Файл: Особенности управления муниципальным образованием на примере МО «Город Архангельск».pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения муниципального образования.
1.1 Понятие «муниципальное образование», основные полномочия.
1.2 Муниципальное управление города
2. Управление муниципальным образованием
2.1. Правовая основа местного самоуправления в России
2.2. Органы управления муниципальными образованиями
3. Муниципальное образование Архангельск
3.1. Статус и границы МО Архангельск
3.2. Полномочия и структура органов местного самоуправления МО Архангельск
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в установленном порядке в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города Архангельска.
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные информационные ресурсы, муниципальные унитарные предприятия, учреждения и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения, принадлежащие городу Архангельску.
Финансовые ресурсы города Архангельска включают в себя бюджетные средства, ценные бумаги, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитных и иных ресурсов, полученных органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
К собственным доходам местного бюджета относятся:
- Местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами;
- Доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
- Не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории города Архангельска, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
- Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений;
- Доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
- Штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с законодательством;
- Государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Расходная часть местного бюджета включает:
- Затраты, обусловленные предоставлением гражданам города Архангельска конституционных гарантий в отношении прав на образование и медицинское обслуживание;
- Расходы на содержание местных правоохранительных органов и органов местного самоуправления;
- Расходы на содержание объектов городского хозяйства и благоустройство;
- Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по кредитам;
- Расходы, связанные с реализацией планов и программ социально-экономического развития;
- Другие расходы в соответствии с законодательством.
В расходной части местного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных и областных полномочий.
Местный бюджет утверждается городским Советом по представлению мэра города Архангельска. Городской Совет самостоятельно определяет направления и размеры расходов за счет средств бюджета.
В бюджете города Архангельска определяются объемы финансовых ресурсов, выделяемых органам территориального общественного самоуправления, предусматривается резервный фонд, который используется мэром города Архангельска для финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета.
Для анализа финансово-экономического управления МО Архангельск, проведем сравнение бюджета на 2018г. с бюджетом МО Северодвинск. Аналитические данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика бюджета г. Архангельска и г. Северодвинска в 2018г.
Статьи |
Архангельск |
Северодвинск |
||
Млн.руб. |
% |
Млн.руб. |
% |
|
ДОХОДЫ |
8 207,7 |
100,0 |
5588,7 |
100,0 |
Налоговые доходы всего |
3910,8 |
47,6 |
2896,6 |
51,8 |
Налог на доходы физических лиц |
3101,4 |
37,8 |
2481,1 |
44,4 |
Акцизы |
14,6 |
0,2 |
11,3 |
0,2 |
Налоги на совокупный доход |
472,0 |
5,8 |
414,2 |
7,4 |
Налоги на имущество |
237,0 |
2,9 |
213,2 |
3,8 |
Прочие налоговые доходы |
85,8 |
1,0 |
202,3 |
3,6 |
Неналоговые доходы всего |
623,4 |
7,6 |
416,2 |
7,4 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
160,3 |
2,0 |
108,5 |
1,9 |
Доходы от сдачи в аренду имущества |
163,5 |
2,0 |
101,7 |
1,8 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков |
116,1 |
1,4 |
73,2 |
1,3 |
Прочие неналоговые доходы |
183,5 |
2,2 |
132,8 |
2,4 |
Межбюджетные трансферы |
3673,5 |
44,8 |
2275,9 |
40,7 |
Субсидии |
402,1 |
4,9 |
112,3 |
2,0 |
Субвенции |
3261,1 |
39,7 |
2162,1 |
38,7 |
Иные межбюджетные трансферы |
10,3 |
0,1 |
1,5 |
0 |
РАСХОДЫ |
8340,9 |
100,0 |
5607,3 |
100,0 |
Социально-культурные |
5641,0 |
67,6 |
3982,4 |
71,0 |
Образование |
4692,0 |
56,3 |
3369,5 |
60,1 |
Культура |
928,2 |
3,9 |
262,4 |
4,7 |
Социальная политика |
591,6 |
7,1 |
233,8 |
4,2 |
Физическая культура и спорт |
29,2 |
0,4 |
116,7 |
2,1 |
Городское хозяйство |
1382,0 |
16,6 |
1032,0 |
18,4 |
Национальная экономика |
839,0 |
10,1 |
571,9 |
10,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
543,0 |
6,5 |
458,3 |
8,2 |
Охрана окружающей среды |
0 |
0 |
1,8 |
0 |
Прочие расходы |
1316,0 |
15,8 |
592,9 |
10,6 |
Общемуниципальные и иные расходы |
941,0 |
11,3 |
719,8 |
12,8 |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
33,0 |
0,4 |
58,0 |
1,0 |
Обслуживание муниципального долга |
342,0 |
4,1 |
115,1 |
2,1 |
ДЕФИЦИТ |
133,2 |
18,6 |
||
ПРОФИЦИТ |
Исходя из данных, полученных в Таблице 2, мы видим, что основной показатель бюджета (дефицит\профицит) дефицит, в Северодвинске значительно превышает показатель Архангельска. А на 2019 год в Северодвинске запланирован уже профицит бюджета. Далее рассмотрим, какие показатели привели к такой разнице.
В сравнении с меньшим общим показателем дохода в Северодвинске, уровень налоговых доходов там значительно выше, нежели в Архангельске, хотя уровень межбюджетных трансферов наоборот, ниже.
Из вышеизложенных данных, можно сделать вывод о том, что бюджет Архангельска недополучает налоговые доходы. К данному вопросу следует обратиться администрации муниципального образования.
Далее мы видим, что уровень прочих расходов в Архангельске также велик, нежели в Северодвинске. В этом случае администрации МО Архангельск стоит рассмотреть варианты сокращения прочих расходов с целью сокращения дефицита бюджета на будущий год.
В целом, финансово-экономическое управление Архангельска и Северодвинска привело оба муниципальных образования к дефициту бюджета, что говорит о недостаточном уровне управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения особенностей управления муниципальными образованиями нам удалось подробно рассмотреть следующие вопросы:
- Понятие и основные полномочия муниципальных образований, а также их виды;
- Муниципальное управление городом;
- Правовые основы местного самоуправления в России и органы управления;
На основе полученных теоретических данных, мы проанализировали муниципальное образование Архангельск с точки зрения структуры и полномочий органов местного управления, а также провели анализ особенностей финансово-экономического управления образованием, в итоге сравнив результаты такого управления между МО Архангельск и МО Северодвинск.
Исходя из полученных при сравнении данных, был сделан вывод о том, что финансово-экономическое управление МО Северодвинск было проведено немного успешнее, нежели управление анализируемого нами МО Архангельск. Были найдены предварительные причины менее успешной работы, которыми следует заняться администрации муниципального образования Архангельск.
Данная работа в целом помогла нам узнать подробности системы управления муниципальными образованиями, понять структуру управленческого корпуса, узнать о различных видах муниципальных образований, а также о различиях в управлении тем или иным видом образования.
Цели, поставленные в начале работы, были полностью достигнуты путем развернутого изучения каждого из пунктов целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р. Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с.
- Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 382 с.
- Иванов, В.В. Муниципальное управление: справочное пособие / В.В. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 717 с.
- Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие / С.Ю. Кабашов. – М.: Флинта, 2013. - 351 с.
- Мельников, С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма / С.И. Мельников // Законодательство и экономика. - 2013. - № 1.
- Моисеев, А.Д. Муниципальное управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Моисеев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 159 с.
- Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / И.В. Мухачев. – М. : ЮНИТИ, 2015. - 399 с.
- Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление / А.И. Радченко. – М.: МарТ, 2013. - 605 с.
- Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
- Устав муниципального образования Архангельск от 25.11.1997г. - 47с.
- Хачатурян, Б.Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления / Б.Г. Хачатурян // Конституционное и муниципальное право. - 2013. – С. 73 - 99.
- Холопов, В.А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода к стратегическому планированию / В.А. Холопов // Конституционное и муниципальное право. – 2013. - №13. – С. 77 - 109.
- Черкасов, А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика / А.И. Черкасов. – М.: Статут, 2013. – 291 с.
- Чиркин, В.Е. Государственное управление: элементарный курс / В.Е. Чиркин. - М.: Инфра-М, 2013. – 165 с.
- Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2013. – 159 с.