Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы порядка принятия решения об учреждении юридического лица регламентируются нормами ст. 50.1 ГК РФ. Конкретное наименование такого решения не имеет существенного значения, главное – соответствие его формы и содержания установленным требованиям.

Основная цель регистрации юридического лица: предоставление об участниках предпринимательской деятельности самых прозрачных данных. Доступ к таким данным позволяет инвесторам предварительно изучить все предоставленные документы и значительно снижает первоначальные риски вложений. Все дополнительные цели регистрации являются фискальными. Любой гражданин или государственный орган, у которого возникли претензии к юридическому лицу, могут получить данные, отображенные в реестре (за оплату или без, в кратчайшие сроки).

На порядок принятия решения о создании юридического лица оказывает влияние количественный состав учредителей:

1) в случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично;

2) в случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно[42].

При государственной регистрации юридического лица должны быть предоставлены следующие документы:

- заполненное по предусмотренной Правительством РФ форме заявление о государственной регистрации и подписанное заявителем; в заявлении подтверждается, что предоставленные учредительные документы и содержащиеся в них сведения соответствуют действительности, что соблюден весь порядок учреждения юридического лица, оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов); вопросы создания юридического лица согласованы с органами местного самоуправления и государственными органами;

- протокол, договор или иной документ, подтверждающий решение о создании юридического лица;

- учредительные документы (оригиналы и засвидетельствованные нотариально копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц (в случаях, предусмотренных законодательством) или иное доказательство статуса иностранного учредителя, равное по юридической силе;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины[43].

Решение о создании юридического лица является обязательным документом, без которого невозможна государственная регистрация организации. В таком решении (вне зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица) подлежат указанию следующие сведения:


1) о создании юридического лица;

2) об утверждении устава юридического лица. следует обратить внимание, что если создаваемое юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, то сведения об этом должны быть отражены в решении о создании этого юридического лица;

3) о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица;

4) об избрании (назначении) органов юридического лица[44].

В решении об учреждении корпоративного юридического лица дополнительно указываются сведения:

- о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица;

- о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица[45].

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Одновременно с принятием решения о создании юридического лица учредитель (учредители) должны утвердить его учредительный документ.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ для всех юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, предусмотрен в качестве учредительного документа устав, который утверждается их учредителями (участниками). Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора, который заключается их учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ устав должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах юридических лиц, обладающих исключительной или специальной правоспособностью, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

С 29 декабря 2015 г. для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

В процессе создания юридическое лицо вступает в правоотношения с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц – Федеральной налоговой службой. Регистрация осуществляется по месту нахождения исполнительного органа юридического лица в срок не превышающий пяти дней.


Юридическому лицу может быть отказано в регистрации по следующим причинам:

- документы, необходимые для регистрации, не были представлены юридическим лицом;

- документы предоставлены полностью, но в ненадлежащий орган;

- учредителем выступает юридическое лицо, находящееся на стадии ликвидации[46].

В качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.05.2015 № Ф05-3074/2015 по делу № А40-99623/14[47] был признан законным отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица, наименование которого не соответствовало требованиям законодательства.

К тому же, довольно часто встречаются проблемы с документами, подтверждающими уплату государственной пошлины. Казалось бы, платежка на уплату госпошлины никак не может вызвать проблемы при общении с регистрирующим органом. Но практика говорит об обратном.

Вопрос о порядке заполнения платежных документов и последствиях представления неверно заполненных документов в налоговый орган был исследован в Постановлении АС УО от 28.04.2015 № Ф09-1884/15 по делу № А50-13783/2014[48].

Решением Арбитражного суда Пермского края в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и Постановлением АС УО Решение Арбитражного суда Пермского края оставлено без изменения. Таким образом, все судебные инстанции отказали заявителю и вынесли решения в пользу регистрирующего органа.

Следует отметить, что отказ по причине нецелесообразности созданию юридического лица неправомерен, так как в основе гражданского законодательства положен принцип свободы деятельности участников правоотношений. 

Таким образом, юридическое лицо становится субъектом правоотношений после государственной регистрации. В процессе создания юридическое лицо вступает в правоотношения с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц – Федеральной налоговой службой.

Государственная регистрация юридических лиц является процессом, предусмотренным законодательно, в ходе этого процесса уполномоченный орган проверяет все предоставленные документы и решает, вносить сведения об организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или отказать в этом юридическому лицу. В результате регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ к информации об организации обеспечивается всеобщий доступ.


2.2. Правоотношения, возникающие при реорганизации юридических лиц

Действующее законодательство не дает точного определения реорганизации юридического лица. Есть отдельные нормативные положения, которые прямо или косвенно называют реорганизацию способом прекращения юридического лица. К примеру, ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает на реорганизацию как на способ прекращения юридического лица при перечислении обязательных сведений, которые включает ЕГРЮЛ.

Другие нормативные положения, напротив, признают реорганизацию способом создания юридического лица или способом его образования. Так, обычным приемом при определении в специальных законах таких форм реорганизации, как слияние и выделение, является использование слова «создание» в качестве квалифицирующего понятия. В подтверждение можно привести и нормы более общего порядка, которые регулируют способы создания юридического лица той или иной организационно-правовой формы. К примеру, согласно ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[49] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. И соответствующих примеров можно приводить еще несколько.

Статья 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизацию именует также способом образования юридического лица наряду с созданием.

Статьи 129 и 1241 ГК[50] называют реорганизацию случаем универсального правопреемства.

В теории гражданского права в основу определения реорганизации учеными ставятся те или иные ее признаки, определяемые ими в качестве сущностных, как: процесс перемены лиц, прекращение юридического лица, правопреемство, способ возникновения права собственности и др., что говорит об отсутствии единого подхода к пониманию реорганизации[51]. Зачастую учеными реорганизация рассматривается в качестве сделки.

Некоторые авторы и вовсе ставят под сомнение существование реорганизации (в современном его понимании) как самостоятельного правового явления. Так А.В. Габов указывает, что «никакие аргументы, кроме как традиция, привычка не могут объяснить существование этого института в его нынешнем виде; он требует своего концептуального переосмысления и изменения»[52]. Если все же продолжать пользоваться понятием реорганизация, то это не что иное, как существенное изменение юридической личности.


К такому выводу ученый пришел ввиду того, что изменениями, вступившими в силу с 1 сентября 2014 года[53], был разрушен постулат о том, что любая реорганизация имеет своим следствием преемственность в правах и обязанностях. Оказалось, что определенный юридический состав может квалифицироваться как реорганизация, даже если никакого правопреемства нет.

Таким образом, в свете последних изменений в законодательстве определить, что за юридическое явление представляет собой реорганизация, сложно. Сущность реорганизации затрагивает многообразие институтов (создание юридических лиц, государственной регистрации, возмещения вреда, права собственности и др.) и отношений, а в совокупности − реорганизационные правоотношения с многочисленным составом участников, различными правомочиями и обязанностями.

Статья 57 ГК указывает, что реорганизация юридического лица реализуется в следующих формах[54]:

1) слияние – предполагает участие в процедуре не менее двух юридических лиц, которые образуют новый субъект и прекращают свою деятельность;

2) присоединение – одно или несколько юридических лиц присоединяются к одному субъекту. Присоединяющиеся организации прекращают свою деятельность. Организация, к которой присоединяются, сохраняет свой правовой статус, получив дополнительное имущество и обязательства присоединенных организаций;

3) разделение – поскольку юридическое лицо представляет собой имущественный комплекс, то данная форма реорганизации связана с разделением одного субъекта на несколько вновь образованных субъектов и передачей им имущества реорганизованного субъекта. Разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование;

4) выделение – предполагает образование одного или нескольких новых субъектов с сохранением правосубъектности прежнего юридического лица. Каждому из вновь образованных юридических лиц передается часть имущества и обязательств организации, из состава которой производится выделение;

5) преобразование – данная форма реорганизации позволяет сохранить правосубъектность действующего юридического лица с изменением его правового статуса.

К числу общих особенностей реорганизации, предусмотренных названной статьей, следует отнести следующие:

- реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению: а) либо учредителей (участников) юридического лица; б) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом;