Файл: Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Создана система саморегулирования рынка.

Исходя из специфики работы профучастников на рынке ценных бумаг, саморегулируемые организации профучастников (СРО) обычно специализируются на определенных видах деятельности, так как в этом случае легче, с одной стороны, контролировать профучастников, а с другой стороны, помогать своим членам в их профессиональной деятельности. В качестве примера можно привести старейшие СРО в РФ, в зависимости от вида деятельности профучастников, входящих в эти СРО.

НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового организованного рынка) – СРО, в которую в большинстве входят профессиональные участники, совершающие сделки с ценными бумагами, – брокеры, дилеры, управляющие (в том числе управляющие инвестиционными фондами), а также некоторое количество депозитариев. Образована в 1994 г. под названием ПАУФОР, затем в 1996 г. переименована в НАУФОР[37].

ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев) – СРО, предназначенная для профучастников, связанных с учетом прав и перехода прав на ценные бумаги. Существует с 1994 г.

Подробные требования к созданию саморегулируемой организации, права и обязанности ее членов, порядок и условия ее деятельности перечислены в законе[38] «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Там же кратко сформулирована основная цель создания любой саморегулируемой организации (СРО) на рынке ценных бумаг [ст. 1] – это разработка стандартов деятельности своих членов и контроль за соблюдением требований этих стандартов, включая разбор споров между участниками, а также между участниками и их клиентами. Государство часто прислушивается к мнению СРО.

4. Введена обязательная государственная регистрация выпусков публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг, которая позволяет государству не пропускать на рынок откровенно «дутые» ценные бумаги.

5. Введено обязательное раскрытие определенной законом информации в сети интернет для эмитента публично размещаемых ценных бумаг, что позволяет потенциальным инвесторам перед вложением средств ознакомиться как с текущим финансовым состоянием самого эмитента, так и с характеристиками выпускаемых им ценных бумаг[39].

6. Введено обязательное лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг с достаточно жесткими критериями деятельности, что позволяет государству защититься от откровенного мошенничества на рынке ценных бумаг или непрофессионализма посредников на этом рынке.


7. Введено обязательное раскрытие определенной информации профучастниками в сети интернет, что позволяет потенциальным инвесторам или эмитентам выбрать наиболее подходящего для них посредника, имеющего определенный опыт работы на рынке.

8. Созданы специализированные сайты для раскрытия информации эмитентами и профучастниками для удобства сравнения этой информации.

9. Развиваются прозрачность и эффективность рынка.

Для обеспечения честных правил торговли, в частности, принят закон[40], а также внесен ряд изменений в другие законы и кодексы, связанные с введением этого закона в действие.

Согласно закону «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»[41], под манипулированием ценами (рынком) понимаются, в основном, действия крупных игроков на организованных торгах, которые существенно меняют цены на товар на этих торгах, с целью в ближайшее время совершить противоположные спекулятивные сделки с этим же товаром. Эта часть определения похожа на понятие манипулирования ценами на западном рынке.

Кроме этого, закон к манипулированию ценами относит аналогичные действия на неорганизованном рынке, сговор между участниками рынка, а также распространение заведомо ложных сведений через СМИ, которые существенно меняют цены на какие-то виды товаров. Эта часть определения уже отличается от аналогичных западных норм. Распространение заведомо ложной информации подпадает под понятие клеветы или мошенничества.

Инсайдерская информация, в соответствии с законом 224-ФЗ, – это конкретная внутренняя информация, распространение или предоставление которой может существенно изменить цену какого-либо инструмента. Как правило, это внутренняя информация регулятора рынка (в настоящее время – Центробанка) или участников этого рынка (эмитентов, инвесторов и профучастников). Неправомерное использование инсайдерской информации – это совершение сделок с соответствующим товаром с учетом (использованием) инсайдерской информации либо передача (любым способом, в том числе, например, путем предоставления совета, прогноза и т. п.) инсайдерской информации другому лицу для совершениям им таких сделок.

10. С целью антимонопольного регулирования установлен ряд требований к инвесторам, скупающим крупные пакеты акций, порядок и условия такой покупки, а также последствия несоблюдения инвесторами этих требований.


11. Сделаны определенные попытки повысить финансовую грамотность населения. Для этого в государственные образовательные стандарты среднего и высшего образования практически для всех направлений подготовки внесены основы экономики[42].

3.3. Основные проблемы регулирования рынка ценных бумаг в РФ

Несмотря на определенные успехи в области государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ, на данный момент остаются нерешенными некоторые довольно существенные проблемы финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг в частности.

1. До сих пор не принят ряд необходимых законодательных и нормативных актов, из-за чего с неурегулированными инструментами сложно работать и тем более сложно судиться по возникающим хозяйственным спорам, связанным с этими инструментами. В качестве примера можно назвать закон «О складских свидетельствах», который, начиная с 1994 г., периодически вносится в Государственную Думу на рассмотрение и также регулярно отклоняется. Из-за его отсутствия невозможно работать со складскими свидетельствами как ценными бумагами обычным участникам рынка[43].

2. Самой острой проблемой остается до сих пор не заработавшая в полной мере система защиты от манипулирования ценами. Да, соответствующий закон существует, но он несовершенен. Предпринимаются попытки уточнить и расширить практику выявления недобросовестной конкуренции, выпускаются различные подзаконные нормативные акты, но далеко не все известные к настоящему времени способы манипулирования ценами внесены в нормативные акты. Например, один из достаточно распространенных способов манипулирования ценами на практике – сознательное распространение правдивой, но односторонней информации, с одновременным замалчиванием противоположной информации. То же самое происходит, если кому-то очень нужно захватить контроль над предприятием. В СМИ организуется травля данного предприятия, но при этом предоставляемая информация правдива, просто односторонняя. Поэтому система защиты от манипулирования ценами не работает в РФ в полной мере[44].

Кроме этого, в РФ пока недостаточно отработаны критерии доказательства нарушения закона о противодействии манипулированию ценами и неправомерному использованию инсайдерской информации в уголовном и административном законодательстве, а значит, даже за выявленное нарушение игрока не всегда можно наказать.


3. Относительно небольшой объем российского фондового рынка и также небольшое количество участников этого рынка способствуют повышению вероятности сговора между участниками и, соответственно, возможности манипулирования рынком отдельными участниками.

4. По-прежнему низкая финансовая грамотность большинства населения РФ, не имеющего специального образования. Конечно, существует закон о защите прав инвесторов[45], но чтобы им воспользоваться, нужно иметь представление хотя бы о его существовании, не говоря уже о содержании. Именно низкая финансовая грамотность населения РФ создает благоприятную почву для возникновения и распространения всевозможных финансовых пирамид и других мошеннических финансовых схем. Больше финансовых пирамид только в Индии, где значительная часть населения имеет крайне низкий уровень образования.

Заключение

В результате исследования понятия рынка ценных бумаг и изучения особенностей его государственного регулирования можно подвести итоги и сделать следующие основные выводы.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, обеспечивающая возможность быстрого оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствующая активизации инвестиций. Иными словами, рынок ценных бумаг представляет собой систему отношений юридических и физических лиц, связанная с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг.

Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг: учетная, контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок и вторичный рынок.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве инвестора, эмитента, профессионального участника, регулятора и верховного арбитра в спорах между участниками рынка. Под государственным регулированием рыночной экономики, в том числе и рынка ценных бумаг, принято понимать систему мер экономического, правового и организационного воздействия, устанавливающую ограничения и правила, а также ответственность за их неисполнение.

Многообразие подходов к определению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, присутствующее в учебной и научной литературе, а также в нормативных актах в сфере рынка ценных бумаг, можно заменить единой общей и главной целью — обеспечение реализации государственной экономической политики. Это объясняется тем, что наличие развитого, устойчивого и эффективного рынка ценных бумаг является важным условием нормального функционирования финансовой системы и привлечения инвестиций в экономику.


Выделяют следующие формы государственного регулирования: прямое и косвенное управление. Прямое (административное) управление предполагает: установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрацию участников рынка и эмитируемых ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности на рынке; обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержание правопорядка на рынке.

Косвенное (экономическое) управление осуществляется через имеющиеся у государства экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (налоговые ставки, льготное налогообложение); денежную политику (процентные ставки и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ: установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля. Национальная модель регулирования рынка ценных бумаг трансформируется государством в поиске оптимальной. С 2013 года функции надзора и регулирования рынка ценных бумаг переданы Центральному Банку РФ. Таким образом, на базе ЦБ создан мегарегулятор, контролирующий не только банки, но и весь финансовый сектор, включая фондовые рынки и страховой бизнес.

Стратегия развития рынка ценных бумаг является неотъемлемой частью Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, определяющей приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере его регулирования. При этом основное внимание в Стратегии уделено именно вопросам развития фондового рынка.