Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Сущность франчайзинга. Его преимущества и недостатки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Производственный франчайзинг так же имеет определенные особенности структуры формирования себестоимости продукции Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора[20].

Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, то есть включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации[21]. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности[22].

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи[23].

Так же стоит отметить основные достоинства и недостатки франчайзинга для франчайзера и франчайзи, которые представлены в виде таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Преимущества франчайзинга[24]

Преимущества

Для франчайзеров

Для франчайзи

быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов.

возможность начать собственное дело

снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени.

готовая «ниша». Франчайзи покупает
готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзором.

получение дополнительных доходов
за счет выплат франчайзи

наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью
рекламы этого товарного знака.

франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса

облегчение доступа к кредитным
ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам.


Таблица 2

Преимущества франчайзинга[25]

Недостатки

Для франчайзоров

Для франчайзи

необходимость кропотливой работы с
франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.

меньше экономической свободы, ограничение инициативы.

невозможность завершить отношения
с франчайзи, который не следует правилам системы.

невозможность быстрого выхода из
бизнеса, так как договор франчайза
обычно заключается на относительно
большой срок.

влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий.

установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.

трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.

Взаимодействие франчайзера и франчайзи в процессе ведения бизнеса с использованием франчайзинга базируется на принципах, представленных на рисунке 1, которые должны выступать в качестве сравнимых условий при формировании стратегии создания и развития франчайзинговой системы. Данные принципы являются основополагающими принципами общения франчайзи и франчайзера[26].

Стоит отметить, что при формировании набора услуг франчайзер руководствуется основным принципом – это предоставление такой услуги или набора услуг, которая действительно необходима франчайзи, а не заставлять покупать его ненужные ему услуги[27]. В торговой сфере покупателем франшизы может выступать не только субъект малого предпринимательства, но и субъект среднего и крупного бизнеса, например региональная торговая сеть может стать покупателем франшизы федеральной торговой сети или международной компании.

Рисунок 1. Принципы взаимодействия субъектов франчайзинговой системы

Так же стоит отметить характеристику инфраструктуры франчайзинговых отношений, так как развитию франчайзинга в России будет способствовать развитие инфраструктуры[28]. К субъектам франчайзинговых отношений относятся: финансовые организации, консалтинговые и юридические компании, факторинговые и трастовые компании, страховые и лизинговые компании, арбитражные суды и бизнес-школы[29]. Инфраструктура франчайзинговой системы наглядно рассмотрена в рисунке 2.


Финансовые организации служат для предоставления финансовых ресурсов. Банки разрабатывают специальные проекты для поддержания франчайзинговых систем[30]. Следующий элемент – трастовые компании, они осуществляют доверительное управление имуществом франчайзера. К объектам доверительного управления можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставный капитал компании, землю, недвижимость, имущественные комплексы, а также нематериальные активы[31]. В лизинговые компании часто обращаются франчайзи, так как он, в большинстве случаев должен переоборудовать помещение под формат франчайзера, но свободных денежных средств на приобретение оборудования у них нет[32].

Рисунок 2. Инфраструктура франчайзинговой системы

Так же появились такие участники инфраструктуры как консультационные услуги по поддержке и развитию франчайзинга. Организации такого рода предлагают широкий спектр услуг в области поддержки систем в основном в четырех направлениях:

1. Разработка системы франчайзинга на предприятии;

2. Аудит и оптимизация программ;

3. Привлечение финансирования;

4. Адаптация международных франчайзинговых программ[33].

Как правило их деятельность связана с оказанием услуг по созданию корпоративной системы франчайзинга, предоставляют комплекс юридических, информационно- маркетинговых услуг, услуги по поиску покупателей, а так же предоставление интересов франчайзеров. Консалтинговые предприятия или бизнес-школы проводят первоначальное обучение франчайзера и франчайзи. Юридические компании защищают права и интересы сторон включая вопросы с финансовыми организациями. Следующим элементом инфраструктуры будет являться факторинговая компания. Основная функция – предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после отгрузки или в определенный договором факторинга день.

Таким образом наблюдается множество участников в инфраструктуре франчайзинговой системы.

1.2. Тенденции развития франчайзинга в России и за рубежом

В мировой практике опыт франчайзинга применяется довольно часто, история насчитывает более 100 лет такой форме ведения бизнеса, начиная от швейных машинок Зингера, заканчивая огромными сетями кофеейн и ресторанов («МакДональдс», «TravelersCoffee», «Subway»).


Бесспорно, мировое лидерство остается за основателем современного франчайзинга – США, на начало 2017 г. основные позиции в этой стране занимают компании с давно действующей историей, «новички» рынка пробиваться не смогли. В основном в первые 10 позиций, согласно авторитетному американскому изданию «Enterepreneur», занимают компании с такой сферой деятельности как фаст-фуд, сети отелей, продуктовой и клиринговой деятельностью, а так же парикмахерские услуги и фитнес залы. Впервые не наблюдается активной тенденции роста франшиз в сфере магазинов одежды. Так же отмечается «недоступность» франшизы, цена на самую «дешевую» составляет больше пять миллионов рублей.

Франчайзинг в России получил развитие в начале 90-х гг. в основном в сфере быстрого питания, например «МакДональдс», «Subway», «Sbarro». Также сферы зарубежной одежды для спорта и мультибрендовой одежды («Puma», «Adidas», «Columbia»), которая была завезена такими сетями как «Спортмастер», «Спортугалия». Начала активно развиваться сеть туроператоров, гостиничный бизнес.

По мнению специалистов из Российской ассоциации франчайзинга, темпы роста стали немного снижаться из-за насыщенности рынка новыми предложениями. Так же сказывается снижение и за счет того, что в России нет необходимого законодательства по франчайзингу. По мнению аналитиков причинами снижения развития этой сферы в добавок ко всему является закрытость франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию для франчайзи о своих условиях развития. Так же отмечается острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и франчайзи, ведь основная проблема заключается в том, что покупатель франшизы в итоге остается с ней один на один и нуждается в квалифицированной помощи[34].

Если сравнивать ситуацию в России и в США, согласно статистическим данным франчайзинг пополняет ВВП США на 10 %, когда у нас всего лишь на 1 процент. Сказываются многие факторы, например отсутствие условий необходимых франчайзеру (помещение, прозрачность бизнеса), или скрытость продавцов франшизы, открытой общедоступной информации мало. Так же сказывается отсутствие поддержки государства.Несмотря на эти факторы рынок за последние несколько лет очевидно увеличился, что говорит о явном развитии.

В России в 2017 г., по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга, «количественный прирост точек работающих по франчайзингу вырос на 15 %», что при значительно потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценить тенденции рынка. Однако кризис и политические отношения влияют на деятельность всех участников рынка[35].


Можно выделить некоторые особенности развития франчайзинга в 2016 г., а именно, изменением рынка капитала, ранее франчайзи опирались на специальные банковские кредитные программы или продукты, а теперь банки где они свернулись, предпринимателям приходится ориентироваться на внутренние ресурсы и ли частное инвестирование.

Франчайзинг стал развиваться в России в нетипичных отраслях таких как строительство, производство стройматериалов, агробизнеса, ветеринарией и сферой благоустройства.

Имеют место тенденции к взаимодействию франчайзинга и государственных корпораций и желанием перенять опыт франчайзинга, а так же выход наших отечественных брендов за территорию РФ.

Франчайзинг в России развивается во многих направлениях. Лидирующую занимает сфера торговли, доля таковой составляет больше 50%. Активно стали развиваться сферы общественного питания, затем популярность начала возрастать у сферы бытового обслуживания, сферы услуг и здравоохранения. Так же по прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет произойдет скачок на спрос в области сервиса и компаний «В2В». Распределение объектов по отраслям можно рассмотреть на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение объектов франчайзинга

по отраслям за 2016 г.[36]

На сегодняшний день, проводя анализ рынка предложений франшиз, следует отметить, что успех бизнеса состоит как в успешной концепции ведения бизнеса, так и оптимально сформированных бизнес-процессов.

Выводы

Франчайзинг зарекомендовал себя во всем мире как прогрессивная модель организации бизнеса, которая предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что в свою очередь позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления перспективных связей.

Франчайзинг, со своими относительно простыми идеями и принципами имеет неоспоримые преимущества. Для франчайзера – это возможность увеличивать рынки сбыта при минимальных вложениях: он ведет свой бизнес не один, основные расходы по ведению бизнеса несут франчайзи, следовательно, происходит снижение расходов на оплату труда, ренты, административных издержек. Не меньше положительных возможностей извлекает для себя и франчайзи - это возможность самостоятельно управлять своим предприятием, значительно снижая издержки на маркетинг – работая с известным брэндом, франчайзи автоматически приобретает признание покупателей.