Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого нами исследования.

Объект: воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
  2. Рассмотреть психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
  3. Разработать план и содержание диагностической программы исследования уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести констатирующий эксперимент, затем провести количественный и качественный анализ полученных данных, произвести их интерпретацию.
  5. Разработать программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили исследования таких психологов, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и других.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.
  3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
  4. Методы презентации результатов исследования: таблицы и диаграммы.

Использовались такие диагностические методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, которая может использоваться воспитателями, педагогами и психологами ДОУ.

Экспериментальная база исследования: и‬сследование про?водилось н?а базе вид муниципал?ьного дошко?льного образовательного б?юджетного учре?ждения «Детс?кий сад вид № 2 «Золото?й ключик», п. Ар?хара.

Экспериментальная группа исследования: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчика и 3 девочки).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека

Вопросы развития воображения интересовали многих психологов, занимавшихся исследованием детской психологии. К ним относятся Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие.


В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [1, c. 28].

П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.

В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [2, c. 69].

Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [3, c. 19].

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).


Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [4, c. 61]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [5, c. 41]. З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства [6, c. 73]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [7, c. 17].

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [8, c. 91].

В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций[10,c.36]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.


Он выделил четыре стадии развития воображения:

  • переход от пассивного воображения к творческому;
  • одушевление ребенком окружающих предметов;
  • стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;
  • период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [11, c. 38].

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи[12,c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [13, c. 95].

О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, воображение представляет одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственная только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

В зарубежной психологии воображение рассматривается в качестве временной стадии искаженного отражения реальности, которая может заметно искажать представления ребенка о реальности. Также воображение представляется как сумма опыта индивида и хода его биологического развития, а основой его выступает способность к визуализации. Происхождение и развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта ребенка.