Файл: Особенности управления муниципальным образованием на примере МО «Город Архангельск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность курсовой работы. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Являясь первичным уровнем организации публичной власти, местное самоуправление призвано, с одной стороны, участвовать в осуществлении задач государства, с другой стороны - наиболее полно учитывать интересы населения, тем самым, обеспечивая устойчивость и демократический характер развития общества, поскольку сформированные органы местного самоуправления наиболее доступны для населения, имеют возможность максимального использования ресурсов территории для удовлетворения местных потребностей, обеспечивают укрепление государственности.

Рассматривая муниципальное образование как социально-экономическую систему, отметим, что устойчивость системы является её внутренним свойством. При эффективных механизмах управления система автоматически может возвращаться к заданному устойчивому состоянию при действии на нее дестабилизирующих факторов. При неэффективном управлении система зачастую не может вернуться в заданные параметры развития даже при принудительной коррекции.

Объектом курсовой работы является-муниципальное образование «Город Архангельск».

В данной работе мы рассмотрим основные понятия и особенности муниципальных образований, их место в системе местного самоуправления. За объект изучения возьмем муниципальное образование Архангельск, а для более наглядного изучения особенностей управления данного МО сравним их с управлением МО Северодвинск.

Цель работы: изучить управление МО Архангельск

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Разъяснить понятие и основные полномочия, а также виды муниципального образования;

2. Рассмотреть особенности управления муниципальным образованием;

3. Применить полученные знания при анализе особенностей управления МО Архангельск.

Эмпирической и информационной базой курсовой работы явились данные Федеральной службы государственной статистики, отчеты деятельности администрации г. Архангельска. В работе использованы различные справочные данные, динамические ряды, относительные величины, системы показателей и коэффициентов, графики и схемы.

При составлении работы были использованы такие методы как метод анализа документов и теоретический метод.


1. Теоретические основы изучения муниципального образования.

1.1 Понятие «муниципальное образование», основные полномочия.

Муниципальное образование – это населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения [3].

Учредительным актом муниципального образования является устав, составленный и принятый представительным органом МО или населением во время референдума. Основой финансово-экономической базы муниципального образования является собственность МО и местные финансы.

Муниципальная собственность включает в себя:

  1. Средства местного бюджета;
  2. Имущество земли;
  3. Муниципальные предприятия, организации и банки;
  4. Муниципальный жилищный фонд;
  5. Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Все управленческие решения, принятые органами местного самоуправления, а также путем волеизъявления граждан, подлежат исполнению всеми субъектами, расположенными на территории МО, а также местными гражданами [6].

Различают четыре вида управления муниципальными образованиями:

1) Управление производством;

2) Экономическое управление;

3) Социально-политическое управление;

4) Управление духовной сферой жизни территории.

Правовое регулирование МО регулируется уставом, отражающим территориальную структуру МО, его состав и границы. Также устав муниципального образования отражает следующие пункты:

  1. Закрепление статуса, срока и порядка прекращения полномочий депутатов и прочих должностных лиц местного самоуправления;
  2. Организационную структуру местного самоуправления;
  3. Закрепление формы и порядка участия граждан в системе местного самоуправления посредством референдумов, выборов, собраний и т.п.;
  4. Другие положения об организации деятельности местной власти.

В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.


Правовое регулирование является залогом эффективности системы управления МО. В настоящее время правовое регулирование основано на предоставлении органам власти самостоятельности с учетом возложенных на них обязательств [8].

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования закрепляются уставом и представляют из себя:

  1. Юридические действия по заключению договоров и контрактов, приобретению и отчуждению имущества, выступлению в суде;
  2. Распоряжение муниципальным имуществом;
  3. Управление муниципальными предприятиями и организациями;
  4. Закрепление местных налогов и сборов, а также распоряжение финансами;
  5. Принятие местных постановлений и распоряжений;
  6. Государственные полномочия по охране окружающей среды, здравоохранению, социальному обеспечению, культуре и др.

Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом субъектов РФ. Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов – воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения.

1.2 Муниципальное управление города

Город представляет собой крупный населенный пункт, население которого не имеет отношения к сельскому хозяйству.

Функционирование современного города невозможно без учета окружающей его территории, именуемой пригородной зоной. Таким образом, муниципальное управление города распространяется не только на собственно сам город, но и на его пригородные территории и протекающие между ними процессы (урбанизация, дезурбанизация, реурбанизация и так далее) [2].

Начиная с реформы муниципального правления в России (2003 год), активно осуществляется усиление муниципального управления в крупных городах с целью их продвижения. Крупные города как объекты муниципального управления характеризуются высоким уровнем концентрации производственного потенциала, наличием значительных финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и прочих преимуществ.

Крупные города зачастую наделяются статусом городских округов с возможностью осуществления широких полномочий в вопросах местного значения. Данный факт позволяет городам осуществлять формирование собственной экономической политики, основанная направленность которой концентрируется на стимулировании развития тех отраслей народного хозяйства, которые имеют градообразующий характер, и решение имеющих наибольшее значения для города социальных проблем [1].


Типовая организационная структура муниципального управления городом имеет следующее строение:

  1. Представительным органом власти является, как правило, городской совет, который определяет полномочия и осуществляет контроль за деятельностью администрации города;
  2. Администрация города, возглавляемая мэром, включает в свою структуру различные отраслевые департаменты и территориальные округа, в отношении которых осуществляется муниципальное управление.

Города, численность населения которых превышает 100 тысяч человек, могут создавать административные структуры, включающие множество уровней, количество которых обусловлено числом приоритетных направлений развития муниципального образования. Для такого типа организации городского муниципального управления характерно превалирование административной ветви управления над представительной властью.

Основная задача главы городского муниципального образования при распределении бюджетных средств заключается в обеспечении равномерности их распределения между территориальными и функциональными департаментами и округами.

В соответствии с общими требованиями к организации местного самоуправления структура органов муниципального управления городом включает:

  1. Представительный орган муниципального управления, именуемый городской думой, городским советом и так далее (определено в уставе города);
  2. Глава города, являющаяся высшим должностным лицом города, возглавляющим исполнительную власть в нем;
  3. Администрация города, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального управления;
  4. Контрольно-счетный орган города;
  5. Другие органы, отдельные должностные лица выборного характера, осуществляющие определенные управленческие функции в соответствии с уставом городского муниципального образования.

Система муниципального управления города в обязательном порядке должна включать представительный и исполнительный органы, а также главу администрации, наличие остальных органов муниципального управления определяется уставом города[13].

Следует отметить, наличие во многих городских уставах положения об утверждении прав для глав городских муниципальных образований осуществлять утверждение решений представительного органа муниципального управления, а также прав принятия решений относительно распоряжения бюджетными средствами муниципалитета.

Также местное законодательство наделяет глав крупных городских муниципальных образований правом представления постановлений исполнительной ветви муниципального управления относительно решения вопросов местного значения, включая решения в рамках полномочий, переданных государственными органами власти[14].


В пределах компетенции главы городского муниципального образования также находятся организационные аспекты функционирования исполнительной ветви власти – администрации города.

2. Управление муниципальным образованием

2.1. Правовая основа местного самоуправления в России

Действующие в современной России источники муниципального права подразделяют на четыре группы:

  1. Международные;
  2. Федеральные;
  3. Региональные;
  4. Местные.

Правовая основа местного самоуправления – это взаимосвязанная система нормативных актов, регулирующих деятельность органов муниципальной власти.

27 декабря 1996 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию о местном самоуправлении. Этот документ является важнейшим международным правовым актом, определяющим развитие института муниципальной власти в странах континента.

Хартия закрепляет демократические принципы построения местного самоуправления, правовые гарантии его защиты. Все государства, подписавшие данный документ, обязаны обеспечить политическую, административную и финансовую самостоятельность муниципалитетов.

Перечислим основные принципы, на которых базируется Хартия:

  1. Органы местного самоуправления признаются одной из основ демократического строя любого государства;
  2. Население имеет право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
  3. Государство наделяет муниципалитеты реальной властью;
  4. Органы местного самоуправления обладают широкой автономией при осуществлении своей деятельности.

Европейская Хартия предусматривает свободное и всеобщее голосование жителей во время избрания депутатов и глав муниципалитетов, полноту и исключительность полномочий местного самоуправления, его самостоятельность. Международный правовой акт утверждает, что деятельность должностных лиц городских и сельских администраций может быть ограничена лишь рамками действующего законодательства, а любое вмешательство в дела муниципалитетов со стороны государственных структур не допустимо.

Общие принципы деятельности органов муниципальной власти в нашей стране определяет Конституция России. Статья 12 основного закона РФ признает местное самоуправление как одну их форм народовластия.