Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговой базой по рассматриваемому налогу, как правило, выступает рыночная стоимость недвижимости. Доходный подход определения рыночной стоимости применяется в различных видах во Франции и Великобритании. Сравнительный (рыночный) подход применяет метод сделок (или продаж) в основном используется в Америке или Японии. Также существует еще один подход к определению рыночной стоимости недвижимости - это затратный подход. Такой метод применяется достаточно редко или же в сочетании с другими. Еще один специфический метод – стоимостной. Он ближе остальных находится к методике определения инвентаризационной стоимости имущества физических лиц в России.

Принятие Федерального закона №51763-4, который должен был внести нужные изменения в НК РФ и ввести налог на недвижимость в налоговую систему страны, постоянно переносилось. Вместо введения налога и совершенствования в этой сфере НК с 1 января 2015 г. в части 2 НК РФ появилась 32 глава «Налог на имущество физических лиц».

Начиная с 2016 года, налог на имущество физических лиц рассчитывается (за налоговый период 2015 года и далее) по новым правилам, в соответствии с введенной главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих следующие ставки [24, с. 84]:

- 0,1% по отношению к: жилым домам, помещениям, объектам незавершенного строительства (если проектируемым является жилой дом), единым недвижимым комплексам, гаражам и машино-местам, хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не должна превышать 50 квадратных метров индивидуального жилищного строительства;

- 2% по отношению к объектам, предусмотренным п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, объектам налогообложения, предусмотренным абз.2 п.10 ст. 378.2 настоящего Кодекса и объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

- 5% по отношению к другим объектам налогообложения.

Если налоговая база определяется, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются путем умножения коэффициента-дефлятора на суммарную инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в таких рамках:

- До 300 000 рублей включительно, ставка налога варьируется до 0,1% включительно;


- Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно, ставка налога варьируется от 0,1 до 0,3 % включительно;

- Свыше 500 000 рублей, ставка налога превышает 0,3, но не превышает 2,0%.

Все регионы РФ должны перейти на новую систему налогообложения имущества физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, с 1 января 2020 года [24, с. 86].

Такие изменения имеют и плюсы, и минусы. Они будут зависеть от времени приобретения имущества, времени проведения оценки, также зависит от такого фактора – новостройка это или старое жилье. Одним из спорных моментов является вопрос по льготникам и по установлению налоговых ставок. Также будет стоять вопрос кадастровой оценки объектов налогообложения, и вообще не придется ли собственникам имущества платить налог с завышенной кадастровой стоимостью. Введение налога на недвижимость будет способствовать обновлению производственной базы, развитию территорий, стимулированию эффективного использования земель и объектов недвижимости. На основе рассмотренного выше можно предположить, что в ближайшие годы налог на недвижимость в РФ не будет введен, потому что основные цели, ради которых как таз и планировалось ввести данный налог, уже существуют в виде модернизированного налога на имущество физических лиц.

На основании вышеизложенного отметим, что основными преградами для введения налога на недвижимость выступают следующие моменты [24, с. 88]:

1) отсутствие полных сведений о недвижимом имуществе;

2) в ряде случаев имеются недостоверные данные в системе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о якобы физическом существовании объекта недвижимости и связанных с ним вещных правах на недвижимость;

3) нехватка молодых квалифицированных специалистов в области кадастровой оценки и независимой оценки недвижимости;

4) коррумпированность или повышенный уровень риска сговора заказчика независимой оценки – налогоплательщика и независимого оценщика в целях указания в отчете об оценке нужных налогоплательщику результатов оценки;

5) сознательное занижение цен на недвижимость в договорах купли-продажи, в результате недостоверные цены в договорах, представляемые на регистрацию в Росреестр, и отсутствие возможности сформировать верный статистический отчет о сложившихся на текущую дату усредненных дифференцированных по категориям объектов стоимостных показателях на рынке недвижимости.

Таким образом, для целей совершенствования налога на доходы физических лиц необходимо [14, с. 63]:


1. Ввести прогрессивную ставку налогообложения. На данный момент в РФ действует пропорциональная процентная ставка в размере 13%. Перспективным вариантом будет установление прогрессивной процентной ставки, при которой увеличение размера налогообложения будет происходить при росте налогооблагаемой базы.

2. Ввести необлагаемый минимум. Если в РФ не будет введена прогрессивная шкала налогообложения, то целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 7500 рублей, то есть на уровне минимального размера оплаты труда.

3. Ужесточить контроль за собираемостью налога.

Для совершенствования взимания транспортного налога необходимо:

1. Сохранить данный налог в имеющемся виде;

2. Ввести пропорциональное увеличение налоговых ставок.

На данный момент в РФ транспортный налог взимается исходя из мощности транспортного средства, при этом существующая дифференциация по ставке налогообложения нуждается в доработке. Так, налогоплательщики – физические лица за автомобиль мощностью 150 лошадиных сил уплачивают налог при ставке в 25 руб. за л.с., а за 151 л.с. уже. 45 руб. за л.с. (ставка может меняться в зависимости от субъекта РФ).

Для совершенствования взимания местных налогов необходимо [14, с. 65]:

1. В полном объеме провести кадастровую оценку объектов налогообложения. В РФ до 2020 г. предусмотрен переход всех субъектов на исчисление местных налогов по кадастровой стоимости.

2. Создать единую централизованную базу данных о налогоплательщиках. Так, при формировании базы данных для исчисления местных налогов инспекции налоговых служб могут формировать эту базу только по сведениям различных информационных ресурсов, а именно с помощью: органов местного самоуправления, БТИ и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Однако информационный обмен, на сегодняшний день остается достаточно несовершенным и имеется ряд недоработок. Поэтому для решения данной проблемы требуется создать единую централизованную базу данных с возможностью автоматизированного учета.

3. Ввести минимальный пороговый уровень суммы уплаты местных налогов и сборов. Так, затраты осуществляемые в процессе взимания местных налогов и сборов могут превышать саму сумму налога по отдельным налогоплательщикам. Решением данной проблемы может послужить введение минимального порогового уровня суммы уплаты местных налогов и сборов.

4. Увеличить меры ответственности за неуплату местных налогов и сборов.


В заключение следует отметить, что совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц должно осуществляться поэтапно с усилением социальной функции налога на доходы физических лиц, что, в свою очередь, будет способствовать снижению неравенства населения как одного из факторов роста экономики государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в условиях дефицита государственного бюджета, а также активного влияния ряда внешнеэкономических факторов особое значение приобретает проблема поиска альтернативных источников финансирования, совместно с повышением уровня налоговых доходов в целом.

При этом обеспечение роста поступлений налогов физических лиц (на долю которых приходится значительный объем налоговых поступлений), является одной из важнейших задач, разрешение которой возможно в результате проведения мероприятий по их совершенствованию.

Важным источником доходов для субфедеральных бюджетов является малый бизнес и микробизнес. Благодаря его развитию происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, создаются новые рабочие места, развивается рыночная экономика. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых – налогообложение самозанятых граждан.

Основная задача современного этапа – вовлечение в легальную деятельность самозанятых граждан, которые на налоговом учете не состоят и соответственно налоги не платят, а доходы от предпринимательской деятельности получают.

Налоги в экономической системе России являются неотъемлемым элементом финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Именно налоги находятся на стыке всех социально-политических и экономических интересов.

От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками - налоговое бремя, зависит успех индивидуального, корпоративного бизнеса, а значит, богатство нации в целом, ее возможность не искать пути к выживанию, а стремиться в своем развитии к высшим культурным ценностям. В налоговой системе отражается и баланс политических сил или отсутствие такового.

В области совершенствования налоговой политики России есть много нерешенных задач, выбор инструментов налогового воздействия, механизма их использования должен быть определен руководством страны для создания долгосрочной стратегии и устойчивого развития экономики.


В заключение следует отметить, что в настоящее время налоговая политика государства не совершенна и требует принятия необходимых реформ. В связи с этим инструменты налоговой политики, такие как налоговые ставки, льготы и налоговая база должны использоваться комплексно и согласованно, политика должна быть неразрывно связана с общей экономической стратегией развития страны, что позволит достичь значительных результатов налогового регулирования, роста доходной базы бюджета.

Таким образом, налоговая политика должна протекать на основе принципов справедливости, всеобщности, гласности, равенства, соразмерности, удобства и подвижности налогообложения. Только такая налоговая политика будет достойно работать на благо государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Налоговый кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] : URL. http://www.pravo.gov.ru
  2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.: Электронный ресурс // https://www.minfin.ru/.
  3. Аристова С.И., Димитриева И.В., Белогорская А.Н. Инструменты налогового регулирования социально-экономического развития региона // Экономические науки. 2014. № 116. - С. 103–108.
  4. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА - М, 2013. - 285 c.
  5. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества: учебное пособие / М.Ю. Березин – M.: Инфотропик Медиа, 2015. – 184 с.
  6. Бескоровайная Н.С. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и пути их решения / Н.С. Бескоровайная // Финансы и кредит. - 2013. - №12. - С. 24-29.
  7. Бородина Ю.И., Литвинова С.А. Налог на недвижимость: новый механизм начисления//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12 (55). - С. 26-30.
  8. Величко С. С. Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. - №2 (23) - С. 86-88.
  9. Горелова И.В. «Всем выйти из сумрака»: какие изменения ждут самозанятых в этом году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://v1.ru/text/longread/ business/65656161/
  10. Гроз П.А. Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в России и развитых зарубежных странах // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 82.
  11. Дадашев А.З., Мешкова Д.А., Топчи Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.
  12. Захаров, В. К. Влияние прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц на благополучие стран мира /В. К. Захаров, Е. И. Голикова//Уровень жизни населения регионов России. - 2015. -№ 1(195). - С. 136-161. 
  13. Комиссарова Д.А. Анализ зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц // Научные записки молодых политологов и экономистов Москва, - 2019. - С. 161.
  14. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63–65.
  15. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 359 c.
  16. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И. А. – электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 487 c.
  17. Налоги и налогообложение: Учебник для бакалавров / Под. ред Д.Г. Черника. – М.: Юрайт, 2013. – 393 с.
  18. Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
  19. Обойщик Д.А., Соломко М.Н. Проблемы введения в России прогрессивной шкалы налогообложения налога на доходы физических лиц // Сборник студенческих научных работ. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, - 2019. - С. 70 - 75.
  20. Оробинская И.В., Казьмин А.Г. Оценка влияния налоговой системы на экономику России // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. - С. 207–223.
  21. Пансков В.Г. Закон о самозанятых: плюсы и минусы налога на профессиональный доход // Финансы. – 2019. - №2. – с. 14 – 21.
  22. Цуканова Е.Ю., Придатко Е.А. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9. - С. 196-203.
  23. Шпинчевский В.В. Оптимизация налоговой нагрузки на население российской федерации / В.В. Шпинчевский // Труд и социальные отношения. – 2016. № 2. – с. 138–149.
  24. Яковлева И. Н., Морозова Н. В. Анализ перехода на кадастровую стоимость недвижимости при исчислении налога на имущество // Молодой ученый. - 2019. - №7. - С. 84-85.
  25. Официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]:
    Код доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.