Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В числе основных налоговых функций выделяют [4, с. 73]:

1) фискальная функция, которая проявляется в бесперебойном обеспечении государства необходимыми финансовыми ресурсами с целью осуществления его деятельности.

2) распределительная функция обеспечивает процесс рассредоточения части совокупного общественного продукта между потребителями.

3) регулирующая функция, предполагающая осуществление регулирования хозяйственной конъюнктуры рынка в стране, структуры занятости населения, накопления сбережений, научно - технического прогресса и других объектов жизнедеятельности страны.

4) стимулирующая функция, которая осуществляется через систему льгот, исключений, преференций для определенных граждан страны.

5) контрольная функция, обеспечивающая своевременное отслеживание государственными органами поступления в бюджет страны налоговых платежей.

6) социальная функция. Данная функция предполагает обеспечение поддержания социального равновесия среди населения путем снижения неравенства в реальных доходах определенных групп населения страны.

Взаимосвязь общегосударственных интересов и коммерческих интересов предпринимателей, организаций обеспечивается применением налогов как одного из экономических методов управления. Посредством налогов формируются взаимоотношения предпринимателей, организаций различных форм собственности с бюджетами государственного, регионального и муниципального уровней. Также посредством налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, привлекаются иностранные инвестиции, создается хозяйственно - расчетный доход и прибыль организации.

Главной целью налогов для государства является формирование финансовых средств государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Эти средства необходимы для реализации государством своих функций. При помощи налоговой политики перераспределяется созданный в обществе продукт, происходит его сосредоточение в бюджете государства для последующего удовлетворения потребностей общества. Налоговая политика призвана регулировать воспроизводственные пропорции, стимулировать или сдерживать темпы производства, инфляции, цен, а также формирует антимонопольную политику. Налоговый механизм позволяет перераспределение доходов населения, обеспечивает проведение социальной защиты малообеспеченных граждан, выступает регулятором личных доходов граждан.

Узкие места в налоговой политике могут приводить к значительному снижению поступлений налогов в государственные бюджеты, нарушать баланс межбюджетных отношений, снижать показатели платёжного баланса страны, приводить к усилению социальной напряженности среди населения. Поэтому управление в сфере налогообложения – это важная часть сферы системы управления, а также важная социально значимая сфера управленческих действий.


Государственное управление налогообложением включает [4, с. 75]:

- систему органов управления (законодательные и административные);

- совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Задачами государственного управления налогообложения являются:

- Прогнозирование объема налоговых поступлений на основе анализа роста доходности организации;

- Совершенствование и создание новых концепции налогообложения и налоговой политики;

- Разработка правовых актов процесса налогообложения;

- Выполнения условий функционирования налогового механизма;

- Формирование системы учёта и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в сфере налогообложения состоит из налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля.

1.2. Особенности налогообложения физических лиц

Налоги с физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. На сегодняшний день физические лица являются плательщиками большинства налогов, установленных в Российской Федерации. Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стали ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, но оказывают существенное воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

В связи с вышеизложенным проблема совершенствования налогообложения физических лиц, а также роли налогообложения физических лиц в формировании доходной части бюджета субъектов РФ является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения. Для любого уровня бюджетной системы наиболее важным является уровень собственных доходов, т.е. законодательно утвержденные налоги и сборы соответствующего уровня, поступающих как от юридических, так и физических лиц [14, с. 63].

В региональные бюджеты в РФ налоговые поступления распределяются на основе положений Бюджетного кодекса, это в основном касается федеральных налогов, что касается региональных и местных налогов, они полностью подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ.


Физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели – это также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В налоговой системе Российской Федерации присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами [14, с. 64]:

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ),

- налог на имущество физических лиц,

- транспортный налог,

- земельный налог,

- государственная пошлина.

В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение физических лиц. Взимание каждого из налогов регулируется специальными главами Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 13–15 НК РФ перечисленные выше налоги, уплачиваемые физическими лицами, относятся соответственно к федеральным налогам и сборам, региональным налогам и местным налогам [1].

Налогообложение является неотъемлемой частью политики любого государства в сфере экономики. Оно выступает в качестве связующего звена между доходами граждан и организаций и государством, являясь при этом формой государственных доходов. Иными словами, налогообложение представляет собой систему налогов, возложенных на физических и юридических лиц в силу закона. Но, как и любой экономический инструмент, налогообложение имеет свою специфику как по отношению к физическим лицам, так и по отношению юридических лиц.

Особенность налогообложения физических лиц в Российской Федерации заключается в относительной простоте уплаты налогов, в отличие от юридических лиц. Тем самым, контроль в сфере налоговых отношений за физическими лицами более прост. Законодательство РФ предусматривает ряд налогов, которыми облагаются физические лица.

Среди них самыми важными являются два основных налога: налог на имущество и налог на доходы физических лиц. Особенность первого из них заключается в том, что имущество выступает объектом налоговых отношений, а не источником доходов. Уплачивается этот налог физическими лицами, которые являются собственниками имущества. В случае наличия более одного собственника налог уплачивается каждым из них, при этом сумма налога соразмерна доле в имуществе. Однако в течение нескольких последний лет не утихали дискуссии о необходимости реформировать этот налог. Это связано с тем, что подход к имущественному налогообложению устарел. Действительно, ведь инвентаризационная стоимость имущества, исходя из которой рассчитывался этот налог, представляла собой величину, не имеющую практически ничего общего с рыночной ценой недвижимости.


В связи с этим в Налоговом кодексе был введён новый налог в виде главы 32 «Налог на имущество физических лиц». Кроме того, разработана методика, по которой кадастровая стоимость теперь должна рассчитываться с помощью массовой оценки, но при этом стоимость основывается на анализе рыночных цен на похожие объекты недвижимости [12, с. 136].

Также предусмотрены некоторые нюансы, которые призваны помочь снизить налоговую напряжённость: переход к уплате всей суммы нового налога будет постепенный, на протяжении 5 лет. Каждый налоговый период будет характеризоваться ежегодным увеличением на 20% от разницы между новым и прошлым налогом. Вид этого налога выходит на лидирующее место в сфере бюджета государства. За последнее время налоги физических лиц выступают по своей значимости наравне с налогами юридических лиц, тем самым значительно пополняя государственный бюджет.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – является прямым федеральным налогом, с полученного от физического лица дохода. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Доходы, в широком смысле этого слова обозначают денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой - либо деятельности за определённый период времени. Принципы определения доходов сформулированы в ст. 41 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства. Данный налог выполняет регулирующую, фискальную и социальную функцию налогообложения.

Объектом налогообложения земельного налога выступают земельные участки, расположенные на территории РФ, которыми владеют налогоплательщики на праве постоянного пользования, праве наследуемого владения или праве собственности.

Налоговые ставки не должны превышать 0,3% от кадастровой оценки для таких земельных участков, как [14, с. 66]:

– участки, отнесённые к жилищному фонду или предназначенные для строительства жилищ;

– участки сельскохозяйственного назначения, а также участки, предоставленные для садоводства, огородничества или личного подсобного хозяйства.

Для остальных земельных участков налоговая ставка составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Начисляется этот налог налоговыми органами и на основании уведомления уплачивается физическими лицами.

С 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс в отношении земельного налога. Теперь сумма налога определяется с учетом кадастровой стоимости имущества, а не на основании балансовой стоимости. Кадастровая стоимость была максимально приближена к рыночной стоимости. Как и налог на имущество, земельный налог будет повышаться на 20% каждый год, к 2020 году налогоплательщики смогут уплачивать его в полном размере. Данный проект начал действовать с 1 января 2016 года в 28 регионах, включая Подмосковье.


Транспортный налог является не менее важным в образовании государственного бюджета. Уплачивают его только те физические лица, чьи транспортные средства были зарегистрированы. Объектом налогообложения выступают любые транспортные средства (кроме некоторых исключений), включая водные и воздушные. Особенность транспортного налога заключается в том, что он исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляет ГИБДД.

Физические лица уплачивают налог на основе предоставленного уведомления.

Ставка налога учитывает следующие критерии [12, с. 138]:

1) тяга реактивного двигателя;

2) мощность двигателя;

3) валовая вместимость транспортного средства с расчётом на одну лошадиную силу мощности двигателя;

4) количество месяцев в году, в течение которых транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД;

5) и прочие критерии.

Таким образом, налогообложение является важным инструментарием государственного бюджета. Но политика, проводимая в сфере налогообложения физических лиц, ещё не совершенна и требует значительных доработок. Налоговая политика и система налогового администрирования имеют важнейшее значение в экономической политике государства.

Налоги на протяжении всей истории человечества были и продолжают оставаться одними из важнейших инструментов проведения государственной экономической политики. Важными элементами налоговой системы являются не только состав взимаемых налогов, выбранные объекты налогообложения, величина налоговых ставок, но и сами методы исчисления и взимания налогов. В настоящее время особую значимость для региональных и местных бюджетов имеют налоги с физических лиц.

2. Анализ экономического значения налогообложения физических лиц в России

2.1. Характеристика имущественных налогов с физических лиц в

Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности. Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) – сбор средств, в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, снабжение их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей [7, с. 26].