Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регистрироваться должны все попадающие под критерии положения статьи 83 Налогового кодекса РФ. А вот не облагаются доходы только от указанных видов услуг. Есть в этом и свои плюсы: уплачивающие налог по ставке 13% имеют право на получение предусмотренных главой 23 Налогового кодекса РФ вычетов, в том числе на покупку жилья, лечение и обучение. Если в регионе есть нормативный акт, устанавливающий дополнительный перечень видов услуг, то такие услуги также не подлежат налогообложению. Таких регионов на 01.01.2019 г. 6 (из 85).

Налоговое ведомство ведет учет самозанятых по следующим видам деятельности: выпас скота, пошив и ремонт одежды, строительные и отделочные работы, ремонт квартир (домов), предоставление парикмахерских услуг, деятельность в области фотографии, ремонт электронной бытовой техники и ПК, ремонт бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря, организация и проведение обрядов (свадеб, юбилеев), маникюр и педикюр на дому, стрижка овец, услуги массажа, организация и проведение экскурсий. Так, в Саратовской области к дополнительно не облагаемым доходам отнесены полученные от услуг по предоставлению парикмахерских услуг, по деятельности в области фотографии, по ремонту электронной бытовой техники, а в Республике Тыва – от услуг по организации свадеб и юбилеев [9].

Опыт западных стран показывает, что начинать в деле регулирования деятельности самозанятых необходимо с законодательного закрепления видов деятельности. В США к таким относят, в том числе, деятельность таких профессионалов как юристы, бухгалтеры, врачи. Причем в самой категории самозанятых выделяют подкатегории, которые позволяют учесть особенности ведения деятельности, в частности, отдельно регулируется деятельность ветеранов войн. А в Канаде приоритет в регулировании самозанятых отдается ремесленникам (в перечне есть даже balalaika maker), уникальным специалистам из перечня облегчена процедура получения вида на жительство. В-четвертых, введение нового спецрежима «Налог на профессиональный доход». В Налоговом кодексе впервые в РФ появилось понятие специальный налоговый режим в порядке эксперимента (юристы утверждают, что указание на эксперимент ставит налогоплательщиков в неравные условия, что может быть оспорено в суде), который призван по иному регулировать налогообложение доходов рассматриваемой в статье категории лиц. Отметим, что эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно в четырех регионах РФ (Федеральный закон № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».


Целью нормативного документа является решение проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан за счет простоты регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход, а также исключения формирование отчетности. Положения закона распространяются на физических лиц, незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и оказывающих услуги другим физическим и юридическим лицам. Профессиональным доходом для целей налогообложения является доход самозанятых граждан от осуществления деятельности без наличия работодателя и привлечения наемных работников по трудовым договорам. Для налогообложения полученных налоговых доходов установлены пониженные ставки единого налога: 4% в случае оказания услуги физическим лицам и 6% - юридическим лицам [9].

Самозанятые граждане регистрируются в системе на основании размещенного в мобильном приложении от ФНС России скана паспорта и фото. Уплата налога на профессиональный доход будет осуществляться через мобильное приложение.

Положительными характеристиками рассматриваемого специального налогового режима можно считать получение физическим лицом легального статуса индивидуального предпринимателя, позволяющего ему пользоваться банковскими продуктами и участвовать в государственных (муниципальных) программах финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, а также формировать пенсионные права. Нет уверенности в том, что самозанятые граждане будут выполнять закон о профессиональном налоге, который направлен на достижение фискальной цели. Нам представляется, что следовало провести общественные слушания по этому нормативному документу, обсудить его положения на форумах, провести исследования о причинах, побуждающих работать в «тени», о составе самозанятых граждан, динамике их доходов.

Также следует в течение финансового года налоговым органам совместно со студентами экономических вузов (волонтёрами) проводить уроки налоговой грамотности о системах налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей, их преимуществах.

То есть данный специальный налоговый режим даже не прописан в главном кодификационном налоговом акте страны. В середине февраля 2019 года появилась информация о том, что, не дожидаясь результатов эксперимента, предлагается ввести данный налог на всей территории Российской Федерации. Если рассматривать новый спецрежим как перспективу в налогообложении самозанятых, то отметим следующее.


Из «плюсов» [9]:

- возможность его применения и физическими лицами, и индивидуальными предпринимателями;

- идентификация объекта налогообложения: доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года);

- пониженная ставка налогообложения (от 4 до 6% в зависимости от того, кому реализуется товар – физлицу или юрлицу и ИП);

- наличие специальной программы, загружаемой как мобильное приложение позволяющей регулировать все налоговые 74 правоотношения, включая регистрацию налогоплательщика в налоговом органе, формирование документов по сделкам, и т.д.;

- наличие вычетов, позволяющих уменьшить сумму налога;

- у налогоплательщиков не должно быть наемных работников, но для привлечения помощников по гражданско-правовым договорам ограничений нет;

- cпецрежим можно совмещать с работой по трудовому договору.

Но есть о чем призадуматься, читая новый закон. Здесь дается новая трактовка того, что мы понимаем под «самозанятым» - физическое лицо, в том числе ИП, получающее доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Появляется краеугольное понятие «профессиональный доход». В законодательстве оно встречается впервые. Налоговое законодательство не первый раз оперирует новациями в терминологической сфере. Понятие «профессия» не закреплено в законодательстве, зато есть понятие «профессиональный стандарт», предполагающий, что занятие определенной деятельностью возможно при определенном образовании, наличии опыта и т д. Не говоря уже о том, что ряд видов деятельности подлежат лицензированию, например. В перспективе уже видится открытие новых курсов, бизнес – школ. Все происходящее хорошо иллюстрирует заявление главы налогового ведомства о том, что «доходы физических лиц являются «фискальным резервом для государства». И почему эксперимент будет длиться 10 лет. Практически к концу эксперимента, будет завершена работа по созданию единого реестра населения, который, позволит учитывать «всю совокупность информации о человеке, например, доходы, занятость, частоту смены мест работы, можно практически безошибочно прогнозировать социальную адаптацию связанных с человеком людей, получать совокупные данные о домохозяйстве в целом».

Для целей создания реестра из ЗАГСов запрошена информация, начиная с 1927. То есть к этому времени отслеживание доходов посредством движения средств по банковской карте будет детским лепетом. Отдельно стоит рассмотреть опыт Запада в регулировании сферы самозанятости. Во Франции реализована программа развития самозанятости для безработных, основанная на формировании стартового капитала для индивидуального предпринимателя с помощью средств из пособий по безработице. В Нидерландах лица, получающие пособие по безработице, имеют возможность получить бизнес-кредит на развитие своего дела. В Великобритании реализуется национальная программа развития самозанятости, участниками которой могут стать лица, имеющие пособие по безработице и дополнительные социальные льготы, позволяющая безработному получать необходимую квалификацию и, следовательно, создавать собственный бизнес. Ряд стран идет по пути градации деятельности самозанятых. В Италии выделяют следующие виды самозанятости: извлечение предпринимательского дохода (одно или несколько физических лиц открывают фирму, отделившуюся от «материнской» компании, которая не владеет в новом деле контрольным пакетом акций и не имеет управленческих преференций (чаще в области высоких технологий); франчайзинг; семейный бизнес (популярен в аграрном производстве, розничной торговле, индустрии моды, текстильной и пищевой промышленности). Страны ЕС проводят политику коллективной самозанятости для мигрантов, в рамках которой реализуются программы «социально активной политики гражданства». Всё указанное можно было применить в регулировании самозанятости в России.


3.2. Совершенствование налогообложения физических лиц в России

Одним их направлений совершенствования налогообложения доходов физических лиц является повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налога на доходы физических лиц в условиях действующей налоговой системы.

Увеличение социального расслоения по-прежнему остается одной из основных остро стоящих проблем России. К счастью, пока удается избежать конфликтных ситуаций, однако дальнейшее затягивание решения этого вопроса может привести к крайне негативным последствиям.

Кроме уровня доходов населения, большое значение на уровень поступления НДФЛ в бюджетную систему регионов оказывает принцип установления шкалы налогообложения, когда все налогоплательщики в равной доле (13%) выплачивают налог со своих доходов.

С переходом к плоской шкале НДФЛ перестал быть приоритетным принцип социальной справедливости, а на передний план выдвинулся принцип экономического равенства налогоплательщиков. В последние годы много говорится о бесперспективности и социальной вредности консервации существующей модели нейтрального НДФЛ к уровню доходов, но ничего не делается, чтобы хоть как-то исправить положение.

Переход к пропорциональной ставке налога на доходы физических лиц, кроме упрощения его администрирования, не решил ни одной из насущных задач.

В российской практике применения налога на доходы физических лиц (до 2001 подоходного налога с физических лиц) с введением 23 главы НК РФ используется плоская шкала налогообложения, основной целью введения которой было привлечение к обложению высокодоходных слоев населения, а также сокращение выплат теневой заработной платы.

Споры относительно ставок НДФЛ не утихают с самого начала применения пропорциональной ставки налога в 13% к трудовым доходам.

Таким образом, наряду с реформированием НДФЛ, должны быть решены задачи, которые фактически напрямую вытекают из выделенных проблем [19, с. 70]:

- повышение уровня доходов населения,

- проведение разъяснительной и воспитательной работы с налогоплательщиками,

- повышение качества предоставляемых общественных благ,

- снижение социальной напряженности и других.

Кроме изменений в применении шкалы налогообложения на объем поступления НДФЛ оказывают влияние льготы, применение которых ведет к сокращению налоговых доходов. С одной стороны, недовольство налогоплательщиков несправедливым распределением налогового бремени вследствие применения плоской шкалы налогообложения для налогоплательщиков с разным уровнем доходов, рост уклонений: от налогов, снижение инициативы к труду вследствие низкого уровня заработной платы вызывает необходимость изменения налоговой политики по отношению к индивидуальным доходам. С другой стороны, рост бюджетного дефицита ограничивает возможности сокращения налоговых доходов и снижения налогов. Поэтому, провозглашенный в развитых странах принцип нейтральности па практике трудно соблюдать, так как предоставляемые налоговые льготы по НДФЛ имеют конкретную социальную ориентацию и их сокращение или отмена может вызвать недовольство заинтересованных в них налогоплательщиков.


Для современных тенденций в сфере действия налоговых льгот по налогу на индивидуальные доходы в развитых странах характерно [19, с. 71]:

- сокращение ранее существовавших скидок и льгот;

- замена предоставления налоговых льгот в сфере налоговых скидок с облагаемого дохода предоставлением «налоговых кредитов»;

- установление четких ограничений максимальных и минимальных размеров налоговых обязательств для получателей высоких доходов;

- поощрение взносов в частные пенсионные фонды, предоставление налоговых льгот для вкладов в государственные банки, облигации и займы центральных и местных органов власти, для частных инвестиций в акции определенных видов: производственных предприятий, новых предприятий, венчурных компаний, государственных программ;

- отмена льготы по пособиям по безработице и по болезни в ряде стран (США, Великобритания, Финляндия) и включение их в облагаемый доход.

Посредством изменения направлений применения налоговых льгот, отмены дорогостоящих для государственного бюджета налоговых льгот страны с рыночной экономикой стремятся сделать подоходное обложение нейтральным, чтобы не снижать стимулов к труду, предпринимательской деятельности, сбережениям и инвестициям.

Изначально предполагалось, что введение налога на недвижимость должно поспособствовать объединению и замене трех таких налогов как: земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций. Но было принято решение ограничиться только налогом на имущество физических лиц.

На данный момент налогообложение имущества физических лиц осуществляется двумя налогами: земельным и на имущество физических лиц.

В Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается только собственниками. В мировой практике существуют такие случаи, когда в качестве налогоплательщиков выступают арендаторы или пользователи недвижимости. Примером данной практики может послужить Франция, где налог на недвижимость представлен в виде двух налогов: на недвижимость (налогоплательщик – собственник недвижимости) и на использование недвижимости (налогоплательщик – либо собственник, пользующийся недвижимостью, либо арендатор), а также в Нидерландах, где налог платит как собственник, так и пользователь недвижимости.

В России собственник земельного участка становится налогоплательщиком, с момента государственной регистрации права собственности, но до этого момента налогоплательщиком является продавец земельного участка. В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ существует два вида ставок: 0,3% и 1,5%. Ставка в размере 0,3% применяется для: земель сельскохозяйственного назначения, для дачного хозяйства, земель, занятых жилищным фондом и земель, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности страны. В отношении всех остальных земель применяется ставка 1,5% [19, с. 72].