Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги есть неотъемлемая атрибутивная характеристика государства. О степени развитости налоговых систем, как одной из форм перераспределения дохода в обществе в пользу целого, то есть государства, отдельных социальных групп, следует судить и о степени цивилизованности самого государства, уровня развития его производительных сил и степени зрелости производственных отношений.

Налог есть одновременно форма разрешения противоречия между интересами целого, которые отражаются в требованиях, нормах, конституции государства и интересами его частей, то есть отдельных граждан, домашних хозяйств, бизнеса, предпринимательских сообществ, некоммерческих организаций. Финансовыми инструментами изъятия части получаемого членами сообщества в пользу целого в рамках финансового механизма (в данном случае налогового), исторически были выработаны такие формы, как например, налоги на доходы, налоги на оборот продукции, налоги на недвижимость, налоги на пользование, например, природными ресурсами, налоги на приобретение товаров, налоги на холостяков, процентные налоги, налоги на деньги, налог на поддержание бедных.

Современная налоговая система – это результат длительного развития цивилизации, который представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием экономики и государства.

Актуальность данной работы состоит в том, что налоги физических лиц признаются наиболее устойчивым источником доходов для решения задач и функций региональных и местных уровней власти в Российской Федерации, которые обеспечивают осуществление конституционных прав граждан на образование, здравоохранение, а также благоприятную среду обитания, то есть социально-экономическое развитие регионов. Именно поэтому значение налогообложения физических лиц возрастает, собственно, как и сама потребность региональных и местных бюджетов в дополнительных источниках доходов, что подтверждает необходимость разработки основных направлений совершенствования имущественного налогообложения физических лиц.

Цель работы, изучить порядок налогообложения физических лиц и их экономическое значение.

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц;


- проанализировать экономическое значение налогообложения физических лиц в России;

- изучить проблемы и направления совершенствования налогов с физических лиц.

Предметом исследования в работе являются налоги с физических лиц.

Объект исследования – порядок налогообложения физических лиц и их экономическое значение в РФ.

В работе использованы следующие методы исследования: общенаучные, а именно, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции, а также специальные – сравнительный метод, метод классификации и дифференциации, системно-структурный метод.

Информационной базой для создания данной работы являлись нормативные документы (законы РФ), учебная литература, монографии, публикации журналов «Финансы», «Налоговый вестник», «Налоги» и данные всемирной сети Internet.

1. Теоретические аспекты сущности налогов и особенности налогообложения физических лиц

1.1. Экономическая сущность и функции налогов

Экономическая сущность налогов не обходится без глубокого и всестороннего рассмотрения. В целях раскрытия сути данного понятия необходимо более подробно рассмотреть разные категории: все виды определений налогов, определение их места и роли. Проанализировав работы многих авторов за последнее десятилетие ясно, что до сих пор к единому определению данного понятия так и не пришли. Основополагающим объектом исследования науки является – налог. Именно вся сущность экономических, политических, правовых и социальных интересов государства и общества. Для тщательного анализа и определения сущности налогов, необходимо исследование методологии налогообложения. Другими словами, необходимо проанализировать систему методов познания, которая связывает теорию и практику налогов. Многие ученые и исследователи к определению «налог» подходят с разных позиций. Возможно рассматривать как с философской стороны, рассуждая о необходимом благе и зле, а возможно характеризовать как экономическую категорию [11, с. 27].


Как экономическая категория выступает специфическое общественное назначение, а именно формирование и использование денежных средств страны. С одной из сторон, налог принадлежит к финансово-распределительной категории, которая связана с формирование финансовых резервов на стадии распределения и перераспределения ВВП. Рассматривая с другой стороны (правовой природы), налог есть мера упорядочения, ведения имущественных отношений участников общества и государства в определенные границы. Другими словами, это система правоотношений налогоплательщика и государства на основании законности, принуждения, безвозмездности, а, следовательно, понятие налог можно рассматривать как юридический аспект.

Налог можно рассмотреть в политическом аспекте: воспроизводства системы государственной власти, уравновешение интересов государства и разных слоев общества. Большинство авторов подчеркивают свои отдельные характеристики, которые берут за основу при определении понятия. Так А.В. Брызгалин дал характеристику налогу как комплексной категории, которая имеет экономическое и юридическое значение [11, с. 28].

Под редакцией Юткиной Т.Ф. была сформулирована такая характеристика, что налог является не только правовой категорией, но также фискальной, финансовой, экономической и, конечно же, философской. Ранее вопросы о содержании понятия «налог», а также о его функционале и принципах по настоящее время остается дискуссионным. До сих пор авторы не могут прийти к единому определению, скорее всего это связано с различными мнениями о налогах в обществе и сложностью сущности самого понятия.

Таким образом, классики политической экономики Смит А. и Рикардо Д. пришли к единому пониманию сущности налога, несмотря на явное различие в трактовке. Сущность они видят в том, чтобы рассматривать налог как категорию непроизводительного характера, который обуславливается сущностью и ролью государства. Тургенев Н.И является основоположником финансовой науки России. В своих работах он связывает возникновение налогов тесно с государством. Его взгляды неоднократны.

С одной стороны, налог характеризует как добровольный взнос граждан в бюджет государства для его функционирования, а с другой – все-таки указывает на принудительность уплаты взносов налогоплательщиками. Орлова М.Ф. рассматривает налог в качестве пожертвования, которое приносят граждане для безопасности и пользы всего государства и общества. Иловайский С.И. решил определить налог как принудительным денежным взносом частных хозяйств по закону. Озеров И.Х. указывает, что налог – принудительный сбор, взимаемый с лиц с определенной территории в бюджет государства с целью покрытия расходов. Изучая и анализируя все взгляды отечественных ученых конца XIX – начала XX веков, можно их объединить в одно определение, по которому налог – принудительное изъятие от налогоплательщика определенного количества денежных средств без соответствующего эквивалента [11, с. 30].


Но по законодательству существует свое определение. В налоговом законодательстве, а именно в Налоговом кодексе России в статье 8 приведено следующее определение понятия: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных) образований». Данное определение дает полную характеристику понятию налога.

Существует два общих понятия [4, с. 68]:

– с экономической стороны, налог – инструмент фискальной политики и метод косвенного регулирования экономики на макроуровне;

– с юридической стороны, налоговые отношения – совокупность специфических обязательств, которыми обязывают субъекта налогообложения оплачивать налоги в бюджет в соответствии с законодательством в пользу государства.

Под сбором согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Также у налогообложения имеются принципы, на которых оно основано. Приведем принципы по российскому законодательству [4, с. 69]:

– всеобщность (обхват налогом всех экономических субъектов, которые получают любые виды доходов);

– стабильность (устойчивость видов налогов);

– равнонапряженность (равная нагрузка на субъекты с одинаковыми доходами);

– обязательность (принудительность выплаты налога);

– социальная справедливость (ставки и льготы должны уравнивать все слои населения);

– горизонтальная справедливость;

– вертикальная справедливость.

После этого рассмотрим основные функции налогов, так как они отображают экономическую их сущность и внутреннее содержание. В разные периоды, разные авторы выделяли различные функции налогов. Так в период 1992 по 1998 года профессор Родионов В.М. разделял функции налога на фискальную и экономическую, которую иногда дробили на регулирующую и стимулирующую. Академик Казак А.Ю. классифицировал на фискальную и стимулирующую (регулирующую).


По мнению Дробозиной Л.А. существовали две функции: фискальная и регулирующая. Так, по мнению профессора Заяц Е.А., была только распределительная и контрольная функции. Следующий период начинается с 1999 года. Здесь мнения ученых также разделились и расширились.

По мнению Черник Д.Г. функции налогов подразделяются на:

– фискальная (наполнение деньгами бюджета государства);

– распределительная (социальная) – перераспределение финансовых средств через налоговую систему в пользу социальной сферы;

– регулирующая (стимулирование или дестимулирование развития отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении);

– контрольная (налоговая отчетность позволяет получать информацию об истинном положение страны);

– политическая (связана с режимами налогообложения с отдельными странами).

Стоит отметить, что среди авторов разногласий по поводу актуальности фискальной функции не существует. Эволюция функций налогов непосредственно связано с развитие налогообложения и изменением самих видов налогов. Проблема разногласий авторов и исследователей заключается в смешении понятия «функция» и «роль». Два понятия тесно связаны между собой, однако имеют разный смысл. Поэтому необходимо четко определить понятия функции и роль налогов. Ответ на этот вопрос помогут ответить словари. Функция является составной частью от сущности и роли, которая выражается. Поэтому налоги – реализация общественного назначения той или иной экономической категории. В заключение отметим, что функция действует всегда в рамках отношений соответствующей категории. Поскольку, регулирование могут осуществлять только субъекты в процессе выбора методов налогового регулирования и их утверждения в законодательстве, поэтому налог не может себя не увеличивать, не уменьшать.

Среди основных признаков налога выделяют [4, с. 72]:

1. Императивность. Данный признак предполагает, что субъект налога не вправе отказаться от осуществления возложенной на него обязанности по внесению налогов и сборов в бюджетные фонды страны.

2. Смена формы собственности. То есть посредством налогов часть собственности субъекта налогообложения в денежной форме переходит в государственную собственность, при этом формируется государственный денежный фонд страны.

3. Безвозвратность и безвозмездность налогов, то есть сумма рассчитанного и уплаченного налога никогда не возвращается к субъекту налога и последний не получает ничего взамен уплаты.