов и саморегулируемых организаций[34].
В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.
При этом государство во взаимодействии с саморегулируемыми организациями будет стремиться к снижению цены регулирования - уменьшению затрат времени и финансовых ресурсов профессиональных участников рынка в связи с выполнением требований органов регулирования.
Регулированием рынка ценных бумаг на государственном уровне занимаются следующие органы.
1. Высшие органы власти: Федеральное собрание рассматривает и утверждает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; президент издает указы; правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
2. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам.
Государственное регулирование осуществляется в форме:
• прямого (административного) регулирования;
• косвенного (экономического) регулирования.
Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Прямое государственное регулирование состоит в разработке норм, правил и контроля за их выполнением и включает в себя следующее.
1. Разработка нормативно-правовой базы. На сегодняшний день имеется около 1 тыс. законодательных и нормативных документов, регулирующих рынок ценных бумаг и различные стороны деятельности его участников.
2.Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка, который заключается:
• в регистрации ценных бумаг;
• в лицензировании профессиональной деятельности;
• в надзоре за финансовым состоянием инвестиционных институтов и др.
3.Обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка.
4.Поддержание правопорядка на рынке. Косвенное государственное регулирование (экономическое управление) происходит посредством:
• денежной политики государства (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
• налоговой политики (ставка налогов, льготы и освобожденные от них);
• государственных капиталов (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
• государственной собственности и ресурсов (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование. Таким образом, государственное регулирование и надзор состоят в разработке законов, норм, правил и контроля за их выполнением[35].
На данный момент в России в области государственного регулирования рынка ценных бумаг сделано немало.
1. Принята основная законодательная и нормативная база по рынку ценных бумаг, в том числе:
- специальные законы по общим вопросам рынка,
- внесен ряд необходимых положений в кодексы,
- разработано законодательство по отдельным вопросам,
- принято множество разъясняющих и детализирующих нормативных актов.
2. Имеется государственный регулирующий и контролирующий орган по рынку ценных бумаг, хотя за 27 лет существования РФ он претерпел ряд изменений.
Вначале была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ (1993), включавшая в себя представителей всех заинтересованных ведомств (Минфина, Госкомимущества, Центробанка и др.). Довольно быстро ее переименовали в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ (1994), в состав которой входило уже гораздо большее количество людей, представлявших различные министерства и ведомства. Это оказалось не совсем удобным, и в 1996 г. была образована отдельная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ), с полномочиями и в ранге федерального министерства, состав которой формировался уже совершенно независимо от иных ведомств.
Однако в 2004 г. правовой статус комиссии был понижен и функции государственного регулятора по рынку ценных бумаг перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам в составе Министерства финансов РФ, что сильно сузило самостоятельность данного регулятора и уменьшило его возможность влиять на финансовый рынок. Кризис 2008 г. показал слабость такой системы, поэтому в 2013 г. служба по финансовым рынкам вошла в состав Банка России, который по сути стал мегарегулятором финансового рынка. В следующем году эта служба и вовсе была упразднена Банком России, а ее полномочия рассредоточены по разным отделам банка[36]. В настоящее время регулятором рынка ценных бумаг является Банк России.