Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫВОД. Вопросы раз?вития вообр?ажения в детском возр?асте интересовали м?ногих психо?логов, среди котор?ых Т. Рибо, Д?ж. Селли, Л.С. В?ыготский, С.?Л. Рубинште?йн, Н.Н. П?алагина, О.?М. Дьяченко и дру?гие. В обще?м виде вообр?ажение пре?дставляет с?пособность соз?нания созд?авать образ?ы, предста?вления, иде?и и манипу?лировать и?ми.

Без вообра?жения не об?ходится ни?какая чело?веческая де?ятельность: уче?ние, труд, т?ворчество, и?гра. Также вообр?ажение сопро?вождает любо?й сложный пс?ихический про?цесс. Когд?а человек соз?дает в вообр?ажении како?й-то образ, этот обр?аз не может пре?дставлять нечто абсо?лютно новое. Это все?гда будет че?м-то, что о?н ранее вос?принял из о?кружающего м?ира. Процесс вообр?ажения проте?кает с опоро?й на имеющ?иеся в пам?яти предст?авления.

Почти весь до?школьный возр?аст ребенок фантазирует р?ади самого про?цесса фант?азирования. Е?му интересе?н процесс ко?мбинирован?ия, создан?ия новых с?итуаций, персо?нажей, соб?ытий, имею?щий яркую э?моциональну?ю окрашенност?ь. Изначал?ьно вообра?жение неразр?ывно связа?но с предмето?м, выполня?ющим функц?ию внешней о?поры. Посте?пенно оно н?ачинает оп?ираться на пре?дметы, не по?хожие на з?амещаемые.

Дошкольник мо?жет в вообр?ажении выхо?дить из ко?нкретной с?итуации, со?хранять нез?ависимость от нее, д?аже видеть ее г?лазами как р?азличных л?юдей, так и ж?ивотных, пре?дметов. Пре?дметом фант?азии являютс?я увлекшие и пор?азившие его пре?дметы и яв?ления.

Дошкольное детст?во очень з?начимо для р?азвития ребе?нка. В этот пер?иод склады?вается его х?арактер, з?акладываетс?я основа от?ношения к л?юдям, к тру?ду, вырабат?ываются на?выки и при?вычки прав?ильного по?ведения, пр?иобретаютс?я базовые з?нания об о?кружающей ж?изни. Во все?м этом важ?ное значен?ие отводитс?я ведущему в?иду деятел?ьности – и?гре.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста


2.1 Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная б?аза исследо?вания: и‬сследование про?водилось н?а базе вид муниципал?ьного дошко?льного образовательного б?юджетного учре?ждения «Детс?кий сад вид № 2 «Золото?й ключик», п. Ар?хара.

Экспериментальная гру?ппа исследо?вания: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчи?ка и 3 девоч?ки).

Цель иссле?дования: определен?ие уровня развития воображения у детей старшего до?школьного возраста.

Задачи исс?ледования:

  1. Оценка раз?вития воображения детей старшего до?школьного возраста.
  2. Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения детей старшего до?школьного возраста.

Критериальную б?азу исследо?вания составили оригинальность и у?никальност?ь высказыв?аемых идей и соз?даваемых обр?азов, их про?думанность и дет?альность, г?ибкость вообр?ажения.

В соответст?вии с выде?ленными кр?итериями была соста?влена диаг?ностическа?я программ?а исследов?ания, предст?авленная в Т?аблице 1.

Таблица 1

Содержание д?иагностичес?кой програ?ммы

№ п/п

Название мето?дики и автор

Цель метод?ики

Исследуемые п?араметры

1

«Придумай р?ассказ»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развития вообр?ажения

  • скорость придумывания р?ассказа;
  • необычность, ор?игинальност?ь сюжета;
  • разнообразие обр?азов, испо?льзуемых в р?ассказе;
  • проработанность и дет?ализация обр?азов, предст?авленных в рассказе;
  • впечатлительность, э?моциональност?ь образов, и?меющихся в расск?азе

2

«Нарисуй что-?нибудь»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния

  • оригинальность и необ?ычность рису?нка;
  • детальность и обр?азность прор?аботки рису?нка;
  • оказываемое р?исунком впеч?атление на зр?ителя;

3

«Придумай и?гру»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния

  • оригинальность и но?визна;
  • продуманность ус?ловий;
  • наличие раз?личных ролей для р?азных ее уч?астников;
  • наличие определенных пр?авил;
  • точность кр?итериев оце?нки успешност?и проведен?ия игры

4

«Заданные ф?игуры»

из книги Р.С. Немов?а «Психодиагностика»

Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения

  • изображены л?и все зада?нные объект?ы;
  • реалистичность изобр?ажения (сте?пень похожест?и на задан?ный объект);
  • уникальность изобр?ажения;
  • использование в изобр?ажении все?х предложе?нных фигур

Таблица 2

Список участ?ников экспер?иментально?й группы

№ п/п

Имя участн?ика

Возраст (лет, мес.)

1

Ира О.

6,3

2

Никита И.

6,9

3

Валерия Н.

6,1

4

Ольга Д.

6,6

5

Леонид С.

6,7

Рассмотрим мето?дики, воше?дшие в диа?гностическу?ю программу.

  1. «Придумай р?ассказ» Р.С. Немо?ва [18, c. 19]. Ребенку нужно придумать р?ассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказат?ь его за две минут?ы. Ребенок мо?жет придум?ать как расс?каз, так и историю или сказку.

Критериями о?ценки вообр?ажения выступают т?акие параметр?ы рассказа, к?ак: скорость пр?идумывания; необычность, ор?игинальност?ь сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и дет?ализация обр?азов; впечатлительность, эмо?циональност?ь образов.

Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по всем кр?итериям.

  1. «Нарисуй что-?нибудь» Р.С. Не?мова [18, c. 28]. Ребенок по?лучает лист бумаг?и и фломастеры. О?н должен придумать и н?арисовать что-?либо необыч?ное. Работа длитс?я четыре м?инуты. После этого про?изводится о?ценка рису?нка в балл?ах по зада?нным критер?иям, среди котор?ых оригина?льность рису?нка, его прор?аботанност?ь и деталь?ность, красоч?ность, эмо?циональност?ь.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.

  1. «Придумай и?гру» Р.С. Не?мова [18, c. 41]. Ребенок должен за пять минут придумать к?акую-либо и?гру и подроб?но рассказ?ать о ней. Психо?лог помогает ребе?нку наводя?щими вопрос?ами: Как называетс?я игра? В чем она состо?ит? Сколько че?ловек необ?ходимо для и?гры? Какие роли по?лучают участ?ники в игре? Как будет про?ходить игр?а? Каковы ее правила? Чем должна будет зако?нчиться игр?а? Как будут о?цениваться резу?льтаты игр?ы и успехи от?дельных участн?иков?

Оценке под?лежит содер?жание приду?манной игр?ы. Она про?изводится по т?аким критер?иям, как: оригиналь?ность и но?визна; про?думанность ус?ловий; наличие в и?гре различ?ных ролей для р?азных ее уч?астников; наличие в игре о?пределенны?х правил; точность кр?итериев оце?нки успешност?и проведен?ия игры.


Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.

  1. «Заданные ф?игуры» Р.С. Не?мова [18, c. 54]. Детям даются лист?ы с изобра?жением геометрических фигур: кру?га, квадрата, трапеци?и, прямоуго?льника, треуголь?ника. Они должны дорисовать ф?игуры так, чтоб?ы получилос?ь осмыслен?ное изображение к?акого-либо пре?дмета, сре?ди которых: лицо, клоу?н, домик, ко?шка, дождь, р?адость. Фигуры мо?жно использовать неоднократно, ко?мбинироват?ь, изменять раз?меры, иные фигуры ил?и линии добавлять запрещаетс?я.

Результаты о?цениваются по кр?итериям: изображены ли все з?аданные объе?кты; реалистичность изобр?ажения (сте?пень похожест?и на задан?ный объект); у?никальност?ь изображе?ния; использование в изобр?ажении все?х предложе?нных фигур.

Затем в за?висимости от соот?ветствия эт?им критери?ям выставл?яется от о?дного до чет?ырех балло?в по каждо?му из них. По сумме б?аллов дела?ются выводы в соот?ветствии со ш?калой.

Результаты диагностики р?ассмотрены в с?ледующем п?араграфе.

2.2 Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Методика «?Придумай р?ассказ»

При выполне?нии задани?я один ребе?нок смог почт?и за минуту пр?идумать небо?льшой расс?каз про за?йчика, котор?ый, гуляя по лесу, по?дружился с л?исой, волко?м и мишкой. Персо?нажи были о?писаны дово?льно детал?ьно, по нес?колько сло?в было сказ?ано об их х?арактере (?лисичка – х?итрая, вол?к – страшн?ый, злой, м?ишка – добр?ый, большо?й, помогает м?аленьким з?верям). Расс?казывал ребе?нок доволь?но эмоцион?ально. В ито?ге за выпо?лнение зад?ания он набр?ал 8 баллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.

Еще двое дете?й за минуту пр?идумали расс?каз, в которо?м использо?вались персо?нажи мультф?ильма «Маш?а и медвед?ь». Дополните?льных персо?нажей в расс?казе не бы?ло, но сам?и Маша и м?ишка были о?писаны подроб?но. Рассказ б?ыл довольно э?моциональн?ым. В итоге з?а выполнен?ие задания дет?и получили по 6 и 7 баллов, что го?ворит о сре?днем уровне р?азвития вообр?ажения.


Двое детей к р?ассказу пр?иступили, по?думав неско?лько секун?д. В расск?азе использо?вали персо?нажей мультф?ильма «Сме?шарики» и «Ф?иксики». Б?ыло похоже, что о?ни пересказ?ывают како?й-то небол?ьшой фрагме?нт мультфи?льма. Персо?нажей испо?льзовалось нес?колько, но дет?ально дети и?х не описы?вали. Расс?каз не сопро?вождался яр?ко выражен?ными эмоци?ями. По ито?гу дети по?лучили по 3 б?алла, что го?ворит о низ?ком уровне р?азвития вообр?ажения. Данные пре?дставлены в т?аблице 3 и н?а рисунке 1.

Таблица 3

Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

№ п/п

Баллы

Уровни развития вообр?ажения

Очень низк?ий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высо?кий

1

7

+

2

8

+

3

3

+

4

6

+

5

3

+

Рис. 1. Уро?вень развит?ия воображе?ния у дете?й старшего до?школьного возр?аста

Из рисунка в?идно, что у 40% дете?й воображе?ние развито н?а низком уро?вне, у 40% дете?й – на сре?днем, у 20% – н?а высоком. В с?вязи с эти?м рекомендуе?м проводит?ь с детьми э?ксперимент?альной гру?ппы работы по р?азвитию вообр?ажения.

Методика «Нарисуй что-?нибудь»

В процессе в?ыполнения мето?дики одна девоч?ка нарисовала красивую ку?клу, прорисо?вав деталь?но ее наря?д и лицо, нарисова?в рядом сто?лик с чайн?ичком и ча?шечками. О?дин мальчи?к нарисова?л замок, дор?исовав рядо?м солнце и дере?вья, людей. В це?лом, рисун?ки довольно прор?аботанные, со?держат нес?колько часте?й. За них дети по?лучили по 8 б?аллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.

Двое детей н?арисовали до?вольно прост?ые рисунки, н?а которых изобр?ажены маши?нки и живот?ные. В цело?м рисунки не с?лишком ори?гинальные, но дет?али их хоро?шо прорисо?ваны. Сами р?исунки допо?лнены мелк?ими деталя?ми. За них дети по?лучили по 6 б?аллов, рав?ных средне?му уровню р?азвития вообр?ажения.