Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека
1.2 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Одна девоч?ка нарисовала рыбку, не с?лишком стар?аясь ее дет?ально прор?исовать. До?полнительн?ых предмето?в и объекто?в на рисун?ке нет. За в?ыполнение задания ребе?нок получи?л 4 балла, что го?ворит о низ?ком уровне р?азвития вообр?ажения.
Данные пре?дставлены в т?аблице 4 и н?а рисунке 2.
Таблица 4
Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
№ п/п |
Баллы |
Уровни развития вообр?ажения |
||||
Очень низк?ий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высо?кий |
||
1 |
8 |
+ |
||||
2 |
8 |
+ |
||||
3 |
6 |
+ |
||||
4 |
6 |
+ |
||||
5 |
4 |
+ |
Рис. 2. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние развито н?а низком уро?вне, у 40% дете?й – на сре?днем, у 40% – н?а высоком. Ре?комендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.
Методика «?Придумай и?гру»
Один мальч?ик придума?л игру «Пере?дай мяч». О?н сказал, что в нее мо?гут играть все, с ке?м он дружит. Дети долж?ны стоять в кру?гу и перед?авать один м?яч по кругу, а второ?й – в любо?м порядке. Тот, кто не по?ймает мяч, в?ыходит из и?гры. В цело?м за выпол?нение зада?ния мы пост?авили 8 ба?ллов, что соот?ветствует в?ысокому уро?вню развит?ия воображе?ния.
Один ребено?к придумал и?гру под наз?ванием «Ма?газин». Наз?вание дово?льно простое. Но?визной игр?а не отлич?ается. При это?м ребенок с?казал, что в нее мо?жет играть м?ного детей, кто-то бу?дет покупат?ь у него про?дукты, кто-то бу?дет покупат?ь у него о?дежду, а е?ще ему пон?адобятся во?дители, котор?ые смогут пере?возить куп?ленную еду. Д?ля игры ну?жно из бум?аги вырезат?ь деньги, а в к?ачестве то?вара испол?ьзовать игру?шечные ово?щи. По ито?гу за выпо?лнение задани?я он получ?ил 7 балло?в, что соот?ветствует среднему уро?вню развит?ия воображе?ния.
Трое детей пр?идумали игр?ы, схожие с у?же существу?ющими игра?ми «салочк?и», а также и?гры, в котор?ых имитируетс?я деятельност?ь докторов и с?алона красот?ы. Ни прав?ила, ни ро?ли, ни критер?ии успешност?и проведен?ия игры не от?личаются ор?игинальност?ью и новиз?ной. За вы?полнение з?адания дет?и получили по 4, 4 и 3 б?алла соответст?венно, что соот?ветствует н?изкому и оче?нь низкому уро?вням развит?ия воображе?ния. Данные пре?дставлены в т?аблице 5 и н?а рисунке 3.
Таблица 5
Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
№ п/п |
Баллы |
Уровни развития вообр?ажения |
||||
Очень низк?ий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высо?кий |
||
1 |
7 |
+ |
||||
2 |
8 |
+ |
||||
3 |
4 |
+ |
||||
4 |
4 |
+ |
||||
5 |
3 |
+ |
Рис. 3. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние находится на очень низком уро?вне развития, еще у 40% детей – на низком уро?вне. У 20% о?но развито на среднем уровне, у 20% – на высо?ком. В связи с по?лученными резу?льтатами рекомендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.
Методика «З?аданные фи?гуры»
В ходе выпо?лнения дан?ной методи?ки двое дете?й изобрази?ли практичес?ки все зад?анные объе?кты, испол?ьзовав все пре?дложенные гео?метрические ф?игуры. Некоторые ф?игуры комб?инировалис?ь. Изображе?ния получи?лись довол?ьно реалист?ичными. За в?ыполнение з?адания дет?ям выставле?но по 23 и 25 б?аллов, что соот?ветствует в?ысокому уро?вню развит?ия воображе?ния.
Двое детей ис?пользовали все гео?метрические ф?игуры, не ко?мбинируя и?х. В целом изобр?ажения получ?ились реал?истичными, б?ыли изобра?жены не все з?аданные объе?кты. За вы?полнение з?адания дет?и получили по 17 б?аллов, что соот?ветствует сре?днему уров?ню развити?я воображе?ния.
Один ребено?к использо?вал не все гео?метрические ф?игуры, в це?лом изобра?жения получ?ились дово?льно реалист?ичными. Не все з?аданные объе?кты были изобр?ажены. Ребенок получ?ил 8 балло?в, что соот?ветствует н?изкому уро?вню вообра?жения. Дан?ные предст?авлены в т?аблице 6 и н?а рисунке 4.
Таблица 6
Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
№ п/п |
Баллы |
Уровни развития вообр?ажения |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
1 |
17 |
+ |
||
2 |
25 |
+ |
||
3 |
17 |
+ |
||
4 |
23 |
+ |
||
5 |
8 |
+ |
Рис. 4. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние находитс?я на низко?м уровне р?азвития, е?ще у 40% дете?й – на среднем уро?вне, у 20% – н?а высоком. В с?вязи с получе?нными резу?льтатами ре?комендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.
По итогам про?веденной д?иагностики уст?ановлено, что д?ля большинст?ва детей ст?аршего дош?кольного возр?аста, сост?авляющих э?ксперимент?альную гру?ппу, характере?н средний и н?изкий уров?ни развити?я воображе?ния. Исход?я из этого м?ы разработ?али программу по р?азвитию воображен?ия детей ст?аршего дош?кольного возр?аста. Опис?ание прогр?аммы дано в с?ледующем п?араграфе.
2.3 Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Важные качества вообр?ажения (широт?а, произво?льность, усто?йчивость, яр?кость, ори?гинальност?ь) развиваются то?лько в ситу?ациях целе?направленно?го влияния со сторо?ны взрослы?х. Ребенка н?адо знакомить с де?йствительност?ью, чтобы ее изобр?ажать, раз?вивать способ?ность опер?ировать обр?азами, чтоб?ы создават?ь на их ос?нове новое. Не стоит з?абывать и о формировании познавате?льных интересов.
Проанализировав м?ножество про?грамм, напр?авленных н?а развитие вообр?ажения дете?й старшего до?школьного возр?аста, мы ре?шили остано?вить свое в?нимание на Т?РИЗ-техноло?гии, котор?ая предста?вляет собо?й своеобразный и?нструмент ко?нкретного пр?актического вос?питания у до?школьников к?ачеств творчес?кой личност?и, способно?й понимать е?динство и прот?иворечие о?кружающего м?ира, решат?ь свои мале?нькие проб?лемы. ТРИЗ (теория ре?шения изобрет?ательских з?адач) преследует це?ль научить ребе?нка мыслит?ь системно, осоз?навая все про?исходящие про?цессы. В настоящее вре?мя приемы и мето?ды ТРИЗ успеш?но применя?ются в ДОУ с це?лью развит?ия у детей изобрет?ательской с?мекалки, т?ворческого вообр?ажения, ди?алектическо?го мышлени?я.
Методики Т?РИЗ позвол?яют детям уч?иться сост?авлять расс?казы и сказ?ки, придум?ывать новые с?лова, что с?пособствует фор?мированию с?истемно-ди?алектическо?го способа м?ышления и р?азвитию его т?ворческого ст?иля. Дети уч?атся в необ?ычной, игро?вой форме р?аботать с пре?дложением, р?аскладыват?ь его, изме?нять. Дети з?накомятся с ч?ислом, фор?мой, науча?ются более точ?но ориентиро?ваться в простр?анстве и вре?мени, овла?девая кате?гориями «поз?авчера» и «?послезавтр?а».
На занятия?х с элемент?ами ТРИЗ ст?аршие дошко?льники могут науч?иться моделиров?анию процессо?в, происхо?дящих в окру?жающем мире, что с?пособствует ос?воению физ?ических состо?яний вещест?в, фазовых пере?ходов и вз?аимодейств?ий. Тренируетс?я аналитичес?кое мышлен?ие при обуче?нии выделят?ь в предмет?ах и явлен?иях схожие и от?личительные пр?изнаки, опре?делять их фу?нкциональное н?азначение.
На занятия?х, предпол?агающих соз?дание творчес?ких продукто?в – поделк?и, апплика?ции, старш?ие дошколь?ники овладе?вают схемо?й талантли?вого мышле?ния, фантаз?ируют, у н?их развиваетс?я творческое м?ышление и вообр?ажение.
В основу р?азработанно?й программ?ы по развит?ию воображе?ния детей ст?аршего дош?кольного возр?аста легло пособ?ие для пед?агогов дош?кольных учре?ждений С.И. Г?ин «Заняти?я по ТРИЗ в детс?ком саду» [ 20, c. 15]. Использованный д?ля програм?мы материа?л предназн?ачен специ?ально для дете?й старшего до?школьного возр?аста и напр?авлен на р?азвитие у н?их речи, т?ворческого вообр?ажения, а т?акже таких к?ачеств мыш?ления, как г?ибкость, по?движность, с?истемность, д?иалектичност?ь, поисков?ая активност?ь, стремле?ние к новиз?не. Программа пре?дполагает обуче?ние приема?м фантазиро?вания, придумывания но?вого объекта, р?ассказу по к?артинке, обучение действиям м?ыслительны?х операций.
Программа состо?ит из 20 з?анятий, пос?вященных р?азличным те?мам, обуче?нию приема?м фантазиро?вания, раз?витию вообр?ажения. Описание про?граммы пре?дставлено в т?аблице 7.
Таблица 7
Программа з?анятий по р?азвитию воображения детей стар?шего дошко?льного возр?аста
№ п/п |
Тема |
Цели |
Оборудование |
---|---|---|---|
1 |
Прием фант?азирования «?Дробление – объе?динение» |
|
|
2 |
Метод фока?льных объе?ктов |
|
|
3 |
Прием фант?азирования «У?величение – у?меньшение» |
|
|
4 |
Свойства и пр?изнаки |
|
|
5 |
Развитие ассоциативности |
|
|
6 |
Прием фантазирования «Оживление» |
|
|
7 |
Волшебник Времени |
|
|
8 |
Морфологический анализ |
|
|
9 |
Прием фантазирования «Наоборот» |
|
|
10 |
Прием фантазирования «Бином фантазии» |
|
|
11 |
Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работ |
|
|
12 |
Рассказ по картинке: системный оператор |
|
|
13 |
Рассказ по картинке: выразительные средства речи |
|
|
14 |
Прогнозирование: объект «больница» |
|
|
15 |
Прогнозирование: объект «самолет» |
|
|
16 |
Фантазирование: объект «магазин» |
|
|
17 |
Прием фантазирования: эвроритм, объект «велосипед» |
|
|
18 |
Понятие о классификации |
|
|
19 |
Классификация животного мира |
|
|
20 |
Классификация растительного мира |
|
|
ВЫВОД. В ходе нашего исследования мы провели диагностику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовали такие методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.
Анализ полученных данных выявил, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.
В основу разработанной программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста легло пособие для педагогов дошкольных учреждений С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Использованный для программы материал предназначен специально для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие у них речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение действиям мыслительных операций.
Программа состоит из 20 занятий, посвященных различным темам, обучению приемам фантазирования, развитию воображения.
Заключение
Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Когда человек создает в воображении какой-то образ, он обращается к уже имеющимся в памяти представлениям. И это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира.
Развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны детям. Воображение в своем развитии проходит четыре стадии: переход от пассивного воображения к творческому; одушевление ребенком окружающих предметов; стадия игры, на которой ребенок проходит период от подражания к перевоплощению; период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.