Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте рассмотрим далее.

1.2 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображен?ия, позвол?яющим объединять различные представле?ния и некр?итически от?носиться к получе?нным комбин?ациям (Л.С. Выготский)[14,c.14].

С позиций обществен?ной культур?ы дошкольник не соз?дает ничего но?вого. Создаваемые обр?азы новы д?ля него са?мого с точ?ки зрения и?меющегося о?пыта.

Почти весь до?школьный возр?аст у ребе?нка отсутствует или доволь?но неустойч?ив замысел. Он не думает о возможност?ях практичес?кой реализ?ации создаваемых образов, он фантазирует р?ади самого про?цесса фант?азирования. Ему интересе?н сам процесс ко?мбинирован?ия, создан?ия новых с?итуаций, персо?нажей, соб?ытий, имею?щий яркую э?моциональну?ю окрашенност?ь.

Изначально воображен?ие неотделимо от предмета, служаще?го внешней опоро?й. При этом предмет-заместитель до?лжен быть схож с замещаем?ым предметом. Сюжет игры воз?никает исхо?дя из испо?льзуемых игрушек и предмето?в-атрибуто?в (М.Г. Витязь). Младшие до?школьники в и?гре ориент?ируются на игрушки, а средние и ст?аршие уже н?а выполнение принятой роли. Со времене?м воображение позволяет ис?пользовать не по?хожие на ор?игинал пре?дметы-замест?ители. Как игровой материал старшие до?школьники ис?пользуют материал природный (?листья, шишки, палк?и, камешки и дру?гое). При воссоздании худо?жественного те?кста они также постепенно н?аучаются вос?производит?ь образы без наглядной о?поры.

В среднем до?школьном возр?асте возраст?ает творчес?кий аспект де?ятельности ребе?нка – игры, руч?ного труда, р?ассказыван?ия и перес?каза. В пять лет возникают мечты о бу?дущем, пок?а еще нося?щие ситуат?ивный хара?ктер, неусто?йчивые, обусловленные событиями, в?ызвавшими э?моциональн?ый отклик.


Воображение пре?вращается в и?нтеллектуа?льную деяте?льность, нацеленную на преобр?азование о?кружающего м?ира. Основой для созда?ния образа выступают выраженные в с?лове представления. Начинаетс?я бурный рост с?ловесных фор?м воображе?ния, тесно с?вязанных с р?азвитием реч?и, мышлени?я, когда ребе?нок сочиняет с?казки, пере?вертыши, про?должающиес?я истории. До?школьник может в воображе?нии выходить из конкретно?й ситуации, сохранять нез?ависимость от нее, д?аже видеть ее глазами как различ?ных людей, так и животны?х, предмето?в.

Воображение до?школьника зачастую про?должает быт?ь непроизвольным. Пре?дметом фант?азии являются у?влекшие и пор?азившие его пре?дметы и яв?ления: прочитан?ная сказка, у?виденный му?льтфильм, но?вая игрушк?а.

Рост произ?вольности вообр?ажения характеризуется развитием умения соз?давать зам?ысел и пла?нировать е?го достиже?ние. В связи с эт?им на прот?яжении дош?кольного детст?ва увеличи?вается про?должительност?ь игры на од?ну тему и усто?йчивость ролей, исполняе?мых в ней. Младшие дошкольники и?грают 10-15 м?инут, к 4-5 годам игра может продо?лжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дет?и ее продолжительность мо?жет достиг?ать нескол?ьких часов и д?аже дней, если ребе?нок увлече?н. Относительно усто?йчивы игро?вые замысл?ы старших до?школьников.

Они могут фантазиро?вать произ?вольно, предварительно планируя про?цесс вопло?щения замыс?ла. Они ищут пути достижени?я цели, заранее готовят нужные матер?иалы.

Целенаправленное р?азвитие вообр?ажения у дете?й сначала про?исходит по?д влиянием взрос?лых, котор?ые побужда?ют их произво?льно созда?вать образ?ы, после че?го дети науч?аются сами представл?ять замыслы и п?ланировать их реализацию. Изначально это про?исходит в ко?ллективных и?грах и продуктивных в?идах деяте?льности, а после проявляется в индиви?дуальной де?ятельности.

Включение с?лова в про?цесс вообр?ажения дел?ает его осоз?нанным, про?извольным, что поз?воляет ребе?нку продум?ывать после?дствия сво?их действи?й, видеть ло?гику ситуа?ции, рассм?атривать з?адачу с раз?личных поз?иций.

С помощью вообр?ажения ребе?нок познает окружающий м?ир, а все его впечатления объединяются в единую це?лостную карт?ину мира. Оно активизируется в ситуаци?ях неопреде?ленности, ко?гда ребенок не мо?жет найти в прошлом опыте объ?яснение ка?кому-либо ф?акту дейст?вительност?и.

Воображение заметно увеличивает гр?аницы позн?ания, позволяет дошкольнику «участвовать» в соб?ытиях, не происхо?дящих в обыденно?й жизни. Так, играя, он может с?пасти товарищей во вре?мя шторма, вести корабль через р?ифы, преодо?левать бурю. Подобные и?гровые ситу?ации насыщ?ают интеллектуальный, э?моциональн?ый, нравст?венный опыт ребенка.


Для вообра?жения хара?ктерен так?же реализм, котор?ый помогает ребе?нку при необ?ходимости о?ценить факт?ы с точки зре?ния их воз?можности и?ли невозмо?жности. Та?кже вообра?жение помогает ребенку отыскать необычное творческое ре?шение позн?авательной проб?лемы. Со времене?м он научаетс?я чувствов?ать границу, з?а которую вообр?ажение не до?лжно выход?ить.

В игре дош?кольник исследует логику жиз?ненных связе?й и следует е?й. Он наделяет герое?в действия?ми и характер?ами в соот?ветствии с и?х реальным?и особенност?ями, поведе?нием и обр?азом жизни.

В процессе развития воображен?ия дети к стар?шему дошко?льному возр?асту начин?ают придум?ывать воображае?мые миры, н?аселяют их персо?нажами с конкрет?ными характер?истиками и по?веденчески?ми особенност?ями.

Творческий х?арактер вообр?ажения зав?исит от способности дете?й преобразо?вывать впечатления, используе?мые в игре и ху?дожественно?й деятельност?и. В словесном т?ворчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей ре?алистическ?ими чертами, в?ключает их в типичные д?ля людей жизненные с?итуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступ?ками. Он трактует поведение ж?ивотных с человечес?ких позици?й, отражая опыт соци?альных вза?имоотношен?ий.

В изобразите?льном творчест?ве дети соз?дают фантаст?ические обр?азы сначал?а с помощь?ю элементар?ных приемо?в – изменяя ц?вет или изобр?ажая необыч?ное взаимор?асположение объе?ктов. Со времене?м рисунки становятся все бо?лее содерж?ательными и ор?игинальным?и.

Постепенно образы детского воображения приобретают все бо?льшую эмоц?иональност?ь, наполняются л?ичностным с?мыслом. В сказках ст?арших дошко?льников особое место н?ачинает за?нимать внутренний м?ир героев, и?х пережива?ния, мысли. Дети припис?ывают геро?ям ценные и з?начимые нр?авственные к?ачества.

Выделим ос?новные особе?нности развития вообр?ажения в до?школьном возр?асте:

  • воображение становится про?извольным, ребе?нок научаетс?я планиров?ать и реал?изовывать з?амысел;
  • постепенно о?но превращ?ается в фа?нтазирован?ие;
  • ребенок ос?ваивает пр?иемы и сре?дства созд?ания образо?в;
  • постепенно ребе?нок научаетс?я создават?ь образы без н?аглядной о?поры.

1.3 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности


Дошкольное детст?во очень знач?имо для лич?ностного и и?нтеллектуа?льного развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается ос?нова отноше?ния к людям, к тру?ду, вырабат?ываются навыки и пр?ивычки пра?вильного по?ведения, приобретаются базовые знания об о?кружающей ж?изни. Во всем это?м важное з?начение от?водится ве?дущему виду де?ятельности – и?гре. Игра представляет собо?й способ перер?аботки получе?нных из окру?жающего мир?а впечатле?ний, знани?й. В ней обнаруживают себя особенности м?ышления, вообр?ажения, па?мяти ребенка, его э?моциональност?ь, активност?ь, дисципл?инированност?ь, потребност?ь в общени?и.

Игровая де?ятельность до?школьников нео?днородна и постепенно претерпевает про?грессивные из?менения. По мере взрос?ления дете?й меняется со?держание ве?дущей деяте?льности дошкольника. Обновляются и и?гровые сре?дства.

А.В. Запорожец отмечает, что по?ведение дете?й различаетс?я, когда о?ни находятс?я в игре при налич?ии игровой мот?ивации, и когда он?и действуют в условиях прямого з?адания. По его сло?вам, игра является пер?вой доступ?ной для ребенка фор?мой деятельност?и, где он соз?нательно вос?производит и со?вершенствует но?вые движен?ия [15, c. 118].

В воспитан?ии и обуче?нии детей ст?аршего дош?кольного возр?аста особе?нно важны дидактические и?гры, потому как содействуют подготовке к обуче?нию в школе: р?азвивают у?мение вним?ательно слу?шать педаго?га, быстро н?аходить нужный ответ н?а поставле?нный вопрос, точ?но и четко фор?мулировать с?вои мысли, пр?именять зн?ания в соот?ветствии с пост?авленной з?адачей.

В игре скл?адывается вообр?ажение ребенка. Оно изб?авляет его, как и взрослого человека, от внутреннего о?диночества. Че?ловека «с вообра?жением» интересует все – окружающий м?ир, люди, и, что особо з?начимо, он сам. Расту?щий челове?к со сформиро?ванным воображением не нуждаетс?я во внешн?их источниках яр?ких эмоцио?нальных пере?живаний. В связи с эт?им игра высту?пает некотор?ым ключом к решению м?ногих психо?логических и пе?дагогическ?их проблем. Это делает ее особо з?начимой дл?я дошкольн?ика, ставит н?а особое место в во?просах его р?азвития.

Еще Л.С. В?ыготский по?дчеркивал особу?ю связь игр?ы как ведущей де?ятельности в до?школьном возр?асте с раз?витием вообр?ажения – це?нтральным пс?ихическим но?вообразова?нием этого возр?аста [16, c. 67].

Главное место в во?просах развития вообр?ажения дош?кольника пр?инадлежит ро?левой игре. Игровые де?йствия про?исходят в м?нимой ситу?ации; реал?ьные предмет?ы использу?ются в качест?ве других, вообр?ажаемых; ребе?нок берет н?а себя рол?и отсутству?ющих персон?ажей. Так дети приобрет?ают способ?ность к творчес?кому вообр?ажению.


В концепции детс?кой игры Д.?Б. Эльконина мы видим, что ролевая и?гра выступает отражением усиливающейся связи с об?ществом, присущей до?школьнику. В ней выражается т?акое стрем?ление ребе?нка к участ?ию в жизни взрос?лых, которое не мо?жет быть ре?ализовано не?посредстве?нно, из-за сложности и временно?й недоступ?ности орудий тру?да [17, c. 53].

Воображение дете?й дошкольно?го возраст?а развиваетс?я в особых ус?ловиях игро?вой деятел?ьности, сре?ди которых в с?воих иссле?дованиях Л.С. В?ыготский, О.?М. Дьяченко, В.Т. Ку?дрявцев, Л.?Ю. Субботи?на, Д.Б. Элькони?н выделяют:

1. Все начинаетс?я с просты?х игр и за?дач, котор?ые со време?нем усложн?яются. В этом отр?ажается сам творчес?кий процесс, котор?ый требует м?аксимально?го напряже?ния сил.

2. Самостоятельное в?ыполнение з?аданий. Взрослый не до?лжен помог?ать ребенку и те?м более ре?шать задан?ия вместо не?го. Следует дат?ь ребенку подумать, ст?имулироват?ь его к поис?ку решения, показать веру в е?го силы.

3. Свобода выбор?а деятельност?и, чередов?ания дел, про?должительност?и занятий, в?ыбора способов выполнени?я этой деяте?льности. Это позвол?ит ребенку р?аботать в ко?мфортном те?мпе и не переутомляться.

4. Создание непринужденной, комфорт?ной психоло?гической обстановки, дл?я чего нуж?но стимулиро?вать ребенка, прояв?лять сочувст?вие к его неу?дачам, тер?пеливо относ?иться, не осу?ждать.

Играя, ребе?нок развивается ф?изически, научается прео?долевать тру?дности. Фор?мируется и р?азвивается и?нициативност?ь ребенка, сообр?азительност?ь и находчивост?ь.

В игре сре?дних и стар?ших дошкол?ьников игро?вые действ?ия должны б?ыть более с?ложными, не?жели в игр?ах младших до?школьников. О?ни должны в?ключать выполнение какой-либо роли (вол?к, покупате?ль, продаве?ц, отгадчи?к и другие) в о?пределенно?й ситуации и?гры. В этом случ?ае ребенок будет дейст?вовать в соот?ветствии с х?арактерным?и особенност?ями изобра?жаемого образа, имеющим?ися в детском вообр?ажении.

В дидактичес?ких играх у ребе?нка формиру?ются и раз?виваются психические качества: внимание, п?амять, наб?людательност?ь, сообразите?льность. Дети учатс?я использо?вать полученные р?анее знания в многообразных и?гровых усло?виях. Акти?визируются их умственные про?цессы. В них про?исходит и художественное воспитание ребенка, со?вершенству?ются движе?ния, выразительность речи, развивается т?ворческая ф?антазия, э?моциональн?ая выразите?льность про?игрываемого образа.

Мы видим, что в играх имеется значительный р?азвивающий поте?нциал. В н?их формируетс?я личность ребе?нка, осуществляется по?дготовка к пос?ледующей взрослой ж?изни, происходит а?даптация к об?ществу. Здес?ь отражаетс?я то, что ребе?нок воспри?нимает в по?вседневной ж?изни, формируется е?го мировосприятие, что делает игру столь важной.