Файл: Налоги как цена услуг государства (Налогообложение как двигатель развития экономики страны).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития института налогообложения
1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения
1.2 Экономическая сущность понятия «налог». Классификация налогов
Глава 2. Налогообложение как двигатель развития экономики страны
2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
Глава 3. Налог как основной финансовый ресурс
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
1.2 Экономическая сущность понятия «налог». Классификация налогов
Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог является понятием не только экономическим, но и правовым, социальным, а так же философским. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти[12].
С учетом изложенного можно выделить такие юридические признаки налога как публичность, законность установления, процедурный характер взимания, абстрактность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, принудительность изъятия.
Необходимо различать понятия «налог» и «сбор». Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[13].
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, главной задачей налогового регулирования доходов является сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли[14].
Совокупность взимаемых налогов и других платежей образует налоговую систему. Это понятие охватывает структуру и функции государственных налоговых органов.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.
Объект налога - доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом.
Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:
- имущество;
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- прибыль;
- доход (в виде процентов и дивидендов);
- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Статья 12 НК РФ содержит в себе виды налогов и сборов в Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1. Виды налогов и сборов согласно Налоговому кодексу
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Местный уровень |
Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации |
Устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации |
Устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований |
|
|
|
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов[15].
Помимо классификации налогов по уровням, выделяют отраслевые налоговые сборы и платежи. К ним относят сборы за пользование объектами животного мира, регулярные платежи за пользование недрами и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 кодекса. К специальным налоговым режимам относят упрощенную систему налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог и патентную систему налогообложения[16].
Также налоги по механизму формирования подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Существует классификация налогов по воздействию:
- пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы[17].
В Российской Федерации действует три способа взимания налогов.
Первый способ – кадастровый. Применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения и, соответственно, не меняющуюся налоговую базу. В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д.
Второй способ взимание налога - у источника. Осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. В частности, в российской налоговой системе он характерен для НДФЛ, когда бухгалтерия исчисляет и удерживает данный налог с доходов работников данного предприятия, выполняющим работу по различным видам трудового договора. Этот способ применяется также при обложении налогом на прибыль доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации. Налог, изъятый налоговым агентом у источника, поступает сразу в бюджет.
Характеризуя классификацию налогов по источнику обложения, важно отметить, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один – доход[18].
Третий способ - по декларации. В отличие от предыдущего способа взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как видно из названия, указанный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени.
На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.
В российской налоговой системе данная классификация налогов не всегда привязана к конкретному налогу. Один и тот же налог может взиматься разными способами в зависимости от категории налогоплательщика, а также от других факторов. В частности, как отмечалось выше, НДФЛ взимается способом у источника с доходов работников предприятии. Однако при уплате НДФЛ физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, используется способ уплаты по декларации[19].
Подводя итог, следует сделать вывод, что налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой - носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода.
Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Экономическое содержание налогов выражает взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Глава 2. Налогообложение как двигатель развития экономики страны
2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из функций, выполняемых налогом, имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе (табл. 2).
Таблица 2. Функции налогов
Фискальная функция |
Регулирующая функция |
Контрольная функция |
|
Формирование доходов бюджетов |
Стимулирующая |
Дестимулирующая |
Получение данных о темпах и тенденциях развития экономики и т.п. |
Поощрение вида деятельности, отрасли экономики |
Сдерживающее воздействие |
Все функции налога существуют зависимо друг от друга. Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция, то есть обеспечение государства необходимыми ресурсами. С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе[20].