Файл: Налоги как цена услуг государства (Налогообложение как двигатель развития экономики страны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:

  • стимулах к труду и предпринимательской активности;
  • увеличении объема выпуска продукции, повышении производительно­сти труда;
  • увеличении потребления вследствие увеличения необлагаемого дохода;
  • более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста националь­ного дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
  • уровне цен и инфляции;
  • соотношении легальной и «теневой» экономики[31].

Графическое выражение экономического смысла экономика предложе­ния дает модель, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Кривая Лаффера

При снижении предельных налоговых ставок возрастут предложение труда и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвести­ции.

Таким образом, государственное регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики страны широкие возможности для про­гресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

Глава 3. Налог как основной финансовый ресурс

3.1 Роль налогов в формировании доходов государства

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам.

Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ образуются за счет налоговых поступлений, неналоговых видов доходов, за счет безвоз­мездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в резуль­тате возмещения вреда. доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые без­возмездно от физических лиц и юридических лиц, международных организа­ций, правительств иностранных государств и т.п.

К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или ча­стично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соот­ветствующие бюджеты[32].

Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты[33].

Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.

Не менее важным принципом в налогообложении является определен­ность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.

Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспреко­словно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в форми­ровании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 3 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Россий­ской Федерации за 2014-2018 года.

Таблица 3. Поступления по уровням бюджета за 20014-2018 г., млрд.р.

Вид бюджета

2014

2015

2016

2017

2018

Консолидированный бюджет

12670,2

13788,3

14482,9

17197,1

17 566,3

Федеральный бюджет

6 214,6

6880,5

6929,1

7 541,6

9 792,2

Консолидированные бюджеты субъ­ектов РФ

8743

6907,8

7553,7

8179,11

7 774,1

Источник: официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.

По результатам таблицы 3 можно сделать выводы, что:

1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.

2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.

3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет мень­ше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.


Более подробно рассмотрим поступления по основным видам нало­гов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 4.

По данным таблицы 4 видно, что в целом поступления пο видам налοгοв в кοнсοлидированный бюджет имеют пοлοжительную динамику. По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4, сокра­щение имеет возможность быть связано с изменением объема добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217.

Таблица 4. Поступления по видам налогов в консолидированный бюд­жет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р.

Вид налогов

2014

2015

2016

2017

2018

Налог на при­быль

2372,8

2598,8

2770,2

2850,6

4954,4

НДПИ

2904,2

3226,8

2929,4

3295

3512

НДФЛ

2688,7

2806,5

3017,3

2530,5

2976,4

НДС

3711,9

2448,3

2657,4

2607,9

2847,6

Акцизы

664,9

1014,4

1293,9

1259

1262,2

Имущественные налоги

955,1

1068,4

1116,9

1034,6

1181,5

Источник: официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.

Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и умень­шение теневой экономики в отрасли заработной платы[34], а в 2017 г. идет со­кращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличи­вается на 445,9.

На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воз­действовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8.

Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг.


С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алко­голь, табак, нефтепродукты.

Из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженно­стей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением фи­нансового состояния субъектов налогообложения в результате общего эко­номического кризиса в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц воздействует рас­тущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность отрицательно воздействует на экономику гос­ударства, потому собственно, что не в абсолютной мере обеспечивает бюд­жет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в возможности выполнения социальных программ[35].

Своевременный и строгий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходя­щих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Таким образом, проведение анализа налоговых поступлений - неотдели­мая доля налоговой политики государства. Не обращая внимание на это, для построения максимально четких прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по каждому виду налогов. Качественно проведенная аналитическая работа непосредственно дает возможность для извлечения самой большой выгоды из налоговых поступлений.

3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми орга­нами

В настоящее время вопросы, касающиеся оказания государственных услуг, наиболее часто обсуждаются на страницах специализированных изда­ний. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государ­ственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося прове­дением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства.


Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц.

Предоставление государственных и муниципальных услуг соответ­ственно федеральными органами исполнительной власти, органами государ­ственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, а также местными админи­страциями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируется Федеральным законом от 27.07.2011 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государ­ственных и муниципальных услуг».

Согласно данному нормативному акту государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федера­ции полномочий органов, предоставляющих государственные услуги[36].

По оценкам многих экспертов, сайт ФНС России является самым вос­требованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещают больше трёх миллионов пользова­телей[37].

Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц, в том числе по предоставлению регистрационных, информационных и интерактивных услуг с применением информационных технологий[38].

В налоговой сфере внедрение государственных услуг направлено на по­вышение качества и эффективности государственного управления в сфере налогообложения с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов в бюджетную систему и развития процессов предоставления услуг налоговыми органами налогоплательщикам.

Реализация данных направлений налоговой политики предполагает со­здание условий для упорядочения и упрощения налоговых процедур, форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количе­ство налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои налоговые обяза­тельства, которые можно подразделить на две интегрированные группы: