Файл: Налоги как цена услуг государства (Налогообложение как двигатель развития экономики страны).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития института налогообложения
1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения
1.2 Экономическая сущность понятия «налог». Классификация налогов
Глава 2. Налогообложение как двигатель развития экономики страны
2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
Глава 3. Налог как основной финансовый ресурс
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:
- стимулах к труду и предпринимательской активности;
- увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;
- увеличении потребления вследствие увеличения необлагаемого дохода;
- более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
- уровне цен и инфляции;
- соотношении легальной и «теневой» экономики[31].
Графическое выражение экономического смысла экономика предложения дает модель, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1. Кривая Лаффера
При снижении предельных налоговых ставок возрастут предложение труда и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции.
Таким образом, государственное регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики страны широкие возможности для прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.
Глава 3. Налог как основной финансовый ресурс
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам.
Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ образуются за счет налоговых поступлений, неналоговых видов доходов, за счет безвозмездных перечислений.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда. доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. иные неналоговые доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических лиц и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.
К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты[32].
Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты[33].
Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.
Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.
Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 3 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.
Таблица 3. Поступления по уровням бюджета за 20014-2018 г., млрд.р.
Вид бюджета |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Консолидированный бюджет |
12670,2 |
13788,3 |
14482,9 |
17197,1 |
17 566,3 |
Федеральный бюджет |
6 214,6 |
6880,5 |
6929,1 |
7 541,6 |
9 792,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
8743 |
6907,8 |
7553,7 |
8179,11 |
7 774,1 |
Источник: официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.
По результатам таблицы 3 можно сделать выводы, что:
1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.
2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.
3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.
Более подробно рассмотрим поступления по основным видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 4.
По данным таблицы 4 видно, что в целом поступления пο видам налοгοв в кοнсοлидированный бюджет имеют пοлοжительную динамику. По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4, сокращение имеет возможность быть связано с изменением объема добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217.
Таблица 4. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р.
Вид налогов |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Налог на прибыль |
2372,8 |
2598,8 |
2770,2 |
2850,6 |
4954,4 |
НДПИ |
2904,2 |
3226,8 |
2929,4 |
3295 |
3512 |
НДФЛ |
2688,7 |
2806,5 |
3017,3 |
2530,5 |
2976,4 |
НДС |
3711,9 |
2448,3 |
2657,4 |
2607,9 |
2847,6 |
Акцизы |
664,9 |
1014,4 |
1293,9 |
1259 |
1262,2 |
Имущественные налоги |
955,1 |
1068,4 |
1116,9 |
1034,6 |
1181,5 |
Источник: официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.
Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы[34], а в 2017 г. идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличивается на 445,9.
На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8.
Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг.
С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты.
Из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки.
Налоговая задолженность отрицательно воздействует на экономику государства, потому собственно, что не в абсолютной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в возможности выполнения социальных программ[35].
Своевременный и строгий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходящих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.
Таким образом, проведение анализа налоговых поступлений - неотделимая доля налоговой политики государства. Не обращая внимание на это, для построения максимально четких прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по каждому виду налогов. Качественно проведенная аналитическая работа непосредственно дает возможность для извлечения самой большой выгоды из налоговых поступлений.
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
В настоящее время вопросы, касающиеся оказания государственных услуг, наиболее часто обсуждаются на страницах специализированных изданий. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося проведением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства.
Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц.
Предоставление государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируется Федеральным законом от 27.07.2011 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно данному нормативному акту государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги[36].
По оценкам многих экспертов, сайт ФНС России является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещают больше трёх миллионов пользователей[37].
Государственные налоговые услуги — это услуги, предоставляемые налоговыми органами по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц, в том числе по предоставлению регистрационных, информационных и интерактивных услуг с применением информационных технологий[38].
В налоговой сфере внедрение государственных услуг направлено на повышение качества и эффективности государственного управления в сфере налогообложения с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов в бюджетную систему и развития процессов предоставления услуг налоговыми органами налогоплательщикам.
Реализация данных направлений налоговой политики предполагает создание условий для упорядочения и упрощения налоговых процедур, форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои налоговые обязательства, которые можно подразделить на две интегрированные группы: