Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Сущность франчайзинга. Его преимущества и недостатки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. В современных условиях ведения дела довольно сложно выйти на качественный широкий рынок потребителей. Существует ряд факторов, из- за которых собственный бизнес в стране определяется намного тяжелее: ситуация на рынке, экономические условия в стране, существенная конкуренция на рынке. Франчайзинг как относительное новое явление в нашей стране, помогает обеспечить начинающих предпринимателей своего рода поддержкой. Он предоставляет неоспоримые преимущества, на рынке предлагая продавать или выпускать продукцию под своим именем (брендом). Как правило, франчайзинг включает в себя модель ведения дел, определенную последовательность с четкими правилами и указаниями, благодаря которым главная родоначальная компания достигла успеха.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений, выявление перспектив его развития в России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать сущность, преимущества и недостатки франчайзинга;
  • рассмотреть тенденции развития франчайзинга в мировой практике;
  • провести анализ развития франчайзинга на примере рынка общественного питания;
  • выявить проблемы развития франчайзинга в России и определить пути их решения.

Предмет исследования – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Объектом исследования является развитие франчайзинга в России (на примере рынка общественного питания).

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию франчайзинга в России и за рубежом.

В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания объективной реальности, методы и приемы формальной логики, статистические методы исследования экономической информации.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга

1.1. Сущность франчайзинга. Его преимущества и недостатки

По своей сущности франчайзинг представляет собой «особый способ коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие договаривается с крупной фирмой, хорошо известной и пользующейся добротной репутацией на национальном или международном рынке, о том, что этот предприниматель будет вести свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под торговой маркой, либо оказывать свои услуги под фирменным знаком обслуживания»[1].

В качестве примера можно привести известную корпорацию «Макдоналдс» с сетью ресторанов, расположенных по всему миру. Рестораны не являются ни филиалами, ни дочерними компаниями, они совершенно независимые от корпорации коммерческие заведения, купившие право именоваться «Макдональдсом», на одинаковое оформление элементов заведения и его интерьера, на методы производства, рецепты и униформу[2].

Поэтому бизнес, организованный по системе франчайзинга часто называют бизнесом под копирку, так как все покупатели франшизы обязаны соблюдать правила заданные головной компанией. Данная форма экономических отношений позволяет привлечь дополнительные инвестиции в отрасли промышленности и торговли, повысить уровень квалификации персонала и модернизировать бизнес–процессы для изготовления или продажи более конкурентоспособной и современной продукции[3].

Франчайзинг в России - явление относительно новое, если сравнивать историю развития мирового франчайзинга и российского, то следует отметить, что история мирового франчайзинга насчитывает более двухсот лет, а российский чуть больше двадцати лет. Возможно временная причина и стала основанием для несовершенства методологическое базы, так например в России не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности[4].

Многие авторы выделяют определение франчайзинга как организацию бизнеса, в которой компания передает независимому человеку или компании право на продажу продукта или услугу. Покупатель франшизы обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которая устанавливает головная компания-продавец франшизы[5].


Отношения, возникающие между фирмой – обладателем фирменного наименования, торговой марки, технологии с организациями, которым она продала право на использование свое фирменной атрибутики, называется франчайзинговыми. Сторона, предоставляющая по договору права пользования («франшизу») называется франчайзер (franchisor). Она, например, создает успешный продукт или вид услуги, особый стиль работы, исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение и создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (бренд) [6].

После того как компания доказала свою работоспособность и успех своей концепции, она может начать предлагать предпринимателям которые хотят повторить результат организации, купить ее франшизу.

А сторона, приобретающая это право – франчайзи. Может быть представлена как компания или человек. Покупает право на обучение или помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти или паушальный взнос) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера[7].

Нередко франчайзор предоставляет выгодные условия на ведущие поставки, такие как оборудование, расходные средства. Эти условия предоставляют возможность для франчайзи покупать продукты у головной компании по цене более низкой, и таким образом развивать бизнес без франчазера становится дороже[8].

Исходя из определений сторон во франчайзинге можно дать определение сущности франчайзинга. Итак, франчайзинг – это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет малоизвестной компании лицензию или право на производство продукции или торговлю товарами или предоставления услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и условием определенных франшизным договором[9].

Процесс создания, поддержания и развития франшизовой системы франшизодателя посредством участия владельцев независимых франшизных предприятий. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.

В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение на использование имени компании , ее репутацию, продукт или услугу, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области[10].


Так же необходимо определить, что является франчазинговой системой, что включает в себя рынок франшиз. Франчайзинговая система- это организационная структура, состоящая из одного франчайзера (правообладателя) и множества франчайзи (пользователей). Действующих на основании договора коммерческой концессии и (или) других договоров, дающих право на использование предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак и право знака на обслуживание[11].

Рынок франшиз подразумевает под собой сферу общения отечественных и иностранных франшиз, определяемая исходя из возможности субъектов франчайзинговых отношений реально приобрести (реализовать) франшизу и использовать ее на оговоренной территории (месте) в условиях, определенных договором[12].

С экономической точки зрения франчайзинг является очень эффективной формой организации бизнеса, способствует кооперации крупных и мелких предприятий. В отношениях между сторонами по договору франчайзинга присутствует глубокая экономическая заинтересованность друг в друге.

Очень значимым для правообладателя является тот факт, что франчайзи является самостоятельным предпринимателем, владельцем собственного бизнеса, принимает обязательства и несет ответственность собственным имуществом, что заставляет его действовать более эффективно. Организовав же собственную сбытовую сеть фирма – правообладатель может столкнуться с тем, что она будет менее эффективной, чем франшизная, так как работников не несут ответственности своим имуществом за эффективность их деятельности[13].

Профессиональные промахи работников грозят им максимум увольнением, тогда как предприниматель – участник сбытовой франшизной сети – разоряется.

Со стороны пользователя франчайзинговые отношения также имеют ряд преимуществ. Это и защищенность от конкуренции, возможность торговать под известной маркой, обеспеченность соответствующими технологиями в сфере производства и ведения бизнеса.

Франчайзи получает такие возможности для деятельности, которые не доступны другим начинающим пердпринимателям. Франчайзинг существует и признан во многих государствах.

Безусловно, в каждой стране есть свои правила и нормы, регулирующие взаимоотношения сторон, но в целом можно выделить основные элементы, присущие практически всем системам.


Во–первых это наличие продукта или услуги, который завоевал популярность среди потребителей.

Во-вторых это наличие имени (торговой марки), завоевавшего лояльность потребителя[14].

В–третьих наличие проверенной и имеющей преимущества бизнес–системы, использование которой придает предприятию–франчайзи новое качество[15].

В–четвертых способность к тиражированию, то есть возможность заинтересовать использованием отработанной системы потенциальных франчайзи[16].

Существуют три основных вида франчайзинга: 1) товарный франчайзинг; 2) производственный франчайзинг; 3) деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («ЦентрОбувь», «Красный куб»). Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру- франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера[17].

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг[18].

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности[19].