Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «ВкусВилл»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Понятие коммерческой деятельности
1.2 Сущность и содержание коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
2. Анализ и оценка коммерческой деятельности розничного торгового предприятия ООО «ВкусВилл»
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «ВкусВилл»
2.2 Оценка уровня и качества коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл»
2.3 Предложения по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл»
Таблица 2.3 Эффективность использования основных средств ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2019 к 2018, % |
Розничный товарооборот торгового предприятия, тыс. руб. |
65365,00 |
69856,00 |
6,87 |
Стоимость основных производственных фондов тыс. руб. |
10233,00 |
10100,00 |
-1,30 |
Фондоотдача всех основных производственных фондов тыс. руб. |
6,39 |
6,92 |
8,28 |
Фондоемкость всех основных производственных фондов тыс. руб. |
0,16 |
0,14 |
-7,65 |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
24,00 |
24,00 |
0,00 |
Фондооснащенность труда торговых работников тыс. руб. |
426,38 |
420,83 |
-1,30 |
Среднесписочная численность торгово - оперативных работников, чел. |
16,00 |
16,00 |
0,00 |
Фондовооруженность труда торговых работников тыс. руб. |
639,56 |
631,25 |
-1,30 |
Отрицательной тенденцией является отсутствие обновления торгового оборудования, но компания еще молодая, оборудование закуплено в 2018 году, поэтому износ пока небольшой. Стабильное количество сотрудников, увеличение фонда оплаты труда - залог высокой культуры обслуживания клиентов.
Отличительной стороной ООО «ВкусВилл» является торговля исключительно качественным товаром - это приоритет компании с самого начала ее деятельности. Но за качественный товар нужно платить больше, поэтому цены в ООО «ВкусВилл» выше, чем в других магазинах того же формата.
2.2 Оценка уровня и качества коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл»
Для эффективной работы ООО «ВкусВилл» необходимо целенаправленно организовывать труд работников и создать благоприятный рабочий климат, ведь предприимчивость и ответственность персонала, заинтересованность в результатах труда может существенно увеличить эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Кадровая политика ООО «ВкусВилл» включает четыре группы вопросов: адаптация исполнителей к новым условиям работы, повышение квалификации кадров, материальное стимулирование трудовой активности персонала, оценка деятельности работников. Оценка трудовых ресурсов ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг. (см. Таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Оценка трудовых ресурсов ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2019 к 2018, % |
Розничный товарооборот торгового предприятия, в текущих ценах тыс. руб.: |
65365,0 |
69856,0 |
6,87 |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
24,00 |
24,00 |
0,00 |
В том числе торгово-оперативных работников, чел. |
16,00 |
16,00 |
0,00 |
Удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников, % |
66,67 |
66,67 |
0,00 |
Среднегодовая выработка одного торгового работника, исходя из товарооборота, тыс. руб. |
2723,54 |
2910,67 |
6,87 |
Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, тыс. руб.: |
4085,31 |
4366,00 |
6,87 |
Из данных таблицы 2.4 в течение 2018 - 2019 годов среднесписочная численность работников ООО «ВкусВилл» не менялась и составляет 24 человека. Численность торгово-оперативных работников на протяжении трёх лет также не менялась и составляет 16 человек.
Торгово-оперативные работники в общей численности ООО «ВкусВилл» составляют 66,7%. Удельный вес административных работников достаточно высок. Производительность труда ООО «ВкусВилл» в 2019 году возросла на 6,9%. Увеличение произошло за счет роста товарооборота. Оценка движения рабочей силы ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг. (см. Таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Оценка движения рабочей силы ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2019 к 2018, % |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
24,00 |
24,00 |
0,00 |
Количество принятых работников за год, чел. |
2,00 |
3,0 |
50,00 |
Количество выбывших работников за год, чел. |
2,00 |
3,0 |
50,00 |
В том числе уволенные за нарушения трудовой дисциплины, правил торговли, чел. |
1,00 |
1,0 |
0,00 |
Общее число принятых и уволенных работников, чел. |
4,00 |
6,00 |
50,00 |
Коэффициент по приему работников, % |
0,08 |
0,13 |
50,00 |
Коэффициент по выбытию работников, % |
0,08 |
0,13 |
50,00 |
Коэффициент текучести кадров, % |
0,08 |
0,08 |
0,00 |
Коэффициент общего оборота рабочей силы, % |
0,17 |
0,25 |
50,00 |
Из таблицы 2.5 видно, что в ООО «ВкусВилл» не высокая текучесть кадров, коэффициент общего оборота рабочей силы в 2018 году составил 0,17%, в 2019 году этот показатель возрос и составил 0,25, коэффициент текучести составляет 0,08.
Стабильные показатели зафиксированы за счет реализации программы удержания персонала на предприятии. Исследования показали, что ООО «Вкусвилль» не нарушает продолжительность рабочей недели, продавцы и кассиры имеют перерывы на обед 30 минут, а после 19.00 10-минутный чай, отношение к персоналу уважительное.
Как следствие, низкая текучесть рабочей силы, что приводит к высококвалифицированному персоналу, отличному знанию ассортимента, а, следовательно, к повышению качества обслуживания клиентов. Отрицательной тенденцией является то, что ООО «ВкусВилл» не уделяет внимания адаптации персонала, обучение проводится старшим продавцом, но эпизодически. Материальным стимулом к работе является только заработная плата, никакие другие виды материального и морального стимулирования не применяются.
Основная функция коммерческой деятельности - получение прибыли от купли-продажи товаров. Размер прибыли в основном зависит от объема их продаж и валового дохода. Это исходные статьи, которые обеспечивает реальный доход ООО «ВкусВилл». Валовой доход определяется как сумма денег, полученная от продажи товаров, за вычетом затрат на их покупку у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры оборота и общей торговой наценки (надбавки). Чем ниже стоимость покупки товаров, тем выше валовой доход. Дифференциация торговой наценки на отдельные группы товаров определяет зависимость ассортиментной структуры оборота от валового дохода.
Прибыль - суммарно-результативный показатель ООО «ВкусВилл». Полученный валовой доход от покупки и продажи товаров за вычетом затрат на обращение выражает прибыль на вложенный капитал. Стратегия прибыли - целевая продуктовая, закупочная и ценообразовательная политика, реализуемая на коммерческой основе. Динамика валового дохода и прибыли ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг. (см. Таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Динамика валового дохода и прибыли ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2019 к 2018, % |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
65365,00 |
69856,00 |
6,87 |
Валовой доход от реализации товаров сумма, тыс. руб. |
11765,70 |
12923,36 |
9,84 |
уровень в % к обороту |
18,00 |
18,50 |
2,78 |
Издержки обращения сумма, тыс. руб. |
7255,52 |
7719,09 |
6,39 |
уровень в % к обороту |
11,10 |
11,05 |
-0,45 |
Прибыль (убыток, - от реализации, тыс. руб. |
4510,19 |
5204,27 |
15,39 |
уровень в % к обороту |
6,90 |
7,45 |
7,97 |
Балансовая прибыль тыс. руб. |
3494,67 |
3815,23 |
9,17 |
Чистая прибыль тыс. руб. |
2795,90 |
3052,18 |
9,17 |
В 2018 году уровень валового дохода к товарообороту составлял 18% к обороту. В 2019 году произошел рост данного показателя до 18,5%. Уровень прибыли от реализации к товарообороту в 2018 году составил 6,9%.
А в 2019 году вырос до 7,45% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Следует отметить, что рост уровня прибыли в 2019 году обусловлен снижением издержек обращения и увеличением товарооборота по сравнению с 2018 годом.
Система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл», включает: обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия, показатели эффективности использования основных фондов и собственного капитала, материально-оборотных средств, рабочей силы, эффективности текущих затрат. Показатели эффективности коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг. (см. Таблица 2.7).
Таблица 2.7 - Показатели эффективности коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл» за 2018-2019 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2019 к 2018, % |
Общая экономическая рентабельность товарооборота % |
5,3 |
5,5 |
102,2 |
Оборачиваемость капитала обор. |
5,0 |
4,9 |
97,5 |
Рентабельность капитала % |
26,7 |
26,6 |
99,6 |
Рентабельность собственного капитала % |
31,5 |
32,1 |
101,8 |
Рентабельность основных фондов % |
34,2 |
37,8 |
110,6 |
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. |
174,8 |
186,8 |
106,9 |
Прибыль на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. |
9,3 |
10,2 |
109,2 |
Рентабельность материальных оборотных средств, % |
90,7 |
90,4 |
99,6 |
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств обор. |
17,0 |
16,5 |
97,5 |
Товарооборот на одного работника, тыс..руб. |
2723,5 |
2910,7 |
106,9 |
Прибыль на одного работника, тыс.руб. |
145,6 |
159,0 |
109,2 |
Уровень издержек обращения к товарообороту, % |
11,1 |
11,1 |
99,5 |
Рентабельность текущих затрат, % |
48,2 |
49,4 |
102,6 |
Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности показал, что в ООО «ВкусВилл» довольно низкая рентабельность товарооборота, однако имеется тенденция ее увеличения. В 2019 году ее удалось увеличить на 2.2%, Товарооборот, приходящийся на 1 кв.м площади магазина, в 2019 году возрос на 6,9%, увеличилась также прибыль на торговую площадь на 9,2%.
В 2019 году она составила 10,2 тыс. руб. на кв.м. Показатель товарооборота на одного работника также имеет тенденцию к увеличению: если в 2018 году он составлял 2723.5 тыс. руб, то за аналогичный период 2019 года он возрос на 6,9% и составляет 2910 тыс. руб.
Отрицательной тенденцией является снижение оборачиваемости материальных активов. Это говорит о замедлении деловой активности предприятия.
Таким образом, анализ коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл» показал, что предприятие хорошо обеспечено материально - технической базой: наличие арендованных торговых и складских площадей, собственного торгово - технологического оборудования позволяют организовать эффективную работу предприятия.
В течение 2018- 2019 годов среднесписочная численность работников ООО «ВкусВилл» не менялась и составляет 24 человека. Численность торгово-оперативных работников на протяжении трёх лет также не менялась и составляет 16 человек.
Торгово-оперативные работники в общей численности ООО «ВкусВилл» составляют 66,7%. Удельный вес административных работников достаточно высок. Производительность труда ООО «ВкусВилл» в 2019 году возросла на 6,9%. Увеличение произошло за счет роста товарооборота.
В ООО «ВкусВилл» низкий показатель оборота рабочей силы, стабильные показатели закрепились благодаря проведению на предприятии программы закрепления кадров. Розничный товарооборот предприятия в 2018-2019 годах вырос на 6,9. Средняя торговая наценка в 2018 году составила 18%, в 2019 году -18,5%, Реклама в деятельности ООО «ВкусВилл» используется мало.
Анализ эффективности коммерческой деятельности показал, что в 2019 году показатели эффективности несколько увеличились, что вместе с увеличением товарооборота, позволяет сделать прогнозы о дальнейшем улучшении коммерческой деятельности ООО «ВкусВилл».