Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм;

- допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. Данное правило действует при условии, что ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм[55].

В данном вопросе следует еще раз отметить правопреемство, которое до 1 сентября 2014 года служило отличительной чертой реорганизации от ликвидации.

В настоящее время в соответствии со ст. 58 ГК РФ можно констатировать, что:

а) реорганизация может и должна сопровождаться правопреемством (все формы реорганизации, кроме преобразования);

б) реорганизация может осуществляться без правопреемства (при преобразовании, когда нет изменений в правах и обязанностях учредителей (участников) реорганизуемого лица).

В тех случаях, когда реорганизация влечет правопреемство, оно может быть: универсальным, т.е. таким, когда передаются все права и обязанности (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо) в том виде, в каком они существуют к определенному законом моменту перехода (этот тип правопреемства согласно положениям действующего законодательства, характерен для слияния, присоединения, разделения); частичным, т.е. таким, когда переходят не все, а только отдельные права и обязанности в том виде, в котором они существуют к определенному законом моменту перехода (этот тип правопреемства является последствием выделения и преобразования, когда речь идет о правах и обязанностях в отношении учредителей (участников) реорганизуемого лица)[56].

Следовательно, при реорганизации в большинстве случаев ликвидируются одни и образуются другие юридические лица. Но реорганизация в форме выделения и разделения – особый случай: в результате их появляется новое юридическое лицо, но и старое при этом продолжает свое существование. Специфика выделения, как и разделения, состоит в том, что это форма реорганизации, которая исключает какое-либо договорное начало, что логично, поскольку реорганизации в действующей модели выделения подвергается одно юридическое лицо, которому, соответственно, не с кем согласовывать свою волю (исключая случаи получения разрешений и согласий на реорганизацию со стороны третьих лиц и уполномоченных органов). В связи с чем, на практике возникает немало споров.


При всем этом, Гражданский кодекс разрешает собственникам компании проводить реорганизацию, в том числе в форме разделения или выделения из ее состава нескольких юридических лиц (п. п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ). Но необходимость реорганизации придется доказывать, если благодаря ее проведению удалось сэкономить на налогах. Поэтому в решении участников организации целесообразно прописать, какие деловые цели преследует дробление бизнеса.

Судебная практика показывает, что наиболее убедительными целями являются:

- улучшение бизнес-процессов;

- повышение эффективности работы компании, усиление внутреннего контроля;

- сокращение затрат или предотвращение банкротства организации;

- создание нового бренда или расширение использования товарного знака;

- освоение новых видов деятельности и др.[57]

Следовательно, после детального анализа судебной практики, можно сделать вывод, что главное – доказать наличие деловой цели в разукрупнении бизнеса. Также, немаловажна самостоятельность вновь возникших компаний

Таким образом, в процессе реорганизации юридическое лицо может вступать в следующие виды правовых отношений: преобразования; слияния; присоединения; выделения; разделения.

2.3. Прекращение юридического лица

Правовые отношения юридических лиц как субъектов гражданского права образуются не только при их возникновении и изменении в процессе жизни (реорганизации), но и при его прекращении.

Одним из главных оснований для прекращения юридического лица является ликвидация. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном порядке (по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, для которой оно создавалось, либо по иным основаниям.

Ликвидация может осуществляться в принудительном порядке (по решению суда). Перечень оснований для принудительной ликвидации юридического лица содержится в п. 3 ст. 61 ГК РФ и является неисчерпывающим. В частности, принудительная ликвидации осуществляется в случаях осуществления деятельности запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, либо иных правовых актов.


Арбитражные суды, вынося решение о принудительной ликвидации юридического лица, отмечают, что такая процедура является крайней мерой воздействия, а также исключительной мерой ответственности[58].

Одной из форм ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Ликвидация юридического лица осуществляется в рамках конкурсного производства. Нормы ГК РФ в отношении процедур в деле о банкротстве подлежат применению лишь в случаях, когда отсутствуют предписания специальных нормативных актов[59].

Общий порядок ликвидации юридического лица регламентируется нормами ст. 62, 63 ГК РФ.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Также на них возложена обязанность опубликования сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Они же назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица; она же выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (ст. 62 ГК РФ).

Ликвидатор обязан:

- надлежаще исполнять возложенные на него обязанности;

- действовать в интересах ликвидируемого юридического лица;

- принять все необходимые меры для исключения субъекта из ЕГРЮЛ, в том числе возбуждать дела о банкротстве или исключении организации из ЕГРЮЛ в ином порядке[60].

Следует отметить, что ГК РФ предусматривает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации назначения арбитражного управляющего для осуществления ликвидации юридического лица.

После перехода полномочий по управлению делами юридического лица ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.


После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пп. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ).

При достаточности денежных средств для полного удовлетворения требований кредиторов их выплата производится ликвидационной комиссией с соблюдением очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Сначала погашаются текущие расходы ликвидируемого юридического лица и расходы, необходимые для осуществления ликвидации.

Требования его кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, автор Пахомова Н.Н. по этому поводу пишет, что «процесс ликвидации юридического лица начинается не в момент внесения соответствующей записи, а гораздо раньше – в момент прекращения его основной деятельности»[61]. Тем не менее, о моменте прекращения основной деятельности нельзя утверждать однозначно. Однако, можно с уверенностью сказать, что моментом начала процедуры ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации. Это утверждение подтверждается и решениями арбитражных судов, в которых указывается, что «процесс ликвидации юридического лица начинается с даты принятия его учредителями (участниками) решения о ликвидации юридического лица»[62].

Новеллой действующего ГК РФ является порядок прекращения недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК). Недействующим юридическим лицом будет считаться организация, отвечающая одновременно следующим признакам: фактическое прекращение деятельности; непредоставление в налоговые органы за последние 12 месяцев отчетности; неосуществление операций хотя бы по одному из своих счетов. Порядок государственной регистрации при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определяется нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ31 и многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами.


Резюмирую данную главу, можно отметить, что юридические лица является неотъемлемыми участниками гражданских правоотношений. Мы можем констатировать, что их сущность практически полностью реализуется именно в гражданских правоотношениях.

Жизненный цикл любого юридического лица можно выразить в следующее схеме: создание – функционирование – ликвидация. На данных стадиях юридическое лицо и осуществляет свои правовые отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день вопросы деятельности юридических лиц, равно как и их правовые отношения, достаточно хорошо исследованы в науке гражданского права и урегулированы на законодательном уровне. Несмотря на это, в ходе осуществления деятельности юридических лиц нередко возникают спорные вопросы.

В целом, по результатам проведенного исследования и согласно поставленным ранее для него целям и задачам, видится необходимым отразить следующие основные выводы:

1. Сегодня, юридическим лицом является организация, которая имеет обособленное имущество, имеет возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Юридические лица активно участвуют в гражданском обороте в процессе осуществления своей деятельности. Существуют различные виды юридических лиц. В 2014 году произошли значительные изменения, которые коснулись классификации юридических лиц.

2. Юридическое лицо имеет свои определенные признаки, которые отличают его от иных субъектов гражданского права. Так, в законодательстве и в научной литературе выделяют следующие обязательные признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, имущественная ответственность и выступление в гражданском обороте от собственного имени.

3. Существует большое количество нормативно-правовых и подзаконных актов различных уровней, направленных на регламентацию юридических лиц как участников гражданских правоотношений. Это и Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, акты органов государственной власти (в частности, ФАС); и региональное, муниципальное законодательство. Такое объем мешает эффективной реализации норм, затрудняет и усложняет регулирование деятельности юридических лиц.

4. Юридическое лицо становится субъектом правоотношений после государственной регистрации, то есть внесения сведений о нём в специальный государственный реестр. Благодаря регистрации, юридическое лицо получает правосубъектность. Государственная регистрация юридических лиц – это деятельность федерального органа исполнительной власти, заключающаяся во внесении в государственные реестры разного рода сведений о создании, ликвидации или реорганизации юридических лиц, прекращении их деятельности, а также иные сведения.