Файл: Особенности управления муниципальным образованием на примере МО «Город Архангельск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципалитеты не входят в систему государственной власти, они самостоятельны в осуществлении своих полномочий. Конституция закрепляет основные права и обязанности органов местного самоуправления, определяет порядок организации референдумов и выборов, устанавливает правовые и экономические гарантии деятельности городских и сельских администраций. Граждане нашей страны имеют право избирать и быть избранными в органы муниципальной власти, а также участвовать в местных референдумах. Данная норма Конституции России определяет формы прямого волеизъявления жителей и опосредованного осуществления ими власти через муниципалитеты[11].

Системообразующим нормативным актом, который развивает и конкретизирует конституционные положения, является федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он устанавливает основы деятельности органов муниципальной власти, их полномочия и структуру, самостоятельность в рамках осуществления предоставленной компетенции, особое место в системе управления.

Порядок избрания должностных лиц местного самоуправления, распоряжения муниципальной собственностью, формирования и исполнения бюджета и другие вопросы отражены в вышеупомянутом нормативном акте.

Еще одним документом, имеющим большое значение для функционирования местного самоуправления, является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который утверждает демократическую основу деятельности органов муниципальной власти.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» определяет статус муниципального служащего и гарантии осуществления им своих полномочий.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает принципы муниципальной бюджетной политики и организации межбюджетных отношений. На уровне субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления с учетом исторических, национальных и территориальных особенностей жизни населения.

Законы и нормативные акты регионов России определяют следующие аспекты регулируемой сферы общественных отношений:

  1. Организация деятельности местного самоуправления;
  2. Порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов;
  3. Установление границ и изменение наименований административно-территориальных образований;
  4. Процедура регистрации уставов городов и поселков;
  5. Организация муниципальных выборов и референдумов;
  6. Отношения между бюджетами органов местного самоуправления и субъекта Федерации;
  7. Установление минимальных социальных стандартов;
  8. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
  9. Наделение муниципалитетов отдельными государственными полномочиями;
  10. Вопросы организации муниципальной службы;
  11. Плата за использование природных ресурсов, находящихся в собственности органов местного самоуправления.

Муниципальные нормативные акты принимаются непосредственно населением или органами местного самоуправления. Это уставы городов и сельских поселений, решения референдумов и сходов граждан, постановления и распоряжения глав администраций[4].

Важнейшим из вышеперечисленных нормативных актов является устав муниципального образования, который представляет собой основной документ, определяющий общественное устройство и жизнь конкретного города, поселка, станицы или села. Устав принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Данный нормативный акт утверждает систему, структуру и порядок формирования муниципальной власти. Положения устава должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. Решения местных референдумов обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам органов муниципальной власти. Постановления глав администраций городов и поселков, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу только после их официальной публикации.

2.2. Органы управления муниципальными образованиями

Органы муниципального управления – это властные органы, формируемые или создаваемые в муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального и местного законодательств с целью осуществления муниципального управления.

Система органов государственной власти не включает в себя органы муниципального управления, последние обособленны от первых. При этом органы муниципального управления не исключаются из общей системы государственного управления.

Органы муниципального управления либо избираются населением путем прямого голосования, либо формируются представительными органами власти муниципального образования, имеющими соответствующие полномочия.

В состав органов муниципального управления входят:

  1. Представительный орган власти;
  2. Глава муниципального образования;
  3. Исполнительно-распорядительный орган власти – администрация;
  4. Органы муниципального образования, осуществляющие контроль;
  5. Прочие органы власти муниципального образования.

Первые три органа власти носят обязательный характер, без них осуществление муниципального управления невозможно.


Назначение представительного органа муниципального управления состоит в осуществлении местного законотворчества. Состав данного органа власти формируется из депутатов, которые избираются населением муниципального образования в ходе тайного голосования.

Депутатами из собственного числа осуществляется избрание председателя представительного органа муниципального управления. Периодичность заседаний представительного органа муниципальной власти составляет минимум раз в квартал.

Подготовку вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях представительного органа, осуществляют его структуры. Численность этих вопросов зависит от размера муниципального образования и круга решаемых задач[12].

Законодательством установлены требования к численности депутатов, входящих в состав представительного органа муниципального управления, в зависимости от численности населения: менее чем на 1000 жителей – минимум 7 депутатов, 1000-10000 жителей – 10 депутатов, 10000-30000 жителей – 15 депутатов, 30000-100000 жителей – 20 депутатов, 100000-500000 жителей – 25 депутатов, свыше 500000 жителей – 35 депутатов. Муниципальные образования, в которых численности населения менее 100 человек, не формируют представительный орган муниципальной власти, полномочия которого передаются сходу граждан.

Устав муниципального образования определяет наименование представительного органа муниципального управления – Совет, Собрание, Дума и так далее.

В состав функций представительного органа муниципального управления входят:

  1. Принятие, изменение и внесение дополнений в устав;
  2. Утверждение проекта местного бюджета;
  3. Утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  4. Регулирование местного налогообложения;
  5. Утверждение программ муниципального развития и отчетов об их исполнении;
  6. Закрепление порядка управления муниципальным имуществом;
  7. Установление тарифов на услуги муниципальных учреждений;
  8. Определение порядка отставки главы муниципалитета;
  9. Определение порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных хозяйствующих субъектов и так далее.

Срок полномочий представительного органа составляет четыре года, в течение которых состав депутатов не подлежит изменению.

В отношении депутатов публичного органа муниципальной власти установлен ряд запретов, к числу которых относятся:

  1. Запрет на работу в органах государственного управления;
  2. Запрет на участие в управлении коммерческими организациями;
  3. Запрет на осуществление оплачиваемой деятельности, за исключением деятельности в сфере преподавания, науки, творчества;
  4. Запрет на вхождение в состав управленческих органов, наблюдательных и попечительских советов;
  5. Запрет на вхождение в состав любых органов иностранных неправительственных организаций некоммерческого характера.

На главу муниципального управления возлагается выполнение функций высшего должностного лица, избираемого путем прямого голосования населения или выбором из депутатов представительного органа муниципального управления. Глава муниципального образования не является главой представительного органа муниципального управления, но может осуществлять контроль в его отношении.

Муниципальная администрация выполняет функции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Деятельность администрации муниципального образования подотчетна его представительному органу, которому ежегодно направляется отчет о ней.

В состав функций муниципальной администрации включаются:

  1. Составление проекта местного бюджета;
  2. Разработка программ развития;
  3. Осуществление исполнения местного бюджета;
  4. Обеспечение функционирования муниципальной инфраструктуры (ЖКХ, учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, муниципального транспорта);
  5. Управление муниципальным имуществом.

Действия муниципальной администрации регламентируются решениями представительного органа муниципального управления. Состав и структура муниципальной администрации определяется на основании утверждения представительного органа главой муниципалитета.

3. Муниципальное образование Архангельск

3.1. Статус и границы МО Архангельск

Муниципальное образование «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.

Административным центром муниципального образования «Город Архангельск» является город Архангельск, который основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году и в соответствии с Уставом Архангельской области имеет статус административного центра Архангельской области.

В 2009 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Архангельску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Округ находится на севере Архангельской области, в дельте реки Северная Двина в 30—35 км от места её впадения в Белое море. Округ со всех сторон окружён территорией другого муниципального образования области — Приморского муниципального района.


Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29 442 га (294,42 км²).

Территория муниципального образования «Город Архангельск» состоит из территории города Архангельска и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.

Решением Архангельской городской Думы от 23 сентября 2015 года № 257, было дано согласие на объединение населённых пунктов: посёлок Боры, посёлок Лесная речка, посёлок Новый Турдеевск, посёлок Турдеевск, посёлок Талажский авиагородок, входящих в состав муниципального образования «Город Архангельск», с населённым пунктом город Архангельск.

Город Архангельск делится на 8 округов:

  1. Варавино-Фактория;
  2. Исакогорский и Цигломенский округ;
  3. Ломоносовский округ;
  4. Маймаксанский округ;
  5. Октябрьский округ;
  6. Майская горка;
  7. Северный округ;
  8. Соломбальский округ;

Территория муниципального образования «Город Архангельск» входит в состав территории Архангельской области. Муниципальное образование «Город Архангельск» не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.

Граница земель, составляющих территорию города Архангельска, определена решением исполкома Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от 11 августа 1952 года N 814 с учетом мониторинга земель на 1 января 1996 года.

Итак, изменение границ МО «Город Архангельск» осуществляется областным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Архангельской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

3.2. Полномочия и структура органов местного самоуправления МО Архангельск

Местное самоуправление в городе Архангельске – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области, настоящим Уставом через референдумы, выборы, собрания и конференции граждан, выборные и другие органы самоуправления.