Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Анализ и обсуждение результатов исследования динамики сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который придумывает разнообразные действия, через взятую на себя роль и ощущает себя активным «участником жизни взрослых». (Д.Б. Эльконин).

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Функции игры:

  1. Развлекательная функция.
  2. Коммуникативная функция.
  3. Функция самореализации.
  4. Игротерапевтическая функция.
  5. Диагностическая функция.
  6. Функция коррекционная (педагогическая и психологическая коррекция).
  7. Функция межнациональной коммуникации. Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.
  8. Функция социализации. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Играя, дети учатся применять на практике свои знания и умения, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий просмотр для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Имеет образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослый, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.


Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдением, беседой, чтением и др.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Выводы по главе 1. Теоретические аспекты изучения влияния сюжетно-ролевых игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребенок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.


С достаточной определенностью можно сказать, что в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка. Игра имеет большое значение для его физического и психологического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Глава 2. Экспериментальное исследование динамики сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

2.1 Организационные аспекты построения эксперимента

Экспериментальное исследование было проведено в сентябре 2019года на базе МАДОУ Детский сад №36 «Полянка» города Тюмени.

Цель: изучить развитие сюжетно ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. В эксперименте принимало участие 15 детей в возрасте от 5.2 до 6 лет. Характеристика выборки в таблице №1.

Таблица 1

Характеристика выработки

Код имени

Возраст

пол

1

А.А

5

Ж

2

К.А

5.5

Ж

3

П.Л

6

Ж

4

У.Г

5

Ж

5

Н.Р

5

М

6

И.Ю

6

Ж

7

Н.М

6

Ж

8

А.З

6

М

9

К.М

5.4

М

10

К.И

5

Ж

11

П.Е

5.1

Ж

12

Р.В

6

М

13

Л.Е

6

М

14

В.А

5.8

М

15

У.В

5.3

Ж


Исследование носило констатирующий характер. Было направлено на изучение развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. На этапе эмпирического исследования использовалось 2 метода:

- наблюдение с целью изучения динамики сюжетно-ролевой игры детей в условиях свободной деятельности;

- метод беседы, который использовался с целью изучения игровых предпочтений детей.

При наблюдении фиксировались выделенные показатели развития сюжетно-ролевой игры:

- Роль;

- Сюжет;

- Отношения.

Первая процедура, которая использовалась, была беседа с детьми о их игровых предпочтениях. Результаты беседы представлены в таблице №2 (смотреть в приложении). Также были проанализированы сюжеты детских игр и выделены характерные сюжеты для детей старшего дошкольного возраста, результаты представлены в диаграмме №1.

2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования динамики сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Анализ беседы.

Проанализировав результаты беседы, мы сделали вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте 20% детей предпочитают игру дома и 80% в группе детского сада, обосновывая это большим количеством детей, то есть предполагаемых игровых партнеров, что свидетельствует о том, что эти дети предпочитают игру в коллективе сверстников.

Диаграмма №1

По результатам, беседы о любимых и желаемых играх ответы детей показали, что в старшем дошкольном возрасте 10% детей хотят играть в предметные игры с игрушками и 90% предпочитают сюжетно-ролевую игру со сверстниками. Исходя из этого, можно говорить о том, что сюжетно-ролевая игра у детей этого возраста является ведущим видом деятельности и ее особенности соответствуют возрастным особенностям.


Изучив ответы детей об игровых действиях выполняемых в игре, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте 10% детей в игре выполняют предметные действия и 90% выполняют игровые действия направленные на сверстника в сюжетно-ролевой игре.

По результатам ответов на вопросы о предпочитаемом партнере по игре, в старшем дошкольном возрасте 100% детей предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками. По результатам этого анализа можно увидеть, что в старшем дошкольном возрасте основной становится общественная тематика («школа», «путешествие», «кафе», «магазин», «больница»).

Второй процедурой, которой мы пользовались, было наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5,5-6 лет в естественных условиях. Перед нами стояла цель изучить развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. Данные наблюдений мы анализировали согласно уровням развития сюжетно-ролевой игры выделенным Д.Б. Элькониным (критериями выступали компоненты сюжетно-ролевой игры по Эльконину: 1- роль, 2- сюжет, 3-содержание, 4- игровые действия), анализ уровней представлены в диаграмме № 2.

Диаграмма №2

Анализ наблюдения:

Проанализировав полученные результаты, делаем вывод о том что у детей старшего дошкольного возраста преобладает четвертый уровень развития сюжетно-ролевой игры по Эльконину.

Центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения.

Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение регулируется правилом. Речь выразительна, развернута и носит явно ролевой характер. Действия логичны и разнообразны, развертываются в четкой последовательности. Удельный вес речевых действий возрастает. Ребенок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение им в игре. Широко используются замещения.