Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Процесс совершенствования государственной контрольной деятельности становится особенно актуальным в современном информационном обществе интернет-блогов и социальных сетей, когда отношения общества и государства приобретают совершенно новые формы диалога и реальные механизмы взаимного контроля. Только качественный научно- теоретический подход к этому процессу позволит избежать законодательных ошибок в построении стройной системы государственной контрольной деятельности.
Помимо контроля за законностью деятельности государственных органов при реализации ими государственной власти не менее важным является и такое направление контроля, которое призвано обеспечить безопасность деятельности граждан и организаций в различных материальных сферах жизни. В первую очередь должно быть уделено внимание научно-теоретической систематизации различных направлений контрольной государственной деятельности с целью устранения излишек контроля. В декабрьском послании Федеральному собранию 2014 года Президент России поставил задачу избавления бизнеса от бесконечного навязчивого надзора и контроля со стороны государственных органов, призвав перейти их к новым подходам в работе. Только в рамках выстроенной структуры можно установить порядок взаимодействия различных форм контроля на всех ее уровнях. Иными словами, прежде чем наводить порядок в деятельности по контролю, необходимо создать такую систему и навести порядок ней самой.
Все описанные выше факторы детерминируют потребность разработки фундаментальной концепции системы государственного контроля, адекватной реалиям современной России.
Цель работы – комплексное исследование организацияконтроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти и выявить направления совершенствования контроля за деятельностью органов муниципального управления.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
- исследовать понятие и сущность структуры органов государственного и муниципального управления;
- изучитьформыконтроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления;
- привести краткую характеристику и функции контролирующих организаций;
- провести анализ проблем совершенствования контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления;
- исследовать направления совершенствования контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, возникающие при осуществлении организации контроля за деятельностью органов государственногои муниципального управления.
Предметом данной работы стали методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления.
Методология исследования. Методологическую базу данного исследования теоретических и практических аспектов государственного контроля составили как общенаучные, так и специальные правовые методы изучения.
Исследование основывается на современных достижениях общей теории государства и права, конституционного, административного и других, в первую очередь, публичных отраслей российского права.
Работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы.
1. Особенности организации контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления
1.1Понятие системы государственного и муниципального управления
В Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 3), народ осуществляет власть непосредственно, через государственные органы и органы местного самоуправления. Соединение этих видов власти образует сложную систему государственного и муниципального управления[1].
Система государственного и муниципального управления как научная категория базируется на двух органически связанных понятиях – «система» и «управление». Категории «государственное» и «муниципальное» здесь отражают сферу приложения вышеуказанных понятий. В изначальном смысле система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, процессов, взглядов, знаний и др.). Главным признаком системы является ее целостность, т.е. взаимосвязь и взаимодействие всех входящих в нее элементов, специфические цели и особенности развития которых подчинены общей цели развития системы.
В сложных социально-экономических системах каждый из множества входящих в них элементов (регионы, края, области, местные сообщества, хозяйствующие субъекты и др.) развиваются в соответствии с собственными потребностями, целями и задачами. Однако при этом не должна нарушаться целостность всей системы на основе соподчинения целевых установок элементов системы общесистемным целям развития. Для этого необходимы регулирование и координация действий элементов системы, т.е. управление как процесс сознательного объектно-субъектного взаимодействия. Иначе говоря, управление является системным процессом, включающим две основные подсистемы – субъект управления и объект управления – и возникающие между ними взаимосвязанные отношения.
Под системой государственного и муниципального управления следует понимать взаимодействия и взаимоотношения субъектов и объектов государственного и муниципального управления с целью их качественного изменения.
Каждый из элементов системы государственного и муниципального управления обладает сложной, многоуровневой, иерархической организацией и проявляет себя в виде самостоятельных подсистем: целей, функциональной и организационной структур, управленческой деятельности и др. Границы и статусы субъектов и объектов в системе управления относительны, ибо в определенных ситуациях субъект может становиться объектом, а объект субъектом. Так, субъекты Российской Федерации являются таковыми по отношению к управляемым органам местного самоуправления и объектами относительно органов федерального управления[2].
Систему государственного управления образует совокупность субъектов государственного управления, деятельность которых направлена на управление объектами государственного управления (отраслями экономики и социальной сферы, а также территориями в целом) для достижения целей и задач государственного управления.
Местное самоуправление РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах Конституции РФ, федеральных, региональных законов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Под местным самоуправлением понимается право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, в рамках закона и в интересах местного населения. Отличительные признаки местного самоуправления от государственной власти:
- различия в характере власти – власть подзаконная, ограниченность круга дел;
- разграничение сфер компетенции;
- самостоятельные источники средств;
- территориально-ограниченный выборный принцип.
Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены:
- общие положения;
- принципы территориальной организации местного самоуправления;
- вопросы местного значения;
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- формы осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении;
- органы и должностные лица местного самоуправления;
- муниципальные правовые акты;
- экономическая основа местного самоуправления;
- межмуниципальное сотрудничество;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью;
- особенности организации местного самоуправления[3].
К признакам муниципального образования относится: население, территория, органы местного самоуправления, местный бюджет, устав, муниципальная собственность.
В сферу деятельности муниципальных образований относится: управление градообслуживающей сферой, управление социальной сферой, управление экономикой, управление комплексным социально-экономическим развитием.
1.2 Развитие и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального и государственного управления
Роль контроля и контрольной деятельности на всех этапах развития общества и государства достаточно сложно переоценить. Это связано, прежде всего, с теми организующими началами, которыми пронизана сущность контроля как явления, в свою очередь позволяющая обеспечить стабильность, упорядоченность любых систем, в том числе социальных. По словам Чиркина В.Е.: «контроль это явление характерное многочисленным процессам в обществе и природе. Путем наблюдения, проверок, измерений, вычислений, сопоставлений (многие из таких явлений необходимые предшественники контроля) и последующих выводов, контроль призван дать оценку состояния объекта (явления, процесса и т.д.), а, в конечном счете – установить меру допустимого, черту за которой изменения в наблюдаемом, подконтрольном объекте могут перейти в иное качество и каким-то образом сигнализировать об этом»[4].
Государственный контроль за органами государственной власти и состоянием социального правопорядка в современном информационном обществе приобретает не только форму диалога между обществом и государством, но и реальные механизмы правового воздействия на указанные объекты.
Несмотря на положительные сдвиги в достижении систематической эффективности осуществления государственной контрольной деятельности, практика правоприменения выявила ряд проблем иного уровня. В самом общем виде они сводятся в отсутствии теоретически разработанной и обоснованной с научной точки зрения организационной конструкции (скелета) контрольной деятельности государства. В этом смысле стоит согласиться с Ноздрачевым А.Ф., по мнению которого, «особого внимания требуют вопросы формирования новых теоретических основ государственного контроля и надзора, адекватных современным политическим, экономическим и социальным реалиям и нацеленных на обеспечение устойчивого развития национальной экономики; определения природы и системы полномочий контрольно-надзорных органов; установления современных форм координации контрольно-надзорной деятельности в целях использования заложенных в контрольно-надзорной функции возможностей для совершенствования государственного управления»[5].
Сегодня вопросам государственной контрольной деятельности уделяется значительное научное внимание. В последние годы появилось большое количество работ, посвященных парламентскому контролю, финансовому контролю или даже общественному контролю. Эти изыскания уже дали свои плоды – приняты и вступили в силу соответствующие федеральные законы.
Проблемы государственного контроля и надзора были и остаются важнейшим направлением научных исследований не только административного права, но и ряда других отраслевых и общетеоретических юридических наук (теории государства и права, конституционного права и др.). При этом в одних трудах аспекты контрольной деятельности понимаются авторами очень узко: как деятельность органов исполнительной власти в конкретных сферах управленческой деятельности будь то общие сферы образования, медицины и др. либо специфичные сферы противопожарной безопасности или безопасности на речном, морском воздушном транспорте, например. При таком подходе фактически происходит смешение государственного контроля с государственным надзором. Хотя уже практически никто из ученых на современном этапе не оспаривает факт самостоятельности надзорной формы управления отличающейся от контрольной. В других случаях контроль от имени государства рассматривается максимально широко. При таком подходе контроль присущ практически всем органам государственной власти. Это наталкивает авторов на мысль о необходимости обособления самостоятельной контрольной ветви государственной власти. И при одном и при другом подходе все авторы сходятся во мнении о необходимости совершенствования государственного контрольного механизма. Для того, чтобы сделать его более эффективным и современным предлагаются различные способы, начиная от утопичных идей о необходимости создания единого контрольного органа, до пресловутых общих фраз о необходимости повышения качества кадров или введения новых составов правонарушений. Однако совершенно очевиден тот факт, что механизмы, например контроля парламентского или президентского практически ничего общего не имеют с методами контроля осуществляемого, скажем, органами государственного лесного надзора за законностью деятельности юридических и физических лиц с целью охраны, защиты и воспроизводства лесов.