Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений

На сегодняшний день имеется больше количество нормативно-правовых актов, регулирующих все сферы жизнедеятельности юридического лица, которые систематически дополняются, изменяются, перерабатываются. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц подразумевает множественность действующих законодательных актов, не во всём соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, а статья 30 закрепляет, что каждый имеет право на объединение[32]. Таким образом, Основной закон страны закрепляет возможность объединения граждан для занятия экономической деятельность – т.е. создания юридического лица.

Гражданский кодекс РФ (глава 4), который формирует ключевые основополагающие моменты, получают конкретизацию в специализированных законах. В частности, в ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001[33]. Последние изменения в данный закон затронули порядок исключения юридического лица из реестра.

Интерес для нашего исследования представляет также ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002[34], регулирующий порядок, основания прекращения деятельности юридического лица.

Также, следует отметить законы, регламентирующие статус отдельных видов юридических лиц) – федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и т.д.

Акцентируем внимание, что к настоящему моменту почти полностью сформирован нормативный массив, регулирующий содержательную сторону деятельности юридических лиц. Это федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Об образовании» и т.д.


Также стоит упомянуть о нормативных актах, закрепляющих статус юридического лица. Например, ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и др.

Следующим уровнем правового регулирования юридических лиц являются подзаконные нормативно-правовые акты. Наибольшую актуальность представляют Постановления Правительства РФ – Постановление № 584 от 16 июля 2009 г. «Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», Постановление от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»[35].

В области регулирования отдельных аспектов деятельности юридических лиц, нам представляются актуальными акты Федеральной антимонопольной службы.

На уровне регионального и муниципального законодательства происходит закрепление отдельных специфических моментов жизнедеятельности юридического лица. Следует обратить внимание на Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 61 от 27 июля 2006 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деятельности крупных и средних сельскохозяйственных организаций», Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 419 от 09.12.2010 «О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики», Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 195 от 8 октября 2010 г. «Об установлении размера базовой ставки арендной платы за нежилые помещения для юридических лиц» и др.

Но, не смотря на столь большое количество нормативно-правовых актов, можно констатировать недостаток законов общего характера, например, о реорганизации юридических лиц, об особом статусе «юридических лиц публичного права» и т.д.

По мнению Е.А. Суханова, неоправданно велико количество законов, регулирующих статус некоммерческих организаций[36]. При этом они, с одной стороны, устанавливают множество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в действительности не обладающих принципиальными различиями гражданско-правового характера, а с другой пытаются противоречивым образом урегулировать общие вопросы их правового статуса.

Так, не соответствуют друг другу многие общие нормы федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», призванные быть «рамочными» для соответствующих видов юридических лиц.


Также наблюдается несоответствие норм отдельных (специальных) законов положениям ГК, регламентирующим статус юридических лиц, в том числе коммерческих организаций[37]. Так, противоречия некоторым общим нормам ГК можно обнаружить в федеральных законах «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.

Вместе с тем, статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений. Это касается, например, государственных корпораций. С этой точки зрения целесообразно также оценить статус саморегулируемых организаций, которым посвящены Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и положения некоторых законодательных актов об осуществлении отдельных видах экономической и профессиональной деятельности[38].

Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего и главным образом на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Последние в силу этого, подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК или между самими этими законами.

На наш взгляд, содержание главы 4 ГК должно быть существенно доработано. В частности, должно содержать:

- общие нормы для всех юридических лиц в области реорганизации юридических лиц и об имущественной ответственности органов юридических лиц;

- общие положения обо всех отдельных видах юридических лиц, т.е. исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих.

Представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК.

Огромное количество нормативно-правовых актов о юридических лицах существенно усложняет их регламентацию, при этом содержит отдельные противоречия между ними и ГК, а также вопросы, связанные с соотношением отдельных законов (например, о соотношении ГК, законов о некоммерческих организациях, об общественных объединениях и об отдельных видах некоммерческих организаций).


По мнению ряда исследователей, необходимо объединения ряда законов, отличающихся принципиальной предметной близостью. Например, в закон о хозяйственных обществах могут войти законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью; в закон о производственных кооперативах – законы о производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации и о потребительской кооперации (последняя, несмотря на свое название, в действительности состоит из производственных кооперативов)[39].

Представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса, посвященных статусу юридических лиц.

Итак, в заключении главы отметим, что в современном российском гражданском праве юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Юридические лица подразделяются по следующим признакам: цель деятельности; организационно-правовая форма; специфика отношений между юридическим лицом и учредителями; видам собственности организации.

Рассмотрев и исследовав характеристику признаков юридического лица, можно сказать, что юридическое лицо имеет свои определенные специфические признаки, которые отличают его от иных субъектов гражданского права. Помимо организационного единства и имущественной обособленности важнейшими признаками юридического лица являются самостоятельная имущественная ответственность и выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Также следует отметить, что на регламентацию юридических лиц как участников гражданских правоотношений направлено большое количество нормативно-правовых и подзаконных актов различных уровней. Это и Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, акты органов государственной власти (в частности, ФАС); и региональное, муниципальное законодательство. Такое объем мешает эффективной реализации норм, затрудняет и усложняет регулирование деятельности юридических лиц.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц

В юридическом смысле жизненный цикл юридического лица начинается с его создания, что предполагает соблюдение установленных законодателем требований.

Существует три основных порядка создания юридических лиц.

1. Распорядительный порядок – юридическое лицо создается по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. В таком порядке, в частности, создаются государственные учреждения и предприятия. Так, для образования федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), необходимо распоряжение Правительства РФ.

2. Разрешительный порядок – для создания юридического лица необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Такой порядок действует при создании коммерческих банков (требуется согласие Центрального банка РФ), при создании предприятий — возможных монополистов (требуется согласие Федеральной антимонопольной службы).

3. В большинстве случаев юридические лица создаются в нормативно-явочном порядке, суть которого заключается в том, что учредители (учредитель) принимают решение о создании юридического лица, формировании его уставного (складочного) капитала и осуществляют его государственную регистрацию[40].

То есть, с уверенностью можно утверждать об обязательности как минимум трех этапов, которые необходимо пройти для создания нового субъекта права:

- принятие заинтересованными лицами решения о создании юридического лица с оформлением учредительных документов;

- их представление в уполномоченный орган для государственной регистрации юридического лица;

- принятие уполномоченным органом решения о внесении записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ[41].

Таким образом, юридическое лицо становится субъектом правоотношений после государственной регистрации, то есть внесения сведений о нём в специальный государственный реестр. Благодаря регистрации, юридическое лицо получает правосубъектность.