Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Анализ и обсуждение результатов исследования динамики сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Дошкольное детство – это первый период психического развития детей, так как в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка, его познавательных процессах и различных видов деятельности.

Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. Ребенок активно изучает окружающий мир, подражая взрослым, поэтому для правильного формирования личностного развития дошкольника взрослым, которые находятся рядом с ним, будь то педагог, воспитатель или родители, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.

Большинство психологов и педагогов считают, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, С.Л. Рубинштейн и др.).

Игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.

Игра связанна с развитием личности, именно в период особенно интенсивного ее развития.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее и обогащении внутреннего содержания.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способностей детей, их познавательной деятельности и воображения, воли и властвования собой. Ребенок учится в игре и, овладевая ролью, также учится понимать другого человека и входить в его положение, что также важно для жизни в обществе.

Таким образом, актуальность и значимость вышеизложенного и обусловило выбор темы исследования: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста».

По данной теме цель исследования: изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: личностное развитие дошкольника.

Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника.

Гипотезой исследования послужило предположение, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, если будет носить целенаправленный и систематический характер.


Задачи исследования:

- изучить понятие и сущность личностного развития дошкольника в психолого-педагогической литературе;

- раскрыть особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть сюжетно-ролевую игру, ее роль в развитии личности дошкольника;

- провести эмпирическое исследование по изучению уровня развития личности дошкольника;

- разработать рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства личностного развития дошкольника.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: анкетирование и тестирование, обработка данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад №36 г. Тюмени. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста 3-6,5 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводу и результаты работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по личностному развитию детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния сюжетно-ролевых игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста

1.1 Теоретические подходы к определению понятия «познавательное развитие»

Одним из главных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.


В познавательной сфере можно выделить три компонента:

  1. Познавательные (психические) процессы.

Сюда относятся:

- восприятие;

- внимание;

- память;

- воображение;

- мышление

Представленное тремя основными видами: наглядно-действенными, наглядно-образным и логическим и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и пр.

В дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. У ребенка формируется представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что ребенок при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребенок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит познает.

  1. Информация.

Включает в себя опыт и достижения, накопленные человеком на пути познания мира. Сюда относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребенку требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно-следственные взаимосвязи. В процессе, которых ребенок приобретает навыки исследователя, познает свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребенок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

  1. Отношение

Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт ребенка, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребенок получает и осмысляет информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создает исходное для формирования личности ребенка дошкольного возраста. Следует подчеркнуть, что ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребенок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.


Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребенка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик-кубик-кирпичик); величине (большой-маленький); количестве предметов (один-много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определенному признаку, материалам.

Познавательное развитие – наиболее объемная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, воображение и внимания. Операциональная сторона познавательных процессов – это те действия, те преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией.

Содержательная сторона – это образы, представления и понятия, те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач.

При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики. Первая – это сами знания. Сюда входят представления ребенка о природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Однако существует и вторая характеристика в овладении знаниями – это освоение способов их получения. Сюда входит развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать.

1.2 Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие дошкольников – это структура, направленная на формирование личностного опыта ребенка. Через обучающий процесс ребенок может получить, а затем анализировать всю информацию. Педагоги грамотно подбирают материал, учитывая возрастные особенности детей, что бы упростить процесс восприятия урока.

Любой ребенок, посещающий детский сад, стремится познать окружающий мир. Таким образом познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового.

Детский дошкольный возраст – благоприятное время для формирования образа мира.

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у детей раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с двух лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.


Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:

- Расширить представления детей о «большом мире» через мультимедийные презентации;

- Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

- Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели (мнемотаблицы).

- Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

- Восприятия, и, прежде всего его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);

- Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.